Лера Швец
11 мая 2016
9499

Как «Евровидение» влияет на туризм

Как масштабные фестивали меняют облик городов, сколько денег властям приходится вложить в их проведение и удается ли вернуть их благодаря привлечению в страну туристов.

14 мая 2016 года в Стокгольме пройдет финал 61-го «Евровидения». Темой этого года стал слоган “Come Together”, что в переводе с английского означает «Давайте объединяться» или «Будем вместе». Швеция, принявшая за прошедший год почти 200 000 беженцев из военных зон Ближнего Востока и переживающая в связи с этим сложные экономические времена, пытается тем самым напомнить Европе, что проблемы проще решаются вместе. Что в кризисные времена важно держаться друг за друга и друг другу помогать.

Как готовится город

Несмотря на финансовые трудности в стране, Стокгольм планирует масштабный праздник. После того, с каким шиком были проведены последние конкурсы, ударить в грязь лицом перед мировой общественностью нельзя никак. Дело престижа. Посмотрим, во что пришлось вложиться властям.

В центре города построено сразу два новых объекта. В парке Кунгстрэдгорден располагается деревня «Евровидения», где ежедневно проходят уличные концерты, ярмарки и прямые трансляции конкурса. Здесь же, в парке, установлена новая 81-метровая башня City Skyliner, с вершины которой можно посмотреть на город и заодно свериться, где находится фан-зона.

Фан-зона (или, как ее называют организаторы, «Евроклуб») разместилась в историческом сердце Стокгольма на набережной у королевского дворца. Днем здесь открыто «Еврокафе», где гости смогут отдохнуть в лаундж, зарядить телефон, загрузить селфи в инстаграм и выпить в одном из четырех баров. После 8 вечера кафе превращается в двухэтажный ночной клуб: здесь проходят вечеринки по случаю всех этапов «Евровидения», так что, видимо, королевской семье в соседствующем дворце приходится спать в берушах. Кроме того, вечеринки, концерты и другие мероприятия проходят по всему городу. Для развлечения туристов поющими сделали даже светофоры. Вместе с красным и зеленым сигналами, а также вместо привычных щелчков отсчета секунд звучат песни победителей конкурса прошлых лет. Также в пяти пешеходных тоннелях в городе установили интерактивные звуковые инсталляции. Если прохожий начинает что-нибудь напевать, тоннель в ответ подпевает. Чем больше людей поют в тоннелях, тем больше разных мелодий они «запоминают», в итоге каждый из них имеет свой музыкальный характер.

Сколько это стоит

«Евровидение» в Швеции проходит уже во второй раз за последние три года. В 2013 году в Мальмё на юге страны шведам удалось провести яркий праздник, привлечь новых инвесторов и вообще дать миру знать о существовании такого города, через мост от датского Копенгагена. В экономическом плане «Евровидение» в Мальмё было удачным. С одной стороны, организация обошлась муниципалитету Мальмё в €14 млн. Но с другой, те же деньги вернулись обратно в город и регион благодаря тратам туристов. В этом году организаторы заявили, что придерживались того же ценника и надеются повторить прошлый успех.

Вена, Австрия

Деньги на проведение «Евровидения» обычно выделяются не только из государственного бюджета, но также и представителем Европейского вещательного союза (ЕВС) в стране, чаще всего это местная национальная вещательная компания. К примеру, Вена в 2015 году потратила на конкурс намного больше Швеции, почти €25 млн. Из них €15 млн были от национальной вещательной компании и €9 млн от мэрии — на городской брэндинг, уличные фестивали и концерты. При этом австрийцы успели похвастаться, что не просто не вышли за рамки поставленного бюджета, но даже «недотратили» целый миллион, выделенный вещательной компанией. Помимо этого существует соглашение: пять постоянных стран-участниц — Великобритания, Франция, Испания, Германия и Италия — гарантируют себе проход в финал вне дополнительных отборов, так как соглашаются покрывать до 50% всех денег, выделенных ЕВС.

Датчанам, хозяевам «Евровидения» 2014 года, слушая коллег-организаторов из других стран, остается только грустно вздыхать. Организация конкурса в Копенгагене вызвала национальный скандал. Праздник прошел с размахом, а через полгода обнаружилось, что его организаторы потратили на целых 13 млн больше планируемого — почти на целое еще одно «Евровидение». Общий счет составил в итоге почти €50 млн, а отбить получилось только треть этой суммы. В итоге глава отдела по туризму Wonderful Copenhagen подал в отставку, а политики начали обсуждать снижение субсидий туристическому сектору. Мол, достаточно. Попели, поиграли и хватит.

Россия наравне с Данией числится среди стран с самым затратным «Евровидением» за всю историю его существования. На организацию конкурса в 2009 году в Москве было потрачено в общей сложности порядка 3 млрд рублей — чуть менее €40 млн по актуальному тогда курсу.

Как это влияет на туризм

Такие мероприятия, как «Евровидение», в первую очередь сильно помогают развитию гостиничного бизнеса. К примеру, в Дании бизнес компании Airbnb идет не так гладко, как в других европейских городах, из-за достаточно жесткого налогообложения и юридической базы в сфере жилья. Многим датчанам запрещено сдавать свои квартиры без разрешения кооператива. Конечно, такое событие, как «Евровидение», показывает местным властям необходимость смягчения законодательств. Тем более что, по данным датских аналитиков, 21% гостей «Евровидения» нашли место проживания по системе Airbnb.

Конечно, проведение массового мероприятия в городе привлекает к нему внимание мировой прессы и публики, и это выгодно для туристической индустрии. К примеру, на конкурс в Мальмё в 2013 году приехало 30 000 туристов. Многие зрители «Евровидения», быть может, именно благодаря ему узнали о существовании такого города, и это тоже выгодно властям.

Но, как отмечают критики, совсем не обязательно, что такой масштабный, казалось бы, конкурс сильно меняет общую картину в туристической сфере. Не всегда количество гостей города в заявленные даты проведения «Евровидения» превышает привычные нормы. В Копенгаген в 2014-м тоже приехало более 30 000 человек, но при этом заполненность отелей осталась на прежнем уровне — 70%.

Именно изменения, происходящие с городом, и новые инициативы обычно называют в числе главных положительных факторов конкурса. Не всегда удается привлечь толпу туристов и заработать много денег или хотя бы отбить потраченное, но экономическая атмосфера города, как правило, после масштабного праздника меняется к лучшему.

«Евровидение» уже давно вышло за рамки просто музыкального конкурса и превратилось в масштабный фестиваль, который длится две недели и полностью берет контроль над городом проведения. Он привлекает тысячи туристов со всего мира, меняет городскую среду, вдохновляет местный бизнес — в общем, оставляет после себя важный след, как экономический, так и культурный. И то, как эти возможности будут использованы в дальнейшем, останутся ли построенные объекты пустовать или их адаптируют под другие события, чему научится бизнес, какой опыт будет извлечен из ошибок, зависит далеко не от инвесторов, а от жителей и властей каждого города.

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
06:00
Огненный архипелаг. Индонезия
06:55
Магия вкуса. Прибалтика. Рыцарская трапеза
07:25
Мировой рынок. Широта Казанская
06:00
В дикой природе. Индия. Рана: королева джунглей
06:55
Звериный репортёр
07:20
Звериный репортёр
Сложно осознать, насколько прекрасно путешествие до тех пор, пока не положишь голову на старую, знакомую подушкуЛин Ютан