Irina Izotova
17 декабря 2015
20991

Длинношеее рабство

Чем этнографическая деревня отличается от человеческого зоопарка? Что вынуждает женщин идти на туристическую «панель»?

В 30-х годах ХХ века бирманские «женщины-жирафы» работали в британских цирках. Сегодня длинношеие карены — одна из главных достопримечательностей северного Таиланда. Впрочем, отношение к экзотическому аттракциону в мире весьма неоднозначное. Активисты и борцы за права этнических меньшинств обвиняют тайские турфирмы в эксплуатации длинношеих женщин, вынужденных идти за грошовым заработком на туристическую «панель». Представители деловых кругов возражают: Таиланд предоставил «женщинам-жирафам» работу; в пораженной геноцидом Бирме у длинношеих карен и того нет. Кто все-таки прав в этом споре и в чем разница между этнографической деревней и человеческим зоопарком? На вопросы «Моей Планеты» отвечает куратор Музея горных племен города Чианграй Альберто де ла Пас.

— Кто такие «женщины-жирафы» и как они стали туристической достопримечательностью Таиланда?

— «Женщины-жирафы» принадлежат к родственному каренам горному племени падаунг, или кайян, как они себя сами называют. Племя это, в отличие от остальных каренов, исторически проживает только в Бирме. Именно его представительницы удлиняют свою шею металлическими кольцами. В результате гражданского противостояния в Бирме в 1980-х годах борющиеся за автономию племена, включая кайян, были оттеснены к границе с Таиландом. Тогда повстанцы напрямую зависели от прозрачности границы и поставок с тайской стороны. Они подружились с тайскими властями, договорившись об организации туров на свои базы. Так женщины кайян стали туристической достопримечательностью. Со временем тайцы навели порядок на границе и депортировали большую часть успевшего перебежать народа, но к золотоносным кайян проявили милосердие: в провинции Мэхонгсон появилось поселение длинношеих карен. Сегодня большая часть туристов, желающих взглянуть на экзотических женщин, едет именно туда.

— Что имеют в виду, когда говорят об эксплуатации длинношеих женщин в Таиланде?

— Речь об их правовой и экономической незащищенности. Согласно закону тайское гражданство получают те представители горных племен, которые могут доказать, что проживали в Таиланде до 1976 года. Кайян пришли позже и потому гражданами не являются. Если у тебя нет гражданства, у тебя нет доступа к образованию, медицинским услугам, нет права работать на земле, на тебя не распространяются нормы трудового кодекса. Помимо поселения в Мэхонгсоне в Таиланде есть и другие этнографические деревни — тайцы приглашают женщин из Бирмы, оформляют им рабочие визы и прилично на них зарабатывают. Вы были здесь неподалеку, в деревне длинношеих карен (речь об этнографическом поселении «Союз деревень горных племен. Длинношеие карены», Union of Hill Tribe Villages Long Neck Karen, близ города Чианграй на севере Таиланда. — Прим. автора)? Во сколько вам обошелся входной билет?

— В 300 бат.

— 300 бат — это минимальная оплата труда за день в Таиланде. Я сомневаюсь, что работающие там женщины получают даже эту сумму. И если они скажут, что да, это необязательно будет правдой. Вы заметили, что в деревне живут только женщины и девочки? Странная коммуна, не правда ли? Как-то в резервации Мэхонгсон я спросил у одной кайян, где ее муж. Она сказала, что в поле. Потом я понял, что это была ложь. У кайян нет в Таиланде полей и права работать на них. И мужьям их здесь делать нечего: они не представляют интереса для туристов.

— В этнографическом поселении под Чианграем я видела мужчин и мальчиков. Впрочем, помимо бирманок там были представлены тайские акха, лису, йяо и палонги. Сама же деревня напомнила рынок. Идешь мимо прилавков, а со всех сторон доносится: «Купи!» И выражения лиц скорбные, неловко уходить с пустыми руками.

— Ну, на поделках трудно заработать. К тому же помимо экономической эксплуатации есть еще эксплуатация культурная. Я был в поселении кайян в Мэхонгсоне 20 лет назад. С тех пор там мало что изменилось. Главная задача его обитательниц — демонстрировать свои шеи, отрабатывая стоимость входного билета. Традиционный образ жизни кайян там не представлен. Вот вы посетили одну из деревень, что вы оттуда вынесли?

— Я поняла, почему это место называют человеческим зоопарком. И это тоже урок.

— Это негативный урок. Вы не обогатили себя новыми знаниями, это место не заставило вас проникнуться уважением к тому, что вы увидели. Когда я был в Америке, то ночевал в настоящем индейском вигваме и чувствовал, что со мной случается что-то необычное, что это привилегия и честь. Туристам и турагентствам нужно понимать, что их интересы и действия должны быть направлены на усиление и поддержку культуры людей, с которыми они работают или которых они посещают. То, как сегодня в тайском туризме представлены кайян и другие горные племена, — это, как правило, «фастфуд» и культурная пустыня. Зачем же туда идти?

— Вы советуете туристам вовсе не посещать «женщин-жирафов»?

— О положении «женщин-жирафов» важно информировать туристов. Зная, что на самом деле происходит, вы туда не пойдете. По поводу ношения колец на шее у меня нет однозначного решения. Все же это культурная традиция, которую нужно уважать. Проблема возникает тогда, когда традицией начинает управлять потребность туристов ее увидеть. До тех пор пока есть спрос, будет и предложение.

— Другими обязательными «экспонатами» тайских этнографических деревень являются коренные для Таиланда представители акха, лису, йяо, палонги, карены и другие народности. В 1960-х годах тайское правительство переселило их с гор в долины, запретив заниматься традиционным промыслом — подсечно-огневым земледелием и выращиванием мака. Как живут эти племена сейчас?

— Те представители племен, что вовремя позаботились о получении документов, стали полноценными гражданами страны. Одни живут в городах, другие остались в родных поселениях и работают на земле. Впрочем, несмотря на то что поселения эти официальны, государство их почти не поддерживает. Главную помощь тайским этническим меньшинствам сегодня оказывают частные благотворительные организации и христианская церковь. Последняя вдобавок обращает подопечных в свою веру, ускоряя исчезновение самобытных культур.

— Что конкретно ваша организация делает для горных племен Таиланда?

Музей горных племен был основан в Чианграе в качестве образовательного центра. Есть у нас и своя программа экотуров. Сам музей является проектом тайской благотворительной организации PDA и спонсируется ей же. Вся наша выручка идет на поддержание шести конкретных деревень: мы проводим к ним воду, помогаем организовать деревенские банки, рассказываем о семейном планировании и т. д.

— Есть ли этнографические деревни в Таиланде, куда туристы могут отправиться без опасения, что их деньги попадут в карманы недобросовестных турфирм?

— Есть, но длинношеих карен вы там не найдете. Я бы посоветовал поехать в курируемую нами деревню племени акха под названием Бан-Лорча. В 2001 году мы помогли ее жителям выстроить совершенно иную модель гостеприимства, которая успешно работает по сей день. Раньше вход в поселение был свободный, ее обитатели выживали за счет продажи сувениров и взимания платы за фотографии, ни о каких экскурсиях и культурной программе не было и речи. Сегодня стоимость входного билета — 80 бат. Туристов встречают гид и аниматоры из местных жителей — около восьми человек, все в традиционных костюмах. Они рассказывают о своем быте, танцуют, поют, делятся секретами традиционных промыслов, в частности объясняют, как делать ловушки на мелких зверьков. Если раньше акха буквально боролись за внимание туриста, сегодня каждые пять дней состав команды меняется так, что все жители деревни оказываются в равной степени вовлечены в туристический бизнес. Важно и то, что, пока аниматоры развлекают гостей, остальная деревня живет своей обычной жизнью, а полученная в итоге прибыль равномерно распределяется между всеми обитателями с помощью деревенского банка. Наша Бан-Лорча была признана лучшим инновационным туристическим продуктом на Седьмом туристическом форуме в Янгоне, организованном Азиатско-Тихоокеанской туристской ассоциацией (PATA) в 2002 году. В рамках этого проекта мы убили сразу трех зайцев: создали интересную и независимую этнографическую деревню, которая не только приносит доход ее жителям, но и помогает им не забыть свою культуру.

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
23:35
Ритуалы. Силы природы
06:00
Мировой рынок. Широта Казанская
06:50
Мечтатели. Вьетнам. Планета кофе
23:45
Зверята и их друзья. Ещё больше осенних зверят
06:00
В дикой природе. Индия. Раджан. Во главе семейства
06:55
Звериный репортёр
Как же я люблю чувствовать себя безликим в городе, где я раньше никогда не былБилл Брайсон