Юлия Скопич
16 сентября 2020
4193
5

Как работают собаки в аэропорту

Если вы не видите в аэропорту служебных собак, это не значит, что их нет. Это значит, что они хорошо несут свою службу. Везде — от зала ожидания до багажных отделений самолетов. О том, как работает кинологическая служба аэропорта, мы поговорили с Юрием Донцовым, заместителем начальника отдела кинологического мониторинга департамента управления авиационной безопасностью компании «Аэрофлот».

В аэропортах Израиля для обнаружения запрещенных веществ используют мышей. Лоток с восемью грызунами встроен в рамку, через которую пропускают багаж, и, когда тянет взрывным веществом, мыши прячутся.

Если в укрытии скрывается больше двух мышей, на рамке загорается лампочка и чемодан обязательно открывают. Но если взрывное устройство окажется заложено в ручную кладь и пассажир пройдет с ней в салон самолета?

В отличие от мышей, собаки работают везде: в терминалах, залах ожидания, зонах комплектования багажа и грузов, на борту воздушных судов. В этом их преимущество не только перед грызунами, но и перед специализированным оборудованием.

Наша служба и опасна, и трудна

Песня из сериала «Следствие ведут знатоки» является неофициальным гимном российской полиции, она же вполне подходит к работе кинологов. Их день начинается в 4 утра, когда на обход из питомника уезжает первая пара собак. На данный момент содержится около 60 животных: 40 задействованы в поиске взрывчатых веществ, пять участвуют в разведении, остальные пока проходят подготовку. Тех, которые остались «дома», выгуливают, осматривают и распределяют, кто выйдет на работу в следующую смену.

Для работы в аэропорту Шереметьево вывели шалаек — гибрид оленегонной лайки и шакала. Они способны различать до полумиллиона запахов!

Для поиска подходят практически все служебные породы: немецкие овчарки, ротвейлеры, лабрадоры, но для салона самолетов «Аэрофлота» они слишком велики. А вот узкоспециализированные и декоративные породы непригодны по другой причине — слишком эмоциональны. Поэтому для работы в аэропорту Шереметьево вывели шалаек — гибрид оленегонной лайки и шакала. От лайки они позаимствовали хорошую адаптацию к морозам до –30 °С, от шакала — способность работать в жару до +45 °С и очень чуткое обоняние. Только представьте: шалайки способны различать до полумиллиона запахов!

Собаки обследуют не только публичные зоны аэропорта, но и технологические, куда пассажиры не допускаются. Бесхозные или подозрительные предметы изучают обязательно, обнюхивать или нет остальные —— решают сами.

Однажды при работе в зоне комплектации багажа две шалайки стали странно реагировать на один и тот же чемодан: рычали, пятились и прижимались к кинологу, шерсть встала дыбом. Разумеется, сумку решили вскрыть

К должности поисковой собаки выдвигаются четкие требования: она должна быть подвижной, абсолютно неагрессивной к людям, сообразительной и симпатичной. Причем последний пункт немаловажен. Благодаря этому пассажиры обычно относятся к работе кинологов спокойно. Но если человек просит не обследовать багаж с помощью собак, его досмотрят иным способом. Другое дело, если пассажир вовсе отказывается проходить досмотр. В этом случае его не допустят к полету.

Чаще всего шалайки работают на голодный желудок, так как являются довольно прагматичными: игровое поощрение им ни к чему, а вот лакомство — это да, лучшая награда. К слову, в питомнике животных кормят лишь раз в день.

Если собака слышит запах, к которому ее приучили, то подает сигнал. Голосом, посадкой или замиранием — выбирает сама. У каждой шалайки он свой, и кинолог его знает. Увидев этот знак, он должен сообщить руководству о чрезвычайной ситуации и способствовать локализации опасного объекта.

По словам Юрия Донцова, бывают и любопытные находки. Однажды при работе в зоне комплектации багажа две шалайки стали странно реагировать на один и тот же чемодан: рычали, пятились и прижимались к кинологу, шерсть встала дыбом. Разумеется, сумку решили вскрыть, но в ней лежала вовсе не взрывчатка, а... волчьи шкуры, добытые после удачной охоты. Если произошла ошибка, ситуация подробно разбирается, а действия кинолога отрабатываются.

В питомнике «Аэрофлота» в основном содержатся самки, которых скрещивают с шакалами из Средней Азии. Кинологи сами составляют пары, и собаки размножаются в неволе. Для работы подходят шалайки любого пола, только ведут себя по-разному: самцы строго следуют инструкциям, а самки чаще проявляют инициативу. Следовательно, подходы необходимы тоже разные.

Если собака находит запах, к которому ее приучили, то подает сигнал. Голосом, посадкой или замиранием — выбирает сама

Обучение начинается с рождения. Чтобы приучить шалайку к запаху людей, с которыми ей предстоит работать, с первых дней жизни щенка берут на руки. Если он научится выделять лишь одного человека, не сможет работать с другими, а кинологи трудятся по сменам. К дрессировке приступают в четыре-пять месяцев: обучают базовым командам, адаптируют к автотранспорту, работе в терминалах аэропорта, на борту самолета.

Как гласит народная мудрость, бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как работают другие. Относится это высказывание и к шалайкам. Пока мать семейства трудится, щенок находится рядом и смотрит. Лишь с восьми месяцев его выставляют «на запах».

В полтора года шалайки проходят сертификацию и в дальнейшем их квалификацию проверяют раз в год. Экзамен принимает комиссия, в которую входят представители службы безопасности аэропорта, МВД и специалисты по дрессировке. Если собака его «завалила», дается время на повторение, а через полгода пересдача.

В среднем шалайка служит 10–12 лет, а в питомнике живет до 14. Затем кинологи или сотрудники авиакомпании забирают собаку домой.

Кинологическая служба была создана в «Аэрофлоте» в 2001 году. С тех пор каждый год ее сотрудники обследуют Шереметьево более 4500 раз. И это только по плану! А бывают еще выезды для проверки поступившей информации. Обычно их более 50 в год.

Какие еще животные служат в аэропортах?

В Международном аэропорту имени Вацлава Гавела в Праге с 2011 года содержат пчел. Анализ продуктов пчеловодства позволяет специалистам следить за качеством воздуха, проверяя, как самолеты влияют на окружающую среду. С этой же целью пчелы используются в аэропорту Дюссельдорфа в Германии.

Брюссельский аэропорт нашел, как сократить затраты на электроэнергию и улучшить экологию. Для этого газон здесь стригут овцы. Животных просто выпускают на нужном участке, и они приводят его в порядок, поедая лишнюю траву. К такому же способу прибегают в аэропортах Чехии, Эстонии.

А сотрудником аэропорта Сан-Франциско является пятилетняя свинка Лилу. Ее задача — снимать с пассажиров стресс, и хрюшка с ней неплохо справляется. Поднимает копыто в знак приветствия, охотно позирует для селфи и развлекает всех мелодией на игрушечном пианино. Глядя на животное в пилотской фуражке (добавим, что копытца Лилу окрашены красным лаком), пассажир расслабляется и перестает испытывать страх перед полетом.

Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
23:50
Один день в городе. Нижний Новгород
06:00
Ван Гог: в поисках света
07:00
Магия вкуса. Алтайские деликатесы
23:45
Зверята и их друзья. Ещё больше весенних зверят
06:00
Волонтёры. Выпуск одиннадцатый
06:50
Чудеса времён года. Дельта реки Окаванго
Сложно осознать, насколько прекрасно путешествие до тех пор, пока не положишь голову на старую, знакомую подушкуЛин Ютан