Мария Фариса
4 августа 2014
9022

Африка под кожей. Культ кандомбле в бразильском Салвадоре

Для работы на плантациях португальцы привезли в Бразилию более 5 млн рабов. Те веками хранили Африку под кожей и передавали ее по наследству.

У Салвадора, бывшей столицы Бразилии и самого «черного» города страны, европейская внешность: мощеные улицы, колониальные дома, католические храмы и космополитично одетые люди. Только два явления — капоэйра и кандомбле — выдают африканскую душу Салвадора. Если танец-борьбу капоэйру вечером можно наблюдать на каждой площади и даже свободно посетить занятие в школе, то священный ритуал кандомбле недоступен случайным зрителям.

В туристическом бюро мне предложили тур на обряд кандомбле. Правда, на постановочное представление. Мне же хотелось увидеть настоящую церемонию. По наводке сотрудника моего отеля с наступлением темноты я пошла гулять по историческому центру. Рядом со спуском Ларго-до-Пелоуринью мужчина в неприметной одежде тихим голосом, чтобы не слышали полицейские, предлагал прохожим-туристам поучаствовать в ритуале кандомбле. С меня и еще пяти иностранцев взяли крупную сумму, посадили в микроавтобус на грани распада и по крутым дорогам без фонарей повезли в фавелу — бразильскую трущобу.

Нам никто ничего не объяснял, никакой исторической справки. Мы вышли из микроавтобуса и сразу попали в террейро — обычный дом с комнатой в 30 кв. м. По неодобрительным взглядам присутствующих на наши фотокамеры сразу стало понятно, что все происходящее здесь — настоящее. Экскурсия эта нелегальная, а тот, кто нас привез, — член общины, который захотел подзаработать.

Пока мы без единого звука, ошеломленные, сидели в последнем ряду в полупустом храме, участники церемонии выставляли дополнительные стулья для прихожан и освобождали место для музыкантов. Стулья для женщин находились справа от входа, для мужчин — слева. Постепенно храм заполнился людьми. Прихожане, все до одного чернокожие, были одеты в белое, при встрече пожимали и целовали друг другу руки. По нам скользили безучастными взглядами, не выражая малейшего интереса. Музыканты заиграли африканскую мелодию и запели на португальском. Спустя несколько песен из подсобки вышли женщины с пышными юбками на каркасах и принялись ходить по кругу, пританцовывая.

Люди прибывали и прибывали. Тем, кому не хватило места в террейро, стояли на улице и наблюдали за происходящим через окна. Те, кто танцевал в круге, повторяли одни и те же движения, пока не впали в транс. Вскоре к женщинам в круге присоединились мужчины. Тех, кто впадал в транс, уводили в подсобку и переодевали в божество, которое, по их мнению, вселилось в тело человека. Тогда началось настоящее представление: танцоры в золоченых доспехах, в шляпах с перьями экзотических птиц, в роскошных платьях бесновались в трансе. Неудивительно, что европейцы, воспитанные на более строгом восприятии религии, подавляли такое веселье. До середины прошлого века культ кандомбле был вне закона. До сих пор террейро — здания, где проходят обряды, — никак не обозначены и не отличаются от обычных домов.

Прихожане, по понятным только им правилам, то вставали со своих мест, то садились. Мы повторяли за ними, хотя стоять по десять-пятнадцать минут в такой тесноте было тяжело, как и выносить духоту, влажность и жажду. Меня удивило, что за те четыре часа, что мы пробыли на церемонии, никто из прихожан не выпил и глотка воды. Мы, зачарованные зрелищем, забыли о времени, ужине и жажде, только смотрели и смотрели на людей в трансе, беснующихся и строящих рожи. Прихожанам, похоже, тоже было не до физических потребностей, только они, в отличие от нас, наблюдали божественное: как духи занимают тела их товарищей.

Мы покинули террейро в разгар плясок. Мужчина, который нас привез, подал знак, мы поднялись со своих мест и с огромным трудом прорвались через напиравшую толпу. Вышли из храма в черную салвадорскую полночь, уставшие, обезвоженные и с пониманием того, что ничего подобного нам больше никогда не увидеть.

По возвращении домой я принялась разбираться, что к чему. Оказалось, что кандомбле на языке йоруба означает «обычай черных людей». У белых людей был свой обычай. Португальцы привозили рабов из Африки и насильно обращали их в католичество. Одна за другой строились церкви для черных. Рабы искренне приняли католичество, но продолжали поклоняться оришас — духам природы. Именно духам, а не одному верховному богу Олоруну, который создал этот мир и отдалился от него навсегда. Оришас, духи-божества, живут среди людей, потому поклоняться им приятнее: легче получить обратную связь. У каждого человека имеется один или несколько духов-покровителей. Если обращаешься к духу-покровителю с личной просьбой, нужно принести в жертву животное или растение.

Первобытные на первый взгляд ритуалы исполняют не только маргинальные слои общества, но и средний класс, а также весьма обеспеченные люди. За время жизни в Бразилии во многих домах мне доводилось видеть алтари оришас. Чаще других встречались алтари богини воды Иеманжа, статуи которой имеют удивительное сходство с девой Марией.

Духи очеловечены: у них есть предпочтения, характер, сильные и слабые места, любимые блюда. Как и положено настоящей религии, в кандомбле имеется полный пакет мифов и историй об оришас, а также своя теория о построении мира. Говорят, она сложнее, чем кабалистическое древо жизни, и уж точно намного сюрреалистичнее.

Подпольная практика капоэйры и кандомбле служила лекарством для душ и спасала рабов от полного отчаяния в нечеловеческих условиях. Чернокожие работники веками жили на чужой земле и сохраняли Африку под своей кожей. Не расстались с ней и до сих пор. Потому кандобле считается чуть ли не единственным культом, ритуалы и верования которого спустя несколько веков остались неизменными. Если путешественнику в Салвадоре выпадет удача побывать на церемонии кандомбле в настоящем террейро, движения и костюмы танцоров, мелодии, поведения прихожан будут такими же, как и 50, и 200 лет назад. Один из немногих случаев, когда для сохранения культурного наследия не нужно покровительство ЮНЕСКО — носители культуры охраняют ее лучше ученых и чиновников с бюджетами на музеи и брошюры.

Читайте также
Комментарии
Галина Боинчану
4 августа 2014, в 17:07

Удивительно....интересно... спасибо.

афина пушкина
5 августа 2014, в 11:45

да, удивительно. Если людям обычаи древние помогают, укрепляют их - то пусть всё будет. Мы вот тоже ильин день отмечаем, равно как и день Святой троицы. В церквях веточки-трава, так душисто и так приятно, как любое лето в детстве

Мария Фариса
5 августа 2014, в 17:34

Согласна :)

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Как же я люблю чувствовать себя безликим в городе, где я раньше никогда не былБилл Брайсон