Иван Петров
11 июля 2014
20074

Блаженные

Юродство на Руси — театр одного актера, со слезами, смехом и при живом участии публики. Вериги на голом теле и брань с грешным миром. Четыре истории русских блаженных — в материале «Моей Планеты».

Миша-Самуил

Время действия: 1848–1907

Место действия: Переславль

Причислен к лику блаженных

Крестьянский мальчик Миша Лазарев, родившийся в двух верстах от Переславля, чудить принялся с детства. Пошел как-то в садочек, да и закопал молодые яблочки и сверху поставил крест, за что его, ясное дело, побили. Побили и когда стал он носить на кладбище землицу, а только через короткое время случился в селе мор. Вот и пошла про Мишу молва, что, мол, человек он божий.

Отроком уже он перебрался в переславскую Троицкую слободу, где поселился у инвалида Симеона Вуколова. Юродивый был высокого роста, с растрепанной белой бородой, а Самуилом его прозвали в честь почившего монаха, который блаженного привечал. От этого-то инока и досталась ему извечная его скуфеечка, а кроме скуфеечки носил он коротенькую курточку и фартук, да на руки отчего-то повязывал две красные повязки. Если можно говорить о специализации среди людей божьих, то Миша был признанным специалистом по предсказанию смертей. Бывало, подойдет к новому дому да скажет: «Хорош дом, но недолго в нем жить». И плачет. Обязательно в скором времени кто-нибудь из обитателей да отойдет. А если копеечку попросит за поминовение живого еще мальчика — дело верное, мальчик будет покойник.

За такие-то дела и полюбили Мишу горожане, и весь город отправился отпевать его в небольшую слободскую церковь, когда умер он в 1907 году. Мишина могила и по сию пору предсказывает смерти и лечит болезных.

Иван Яковлевич Корейша

Время действия: 1783–1861

Место действия: Смоленск и Москва

К лику блаженных не причислен

Так вышло, что главный юродивый русской литературы (Достоевский вывел его в «Бесах», Толстой — в «Юности») Иван Яковлевич Корейша так и не был причислен к лику блаженных.

Он был сыном смоленского священника, с детства отличался кротостью нрава. Закончил семинарию, вернулся в отчий дом, чтобы в скором времени его покинуть и уйти в лес. Местные мужики нашли его, когда он без всякого видимого смысла ковырял палочкой землю. Мгновенно определив в Иване Яковлевиче юродивого, крестьяне выстроили ему в лесу избушку, где он и подвизался несколько лет, и там собиралось вокруг него богомольное общество. Была среди посетителей и барышня, которая вот-вот собиралась выйти замуж за офицера, героя 1812 года. Думала барышня поинтересоваться насчет перспектив такого супружества. Ну тут и заорал Иван Яковлевич: «Разбойники! Воры! Бей! Бей!» Увидев в том недоброе для себя предзнаменование, девушка дала кавалеру отказ и ушла в монахини, а кавалер переломал юродивому ноги и упек его в московский сумасшедший дом (в послевоенном Смоленске своего не было).

Таким-то странным образом и началась настоящая жизнь для Ивана Яковлевича: в безумную больницу люди устремились со всей суеверной Москвы. Корейша пролежал в палате несколько десятков лет, принимал от дарителей калачи и табак и пророчествовал. Отвечал на вопросы многозначно, записки писал каракулями. Вопрос: «Что будет с рабом Константином?» Ответ: «Житие, а не роскошная масленица».

На старости лет блаженный почти и не ходил. Он смешивал больничные харчи с дарами, как то: щи с яблоками, и потчевал смесью просителей. От головной боли лечил сильным ударом моченым яблоком по лбу и как только не чудил, чем привлекал к себе купчих и отпугнул революционера-этнографа Прыжова, который выпустил в 1860 году на него обличение, ставшее самой подробной его биографией.

Ксения Петербургская

Время действия: вторая половина XVIII века

Место действия: Петербург

Причислена к лику блаженных

В Петербурге туго с чудесами: здесь не являются чудотворные иконы, не было за все 300 лет ни одного чудотворца-святого. Петра, вероятно, такое положение дел бы не огорчило, наоборот — линии и проспекты словно бы и чертились с тем расчетом, чтобы ничего не проглядеть, не допустить ничего чудесного, тайного и вообще «из старой жизни». Это позже населят этот город тайнами Достоевский и Андрей Белый, но это будут тайны уже другого сорта.

Из чудес традиционных в Петербурге — одна только местночтимая святая, объявившаяся в городе вскоре после смерти Петра («кот из дома — мыши в пляс»). Молодая полковничья вдова по смерти мужа переоделась в его платья и в таком виде ходила по Петербургской стороне, на имя свое не откликаясь. Имущество раздала бедным, сама принимала подаяние, а чаще встречала издевательство от местных мальчиков. Юродивая ночами уходила в поле, а когда на Петербургской стороне строили церковь, до рассвета носила кирпичи, помогая рабочим. Из чудесного — Ксения предсказала смерть купчихе Крапивиной, сказав: «Зелена крапива, а скоро завянет».

Культ Ксении и центр его — часовня на Смоленском кладбище, что на Васильевском острове, за рекой Смоленкой, процветает вот уже полтораста лет. Часовню пытались закрыть в советское время, но успеха этого не принесло — богомольцы по-прежнему оставляли записки с просьбами к блаженной. Маршрутки, идущие до Камской улицы, до сих пор возят к Ксеничке набожных старушек.

Василий Блаженный

Место действия: Москва

Время действия: ок. 1468–1552

Причислен к лику блаженных

Житие Василия Блаженного, написанное вскоре по открытии его мощей и известное по старейшему списку 1600 года, почти целиком состоит из общих мест и отсылок к другим произведениям древнерусской литературы, и о жизни святого мы узнаем главным образом из сохранившихся легенд и преданий. Родился вроде бы при Иване III, кто-то даже уточняет — в 1468 году, недалеко от столицы, в селе Елехове. После отправился в Москву, где, согласно одной из версий, поступил в ученики к сапожнику. Там-то и произошел с ним случай, после которого о Василии заговорили: некий купец, возивший хлеб по Москве-реке, зашел в мастерскую и заказал сапоги. Будущий святой, вместо того чтобы немедленно исполнить или хотя бы приняться за исполнение, усмехнулся: «Господине, сошьем тебе сапоги такие, что и не износишь их». Усмехнувшись, прослезился. А когда спросили, так сказал: усмехнулся он оттого, что скоро умрет купец — так и оказалось через несколько дней.

С тех самых пор и принялся Василий чудить. Ходить по Москве стал голым («Наг весь, брада курчевата, в левой руке плат, правая молебна» — так предписано изображать блаженного) и в зной, и в стужу, особенно облюбовал Красную площадь и башню у Варварских ворот. Всеми доступными средствами обличал юродивый греховную жизнь своих сограждан: то разобьет лоток с куличами, то образ Богородицы на Варварских воротах, за что жестоко побили Блаженного (побили зря, юродивый оказался прав — икона была адописной).

Похоронили Василия, усопшего в 1552 году, на кладбище близ Троицкой церкви, что во рву, а позже, в 1588 году, уже после канонизации, в честь Василия возвели предел в церкви Покрова Богородицы на Рву, выстроенной совсем недавно по случаю победы над Казанским ханством.

Комментарии
Мадам Грицацуева
11 июля 2014, в 21:02

Пыляев М.И. "Замечательные чудаки и оригиналы Стародавние старчики, пустосвяты и юродцы" (1898) http://librebook.ru/zamechatelnye_chudaki_i_originaly/vol2/10

Victor Shah
12 июля 2014, в 15:58

Уважаемый автор, я, честно говоря, первый раз услышал про историю с "адописной иконой" и Василием Блаженным. Соответственно, засомневался и стал искать материал. Пока в интернете нашел вот такой комментарий на эту тему http://www.soborjane.ru/forum/163-2119-1 . Боюсь, что если поглубже вникнуть и обратиться к оригинальным источникам, то окажется, что это всё (как бы это помягче сказать) байки и происки.Простите, но если затрагивать подобные темы и пытаться бегло "констатировать" житие святых и блаженных, то может быть стоит не просто обращаться к таким "источникам" как Википедия, а прежде подробно и досканально изучить более-менее (общепризнанные) достоверные материалы?С уважением к вашему труду,но не вижу никакой необходимости пытаться "проехаться в лёгкую" на столь тонких материях.Может я и не прав, простите. Пусть историки меня, если что, поправят.

Иван Петров
13 июля 2014, в 03:38

Нет у вас никакого уважения к труду, Виктор, было бы - нашли бы досуг разобраться, прежде чем гадости писать. Вот смотрите какая штука: вы мне показываете ссылку на пост некой Иоанны на форуме "Соборяне" и на основании этого поста предъявляете мне серьезную претензию - мол, "констатирую" (конспектирую?) Википедию.  Вот вы боитесь, что если обратиться к оригинальным источникам, окажется - байки и происки (чьи?). Так не бойтесь, Виктор, обратитесь. Обратитесь, и узнаете, что ничего про Василия Блаженного толком неизвестно, все что знаем - все в очень неконкретном Житии и позднейших легендах, о чем и сказано в тексте. И вот один из эпизодов- про икону. Я с вашего позволения сошлюсь не на Житие (оно есть в библиотеке, но под рукой его нет, не могу указать страницу), а на работу Панченко, которую использовал при написании статьи: http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=cjuqX9-nX9E%3d&tabid=2275. Страница 150. Как вам кажется, Панченко - достаточно общепризнанный материал?

Иван Петров
13 июля 2014, в 03:42

А была уж та икона или не было ее, мы едва ли когда-нибудь узнаем до появления новых источников, не могу даже представить каких. Скорее всего не было, как и вообще не было адописных икон, но речь идет о легендарном по большому счете персонаже, вот и излагаются легенды. Давайте еще начнем спорить, предсказывали юродивые смерть или нет - тут уж я и вправду не найду, что вам ответить. Происки, тоже мне.

Иван Петров
13 июля 2014, в 04:06

Слушайте, что-то я пригляделся к ссылке. Вы вообще сами-то читали опус, на который ссылаетесь? "Славенизм", блин, был бы употреблен. Человек ни разу не ссылается ни на что, только на какой-то другой пост на форуме и на одну строчку из Википедии. Ну вы серьезно? На одну строчку из Википедии!

Julia Tambovceva
4 марта 2015, в 19:43

на мой взгляд, довольно циничная статья... никто не заметил?

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
12:05
По секрету всему свету. Северная Осетия
12:25
По секрету всему свету. Дагестан
12:50
Россия. Гений места. Камчатка
11:40
Зверята и их друзья. Ещё больше зимних зверят
12:35
Зверята и их друзья. Ещё больше весенних зверят
13:25
Природоведение. Тайны цветка
Важно не то, куда ты попадешь в конце, но какие приключения встретят тебя на этом путиПенелопа Райли