Как я готовилась к встрече с сомалийскими пиратами

Член команды круизного лайнера рассказала «Моей Планете» о том, почему пиратство до сих пор процветает и как к пересечению опасных вод готовятся пассажирские корабли.

Опасные места для морских судов в мире можно пересчитать по пальцам. Это загадочный Бермудский треугольник, море Дьявола недалеко от Японии, архипелаг Пальмира в Тихом океане, зона Аденского залива рядом с Сомали и Гвинейский залив на западной стороне Африки. О двух последних и пойдет речь в этой статье.

Как появилось современное пиратство 

Причина появления морских разбойников в Сомали — голод, нехватка работы и полное отсутствие власти в стране. Фото: AFP / East News

Стоит произнести слово «пират», как в памяти тотчас всплывает харизматический Джек Воробей, голливудские корабли с черными флагами и герои приключенческих романов. В реальности все намного страшнее. Современные африканские пираты не носят широкополые шляпы и не водят больших кораблей. В их распоряжении старые катера, автоматы и отчаянная жажда заработать.

Причина появления морских разбойников в Сомали — голод, нехватка работы и полное отсутствие власти в стране. Так жители государства, опустошенного гражданской войной, начали присматриваться к водам Аденского залива, который то и дело пересекали круизные лайнеры, грузовые и торговые корабли. И именно с этого и началась эра сомалийского пиратства.

Удачи и проколы морских разбойников 

пираты сомали
Пиратами в Сомали становятся бывшие моряки и рыбаки. Фото: Everett Collection / Everett Collection / East News

Пиратами в Сомали становятся молодые. Многие — бывшие моряки и рыбаки, но есть бывшие военные и полицейские, которые хорошо умеют обращаться с оружием. Они — самое низшее звено в группировке. Ведь зарабатывают на пиратстве не только сами бандиты, но и большая часть населения жаркой африканской страны. В преступной схеме задействованы и представители власти, и религиозные лидеры, и инвесторы. Последние имеют большую часть прибыли от пиратских захватов, потому что вкладываются в этот бизнес, поставляя разбойникам оружие.

Изначально морские грабители лишь останавливали проходящие мимо корабли и брали плату за транзит. Позже стали нападать на грузовые суда с целью грабежа. А потом пираты поняли, что, похитив судно с экипажем, смогут получить большой выкуп за людей. Так, начиная с 2008 года, истории про захваты кораблей сомалийскими пиратами стали греметь на весь мир.

До 2013 года сомалийские разбойники захватили около 170 судов, нанеся убытки в миллиарды долларов. За это время в заложниках у пиратов побывали более 3000 человек. Большинство вернулись на родину, так как убивать их пиратам было невыгодно. Тем не менее 25 человек за это время все же было убиты и несколько десятков скончались от голода.

В основном пираты специализировались на грузовых судах и нефтяных танкерах. В 2008 году они захватили первый в своей истории супертанкер Sirius Star, который следовал из Персидского залива в Северную Америку с 2 млн баррелей сырой нефти на борту. Спустя два месяца саудовский танкер был освобожден за выкуп в $3 млн.

пираты супертанкер
Захваченный пиратами супертанкер Sirius Star. Фото: AFP / East News

Были у пиратов и проколы, когда они нападали на военные корабли. Происходило это, скорее всего, по ошибке — сомалийцы принимали их за гражданские. Так, в далеком 1993 году в районе Персидского залива они попытались захватить российский десантный корабль «Николай Вилков». Открыв по нему очередь из пулемета, они вряд ли ожидали столкнуться с автоматической корабельной пушкой. Осознав, на какой корабль они совершили нападение, пираты поспешили скрыться.

Спустя несколько лет они напали на два американских боевых корабля: ракетный крейсер Cape St. George и эсминец Gonzalez. Разбойники стали стрелять по военным кораблям, которые открыли ответный огонь. В результате этой перестрелки один из пиратов был убит, пятеро — ранены.

Не обошли своим вниманием пираты и круизные корабли.

Как готовится к встрече с пиратами круизный лайнер

Французская круизная яхта Le Ponant

К счастью, я никогда не встречалась с морскими грабителями, но была к этому готова. Простояв день в жарком Маскате, круизный лайнер, на борту которого я работала, отправился навстречу новому континенту — Африке.

— Самым известным из нападений на круизные корабли была атака американского лайнера Seaborn Spirit двумя пиратскими катерами. Круизное судно применило против морских разбойников звуковую пушку и оружие в виде акустического прибора дальнего радиуса действия, которое способно оглушить на значительном расстоянии. После этого капитан Seaborn Spirit ускорил ход и сменил курс лайнера в сторону открытого моря. Так им удалось оторваться от преследователей, — рассказывал нам на тренинге офицер по безопасности.

— Еще была история с захватом французской круизной яхты Le Ponant. Захватив круизное судно, пираты приказали капитану направить его в контролируемый ими порт на побережье Сомали. Спустя несколько дней за экипаж яхты был выплачен выкуп в 2 млн. При передаче денег французскому спецназу удалось задержать несколько сомалийских бандитов, — добавил помощник инструктора.

За несколько дней до перехода через Аденский залив на лайнер приехала дополнительная охрана. Гостям запретили открывать окна кают и выходить на открытые палубы.

— В случае опасности вы должны будете провести гостей в безопасные места внутри корабля, — говорил инструктор на тренинге, указывая на план лайнера и обводя в круги самые безопасные места: внутренний ресторан и театр, способные вместить всех пассажиров корабля. — А специально обученные работники будут использовать звуковое оружие и водометы, которые способны потопить пиратские лодки.

В плену у пиратов

В скором времени число нападений у западных берегов Африки только возрастет, потому что начинается тихий сезон, когда почти нет штормов. Фото: AFP / East News

На том тренинге мой друг, филиппинец Хосе, рассказал историю из своей другой жизни. В той жизни он не был матросом белоснежного круизного корабля. Он был рабочим нижнего отсека на грузовом судне.

— Сейчас нам нечего бояться. Круизный лайнер намного больше пиратских лодок, кроме того, у нас много охраны, — успокоил меня он.

Но много лет назад, когда Хосе только начинал свою морскую карьеру, все было по-другому. Корабли и капитаны не были готовы к агрессии жителей Сомали.

— Тот день начался вполне обычно, а потом словно из ниоткуда взялись три лодки, которые мгновенно окружили нас. И, пока с одной обстреливали корабль, с двух других сомалийцы уже забросили тросы и посыпались нам на борт, — тихо рассказывал Хосе. — Я с другими моряками спустился в трюм и прятался там некоторое время, но они нас достали и начали громко кричать. Капитану было приказано связаться с компанией-судовладельцем и потребовать выкуп.

По приказу пиратов корабль направили в порт Хобьо — небольшой городок на побережье Сомали. Именно сюда обычно пригоняли захваченные корабли в ожидании выкупа.

Хосе пробыл в плену у бандитов два месяца. Вместе с командой из 12 человек он жил в шалаше с брезентовой крышей посреди леса.

— Внутри шалаша было жарко и душно. Там не было ничего, только платформы из досок с грязными матрасами. В воздухе летали москиты и чувствовался запах марихуаны, которую постоянно курили те, кто взял нас в заложники, — рассказывал Хосе.

Он говорил, что им приходилось принимать душ под тропическим дождем и несколько раз в день наблюдать за странными языческими ритуалами, которые пираты совершали у специального места для молитв и приношения жертв духам.

Корабль Oasis of the Seas (безопасное место в центре корабля — Центральный парк). Фото: Валентина Маршалович

Недавно я прочитала, как один из моряков судна BBC Carribean, которое морские бандиты из Нигерии захватили три года назад, рассказывал: «Мы жили в непроходимых джунглях, а в туалет ходили прямо в воду с мостика, расположенного у шалаша». Прочитав его интервью, я невольно вспомнила старого друга Хосе и его непростой рассказ.

Таких жизненных историй, связанных с пиратским пленом, очень много. В 2008 году африканские вооруженные банды захватили украинское грузовое судно «Фаина» с синим корпусом и нарядной белой палубой. Но пережить нападение оказалось не таким страшным по сравнению с тем, что ждало экипаж дальше. Тогда они еще не знали, что им придется провести в плену долгие четыре месяца.

Но и это было не самое долгое пребывание в заложниках в африканской тюрьме. Несколько лет назад из плена пиратов были отпущены около 20 моряков, граждан Филиппины, которые провели там почти четыре года. Изначально моряков было больше, но за эти годы несколько из них умерли от болезней.

А в октябре 2020 года на родную землю после долгой разлуки с родными ступили моряки из Крыма. Пять месяцев они провели в плену у нигерийских пиратов, скудно питаясь и утоляя жажду дождевой водой.

Новые пираты Гвинейского залива

Сейчас по количеству пиратских нападений лидирует Нигерия. Фото: vanguardngr.com

Пираты, к которым попали крымские моряки, захватывают корабли уже не у берегов Сомали. Они работают на другой стороне Африки — в Гвинейском заливе, протянувшемся от Сенегала на севере до Анголы на юге.

По количеству пиратских нападений лидирует Нигерия — седьмая по численности населения страна в мире и ведущий экспортер нефти в Африке. При этом, по данным ООН, Нигерия находится на 157-м месте из 189 стран в индексе человеческого развития.

Это удивительная страна, потому что по темпу развития экономики она обогнала даже ЮАР, но при этом большая часть ее населения живет в полной нищете, в деревнях без электричества и водопровода. Страна, где человеческая жизнь ничего не стоит и любого могут похитить, где над жаркой Сахарой царят песчаные бури, а в список неприятностей, с которыми можно столкнуться, смело можно записать многочисленные инфекции — от малярии до лихорадки Ласса.

Когда-то я общалась с сербской девушкой, работающей по контракту в самом сердце Африки. Она рассказывала мне о буднях в закрытом городе для иностранцев и о том, что все перемещения за пределами компаунда разрешаются только с эскортом полиции.

— Без полиции за пределы закрытого городка лучше не выезжать, — говорила она. — Местные часто устраивают на дорогах засады, останавливают машины и грабят их. Были и случаи, когда иностранцев брали в плен ради выкупа. А сейчас участились случаи нападения бандитов и на корабли у побережья страны.

Без полиции за пределы закрытого городка лучше не выезжать

По данным на 2019 год, в плену у нигерийских преступников успели побывать как минимум 120 человек. В 2020 году пираты Гвинейского залива также совершили ряд крупных нападений на морские суда. Полгода назад они атаковали танкер Curacao Trader и похитили 15 членов экипажа. Спустя месяц после похищения в результате совместных усилий российских дипломатов, судовладельца и нигерийских официальных властей их удалось освободить.

В сентябре с борта рефрижераторного судна Water Phoenix были похищены двое россиян, при этом остальные 16 моряков сумели укрыться в специально оборудованном помещении судна. Капитана корабля и старпома удалось освободить из плена нигерийцев только спустя два месяца.

А около месяца назад было атаковано судно для перевозки жидких химических веществ Jane. Пираты предприняли попытку высадиться на его борт, однако экипажу корабля удалось отбить нападение.

По мнению специалистов из агентства по морской безопасности Dryad Global, в скором времени число нападений у западных берегов Африки только возрастет, потому что начинается тихий сезон, когда почти нет штормов.

Побеги, которые нельзя было совершить

9 отелей с призраками

Анонимное интервью: работник круизного лайнера

Читайте также
Оставить комментарий
Загрузка...
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.