Моя Планета
17 сентября 2014
62901

Каково жить в хиджабе

Проехав три мусульманские страны в хиджабе и пообщавшись с местными женщинами, Татьяна и Анна рассказали, каково это — быть женщиной Востока

Мы отправились в Иран в рамках проекта «Три страны в хиджабе». Нашей задачей было увидеть и понять, как живет современная иранская женщина, сложно ли изо дня в день носить платок, как это соответствует законам Шариата и так ли эти законы на самом деле строги. Я — Татьяна Колодяжная, фотограф проекта. Моей задачей было фиксировать то, что мы видели и переживали. Моя подруга, журналист Анна Абраменко, общалась с местными женщинами, старалась вникнуть в суть происходящих процессов, пробовала хиджаб на себе. Мы прилетели на юг Ирана из Бахрейна, и первым городом, в котором оказались, стал Шираз.

В Ширазе мы стали свидетелями ежегодного митинга против политики Израиля и США. Братьев-мусульман Палестины в Иране учат поддерживать с самого детства.

Шираз называют самым либеральным городом Ирана после столицы. Женщины здесь вольны одеваться модно и стильно, но с двумя несомненными условиями. Первое — это обязательный платок на голове.

В зависимости от формы он называется по-разному. Если треугольный, то русари, а если большой, прямоугольный, то шаль. В русском языке это слово как раз заимствовано из фарси.

Второе условие — ягодицы и бедра должны быть прикрыты длинной туникой. Здесь такой вид одежды называют манто.

Если вы думаете, что в подобных ограничениях нет ничего особенного, то попробуйте хотя бы неделю походить по улице с покрытой головой и ни при каких обстоятельствах не снимать платок в любых общественных местах (в супермаркете, на работе, фитнес-центре). Это сложно, особенно нам, привыкшим к свободному самовыражению. Первые несколько дней я была в восторге: платок — ведь это так красиво!

Но к концу нашего двухнедельного путешествия по Ирану я уже была готова сжечь его без лишних церемоний. Что уж говорить об однотипной одежде, которая — хочешь ты этого или нет — балахоном висит на плечах почти до самого колена. Плюс обязательные штаны. Ну или лосины в крайнем случае. Никаких шортиков, коротких и даже длинных юбок, оголенных рук, шей, коленок. И все это в жару не меньше +40 °C. В таких стесненных обстоятельствах иранские женщины используют любые доступные средства, способные подчеркнуть их привлекательность. Самый главный из всех — это косметика. Иранки красятся ярко, обильно и основательно.

Аня, которая вообще не красится, захотела испытать макияж в иранском стиле на себе. Было довольно забавно наблюдать, как на ее лице проявляются сначала брови, потом глаза и следом губы. Косметика добавила к возрасту лет пять. Результат получился забавным, но это еще лайт-версия. Многие иранки красятся намного ярче.

Обязательный для посещения в Ширазе — легендарный базар Вакиль. Это место уникально. Крытое здание с высоким сводом растянулось на несколько кварталов. Как и в прошлые столетия, сегодня он является центром торговой жизни Шираза и живой туристической достопримечательностью. Мы отправились туда, чтобы поглазеть на местных женщин и пофотографировать их.

Базар Вакиль — один из самых больших и красивых рынков страны. Здесь продаются все мыслимые сокровища, которыми издревле славится Персия. Знаменитые иранские ковры, металлическая посуда, вручную расписанная голубой эмалью, специи, золото, роскошные ткани, сладости, фрукты — все это вы найдете здесь.

Такой родной и знакомый символ русского застолья самовар в Иране используют широко и повсеместно даже в наши дни. Его продают на базаре и называют тем же словом: «самовар».

В каждой из более чем 200 лавочек базара продавцы — мужчины. Часто это семейный бизнес, переходящий от отца к сыну.

За редким исключением подавляющее большинство покупателей базара, конечно, женщины.

Хиджаб в Иране — это не только платок и манто. Особо религиозные носят чадру, которая определяет и стиль, и поведение женщины. Под чадрой всегда темная, неброская, закрытая, длинная туника плюс темные брюки. На лице ни грамма макияжа, на ногтях никакого лака, никаких украшений. Взгляд устремлен в пол. Женщина, скрывающая свои прелести от постороннего взора и открывающаяся только перед мужем или членами семьи, считается в исламе благочестивой.

После Шираза мы отправились в Йезд, город с более консервативными нравами.

Йезд привлекателен тем, что в нем в большей степени, чем в других иранских городах, сохранился старый глинобитный центр с многочисленными саманными постройками, которые регулярно реставрируются.

В Йезде находится действующий зороастрийский храм, в котором на протяжении многих столетий поддерживается огонь. Несколько раз в день его подпитывают дровами плодовых деревьев, тем самым сохраняя верность пророку Заратустре. Несмотря на очевидное доминирование ислама, культ более древней религиозной традиции в Иране сохранился. В Йезде зороастризм исповедают гебры, религиозное этноконфессиональное меньшинство, проживающее также в окрестностях Кермана. Численность гебров невелика — меньше полусотни тысяч человек.

Символика зороастризма — фаравахар встречается в Иране повсеместно. Благой дух на крылатом диске призван соединить душу с ее великим божественным источником, Ахура-Маздой.

В зороастрийской традиции женщины тоже покрывали свои головы. Как говорят источники, они делали это в определенный период своего цикла. В исламе женщина начинает носить хиджаб с момента полового созревания, но нередко в Йезде в него закутывают совсем уж маленьких девочек.

В Исфахане мы остановились в семье, которую между собой прозвали «женским раем». Уже престарелые родители за свою совместную жизнь родили и воспитали аж шесть дочерей. И одного сына. Женщины этой семьи отнеслись к нам как к родным.

Одна из старших сестер по имени Зои — юрист. Она живет в Тегеране и работает в суде. Именно работа стала причиной ее религиозности. Сегодня она делает то, о чем даже не задумывалась раньше: совершает намаз трижды в день. Одно из требований к госслужащим — соответствовать законам Шариата. Взамен — престижная должность, хорошая зарплата, социальный статус. Дочь Зои тоже учится на юриста.

Среднюю из сестер зовут Можган. Она преподаватель английского языка в одном из вузов Исфахана. Можган презирает нынешнее правительство. Она рассказала нам немало интересного о современном положении женщины в стране. Например, то, что сотруднику женского пола платят заведомо меньше, чем сотруднику мужского: «Логика чиновников следующая. Мужчина должен содержать семью, а женщина работает якобы лишь ради удовольствия. Сегодня в Иране слишком много разводов, а это значит, незащищенных женщин тоже».

Самая младшая — Мэхнэз. Сестры называют ее анархисткой. Мэхнез носит платок символически, из-под него видны волосы, а это харам, запрещено. Эта иранская красавица тоже собирается стать юристом и рассчитывает успешно выйти замуж: «Брачный контракт — обязательное условие. Прежде всего это гарантия достойного существования в случае, если что-то пойдет не так».

В Исфахаре Аня попробовала носить чадру. Оказалось, что это не просто кусок ткани, прикрывающий изгибы тела, а особое состояние ума: покорность, принятие и вера.

Еще чадра — это покрывало-невидимка. Надеваешь и перестаешь быть экзотичной иностранкой. Но как бы Аня ни старалась играть в правоверную мусульманку, принимая покаянный вид, сестры по-дружески высмеивали ее облик, то и дело называя пакистанской цыганкой. Выдавал пирсинг в носу и неумелое обращение с черной мантией.

Тегеран неприятно удивил недвусмысленным вниманием мужчин. У мраморной башни Азади мальчишки кричали нам в спину: «Секси! Секси!»

В метро молодые парни подмигивали, улюлюкали и свистели вслед. На рынке мужчина схватил за мягкое место. В автобусе продавец снеков как будто невзначай провел рукой по груди.

За все время в Иране такая похабщина случилась с нами только в столице. Поэтому мы были рады убежать из шумного и жаркого Тегерана в горную деревушку Масулех на северо-западе страны.

Масулех — излюбленное место отдыха иранских туристов. Деревня примечательна своей архитектурой. Ее дома соединены между собой, и потолки тех построек, что находятся на нижнем ярусе, являются полом или тропинкой для тех, что ярусом выше. Так, прогуливаясь по узким улочкам деревни, мы наверняка топали по чьей-то крыше.

Из Масулеха на всех парах мы отправились в Астару, граничащую с Азербайджаном, чтобы продолжить свое исследование «Три страны в хиджабе» уже там. Астара стала нашей последней точкой на карте путешествий по Ирану. За две недели мы проехали дивную Персию с юга на север, влюбились в красоту ее пейзажей и городов, прониклись симпатией и сдружились со многими местными жителями. Однако хиджаб так утомил наши свободолюбивые натуры, что мы сочли за счастье сорвать его с головы, лишь только переступив границу.

За время путешествия мы узнали, что быть женщиной в современном Иране намного проще, чем еще каких-то семь-десять лет назад. Тогда религиозная полиция была намного строже и агрессивней в своем контроле за нормами морали. Сегодня девушки могут одеваться в более красочные, облегающие одежды, меж тем платок не волен снять никто. Такое положение дел, усугубляемое изолированностью страны от остального мира, ростом специалистов с высшим образованием женского пола, острой нехваткой рабочих мест, низкой оплатой труда и социальной незащищенностью, создают в обществе сильное напряжение.

Почти все женщины, встреченные нами в Иране, выражали свою неудовлетворенность политикой правящей партии. У каждой была своя активная позиция, но не каждая была готова действовать. Нам рассказывали, что в стране существует движение, борющееся за права женщин. Любая может присоединиться к нему, публично сняв платок. Возможно, пройдет несколько лет, количество перерастет в качество, и миру явится новая Персия, свободная от сегодняшних предрассудков. Но пока за очевидное противостояние режиму все так же, как и после исламской революции 1979 года, карают. Страх уже не первого поколения, выросшего в этой системе, заставляет многих женщин подстраиваться или терпеть социальную несправедливость, а иногда и просто закрывать глаза. Однако даже в таких непростых условиях все они остаются красавицами, чаровницами и вдохновительницами, какой всегда была женщина Востока.

Особая признательность в организации этого путешествия компании «БуддаТур» (buddhatour.ru) и Алексею Минаеву лично.

Комментарии
Ирина Глобус
17 сентября 2014, в 16:44

Спасибо за интересный рассказ! Но вы выбрали одну из самых демократичных стран. Насколько я знаю, в Ираке, Марокко, Ливии и Йемене правила поведения для женщин гораздо строже! Удивительно, что в Иране вам разрешали фотографировать женщин в хиджабах, обычно в восточных странах это запрещено.

Анна Абраменко
17 сентября 2014, в 17:28

Ирина, признательна! Был план посетить Йемен и Афганистан, но, не вдаваясь в детали, нас туда просто не пустила Вселенная. Надеюсь, лишь в этот раз. С фотографированием женщин в Иране не было никаких проблем. Только цыганки на базаре в Ширазе были против, требовали удалить снимки.

Наталия Наталия
17 сентября 2014, в 20:34

Ирина, судя по вашему комментарию вы в Марокко не были,  так для чего такие заявления? Марокко до 1956 года была французской колонией и там французский государственный язык. Женщины в хиджабах там встречаются большей частью в сельской местности, да и то не везде. Там нет никаких строгих нравов.

Светла Багинска
17 сентября 2014, в 21:22

"...и миру явится новая Персия, свободная от сегодняшних предрассудков..." - когда-нибудь это обязательно случится!
Интересное путешествие, Иран есть у и меня в планах, спасибо за рассказ!

Дуня Бобрышева
18 сентября 2014, в 09:55

Не могу спокойно читать про угнетение женщин. Хотя, готова поверить, что достаточно большая часть этих женщин еще нас жалеет. Мы вынуждены работать, строить карьеру, чего-то добиваться, а им ничего не нужно, только мужа слушать. Не каждый человек желает получить свободу. А судя по тому, что в Европе запрещают носить хиджабы в школе, то еще неизвестно Иран их снимет или Европа наденет.
Я за свободу, причем, не только свободу женщин, а свободу вообще. Можно ли назвать свободным мужчину, который лапает в автобусе женщину?

Анна Бырдина
9 октября 2014, в 20:38

Я вот не уверена что большинство женщин востока чувствуют себя угнетенными. Я довольно много времени провела в Малайзии, там тоже многие носят хиджабы или хотя бы платки. Я не заметила среди этих женщин какого-то внутреннего напряжения, они смеются, общаются, гуляют по магазинам, спокойно общаются с окружающими, девочки бегают, кричат, играют в салки с мальчишками.. С другой стороны возможно у них просто не такие строгие правила как в одежде так и в семье..

Ell Karim
14 октября 2014, в 10:30

Spasibo, chto ne uverenyi, potomu chto yeto deystvitel'no tak! Ya uzhe 4 goda zhivu v Omane na granitse s Emiratami i tol'ko divu dayus', kak myi so svoimi stereotipami zabluzhdaemsya. Zdeshnie zhensh'inyi vvidu religii i kul'turyi ochen' uverenyi v sebe: nikogda ne sdelayut lishnego dvizheniya, chtobyi ne napryagat'sya, na svad'bu poluchayut tseloe sostoyanie v podarok, odevayutsya v brendovyikh magazinakh, ezdyat na avto luchshe, chem ikh muzh'ya. Poslednie chasto delayut pokupki sami, vplot' do prokladok.
Chto kasaetsya Irana i shiitov-yeto otdel'naya istoriya, kotoruyu na Vostoke vosprinimayut s negodovaniem: pomimo 'lapaniya', oni mogut 'zhenit'sya' na nedelyu tol'ko dlya seksual'nyikh otnosheniy, zhensh'inyi tozhe izvrash'enyi v alternativakh, chtobyi sokhranit' devstvennost' i t.d., i t.p.
Chto kasaetsya hijaba-yeto i est' svoboda! Svoboda vyibora byit' dostupnoy dlya lyubimogo i edi

Olga Prokofieva
14 августа 2016, в 02:26

Это безобразие  о каких предрассудках речь? Прежде чем одевать хиджаб, надо бы сначала узнать его смысл! Я не мусульманка, я православная, и я за целомудрие, скромность, сдержанность и чистоту! И я уважаю любых женщин которые так или иначе стараются такими быть и хиджаб носят они не  по принуждению как вы, это их культура, культура всех тех качеств которые я привела выше! Если у вас нет ничего внутри святого, то зачем насмехаться? Эта статья кощунство и пропаганда! Нужно ценить и уважать культуру и самобытность народов, особенно если она старается и хочет быть благочестивой!

iulia kolesnik
14 августа 2016, в 21:10

Я тоже не поддерживаю " сжечь без лишних церемоний". Зачем это? Статья о путешествии в другую страну., эмоции, знакомства с новыми людьми, природа. Это хорошо. Но делать выводы о чужой культуре не стОит.. Я так думаю.

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
19:00
Зверята всего мира. Австралия и Новая Зеландия
19:55
Мечтатели. Вьетнам. Райские берега
20:45
Магия вкуса. Прибалтика. Очень медленная кухня
19:00
В дикой природе. Индия. Рана: королева джунглей
19:55
Звериный репортёр
20:25
Звериный репортёр
Путешествовать — значит осознать, что все ошибаются насчет других странОлдос Хаксли