Мария Петрова
11 марта 2014
6122

Каменные вампиры

Задумайтесь: Англия насчитывает 84 города, Россия — 1098, Япония — 786. Однако население Лондона, Москвы и Токио растет гигантскими темпами, провоцируя расширение границ, а другие города так и остаются невостребованными среди тех, кто мечтает об улучшении жизненных условий.

Жить в крупных мегаполисах означает идти в ногу с прогрессом и использовать перспективы получения качественного образования и карьерного роста, быть в центре экономических событий и реализовывать свои амбиции. СМИ подогревают настроения жителей провинций и деревень к миграции в столицу. Что слышат дети из динамиков телевизоров? Все события — в мегаполисе. Столица — это праздник жизни, за чертой которого ничего интересного не происходит. Для многих это становится веской причиной переезда. Никто не хочет упустить свой шанс и остаться за бортом «настоящей» жизни.

В результате этого один город-«монстр» живет за счет притока рабочей силы и финансовых ресурсов со всей страны и ближнего зарубежья. Существует ли решение этой проблемы? «Моя Планета» решила выяснить, есть ли шанс, что в будущем другие города России будут расти быстрее столицы.

Цифры Лондона  Население 8,3 млн человек, увеличивается на 100 000 ежегодно  1/3 всех британцев в возрасте 22–30 лет переехали в Лондон (2010–2012 годы)  40% населения иммигранты (2010 год)  17% от ВВП всей страны  Цифры Токио  Население 31 млн человек, увеличивается на 250 000 ежегодно  30% населения иммигранты  33,6% от ВВП всей страны  Цифры Москвы  Население 12,1 млн человек, увеличивается на 250 000 ежегодно  40% населения иммигранты  20% от ВВП всей страны  Цифры Парижа  Население 10 млн человек, увеличивается на 86 000 ежегодно  40% населения иммигранты  33% от ВВП всей страны  Цифры Буэнос-Айреса  Население 3 млн человек, увеличивается примерно на 45 000 ежегодно  40% населения иммигранты  51% от ВВП всей страны

Решение: поддержка сельского хозяйства.

Страна: Франция.

Действия: государственные субсидии, направленные на развитие сельского хозяйства и рост сельскохозяйственных площадей; господдержка начинающих фермеров (до 25% от аграрных бюджетов страны); закупка продукции по гарантированным ценам, сохранение минимального уровня доходов в случае неурожая и природных катаклизмов.

Проблемы: высокая доля участия государства в сельском хозяйстве диктует свои условия функционирования этой отрасли; низкие закупочные цены, установленные правительством на продукцию, которые могут выдержать только крупные производители; как следствие, многие мелкие фермеры становятся банкротами в течение первых двух лет бизнеса.

«Скачки цен становятся просто невыносимыми. Назовите мне еще одну профессию (кроме фермера), где каждый год вы можете терять до 30% оборота», — признал Николя Саркози.

Результат: регионы не выдерживают конкуренцию с городом по заработной плате, количеству рабочих мест и условиям самореализации, образования.

Решение: деление большой площади государства на равнозначные районы.

Страна: Германия.

Действия: историческая самостоятельность каждой из 16 федеративных земель, имеющих свои конституцию, правительство и парламент, судебную систему, подчиняющиеся Основному закону государства; равный статус крупных городов каждой земли делает их одинаково привлекательными для приезжих.

Проблемы: согласно Конституции ФРГ «законом должно обеспечиваться соразмерное выравнивание различий в финансовых возможностях земель». Для этого часть средств богатых земель перераспределяется в пользу бедных, иногда — с вливаниями и из федерального бюджета. Подобное положение вызывает массу нареканий и недовольств.

Результат: население крупных городов страны: Берлин — чуть больше 3 млн человек, Гамбург — почти 2 млн, Мюнхен — 1,4 млн, Кельн — 1 млн.

Решение: перенос столицы.

Страны: Казахстан, Бразилия.

Действия: перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану (1997 год), перенос столицы Бразилии из Рио-де-Жанейро в Бразилиа (1960 год).

Результат: рост населения Астаны — с 275 100 человек в 1997 году до 778 083 в 2013 году; рост населения Бразилиа — с 140 000 человек в 1960 году до 2,563 млн в 2013-м. При этом темпы роста населения бывших столиц существенно ниже. Так, население Алма-Аты выросло с 1997 года всего на 200 000 человек (1997-й — 1,3 млн человек, 2013-й — 1,503 млн); в Рио-де-Жанейро за последние десять лет население увеличилось на 550 000 (2002-й — 5,851 млн человек, 2012-й — 6,4 млн).

Проблемы: большие издержки, связанные со строительством инфраструктуры, способной удовлетворить потребности столицы, жилья для госаппарата, а также с переездом чиновников.

Вариант переноса столицы из Москвы предлагают многие политики и общественные деятели. Ю.В. Крупнов, председатель движения «Развитие», считает наиболее целесообразным расположение новой столицы в Уральской области, так как, по его мнению, удобней и эффективней управлять страной из ее географического центра. Другой вектор развития идеи — переезд столицы в Санкт-Петербург. На данный момент полным ходом идет реализация так называемого «Судебного проекта» — переезд Верховного суда РФ с набережной Москвы на набережную Петербурга, что вполне может быть первым шагом к переезду всей столицы в целом.

С этой идеей категорически не согласна Ольга Вендина, социолог, урбанист, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Института географии РАН:

— Ругать — не хвалить, всегда есть за что. Города, особенно столичные, — излюбленная мишень этой недоброй традиции. «Вампиры», «кровососы», «монстры», «пороховые бочки», «раковые опухоли» — что еще? А между тем культуры, страны и цивилизации были созданы преимущественно городами. Там живет более половины мирового населения и создается национальное богатство. В экономически развитых странах вклад городов в ВВП составляет 85%, в развивающихся — 55%, а в России, несмотря на ресурсный крен экономики и огромные пространства, — 65%.

Не вызывает сомнений, что крупнейшие города динамичны, жизнь в них сопряжена с разнообразием возможностей и рисков, профессионалы здесь профессиональнее, а в жизни больше удобств и лоска. Все столичные города извлекают «ренту» из своего особого положения, но размеры этой ренты различаются. В централизованных странах, таких как Россия, Франция, Великобритания или Аргентина, столичная рента чрезвычайно велика, так же как и вклад столиц в экономику и культуру своих стран. Проблема эта связана не с городами как таковыми, а с политическим устройством страны, системой сбора и перераспределения налогов, организацией банковского дела и пр. Она имеет институциональный, а не урбанистический характер. В этом смысле столицу можно сколько угодно двигать по карте, столичная рента вместе с государственными институтами будет перемещаться вслед за ней. По большому счету это ничего не меняет, кроме почтового адреса. Но это с виду незначимое изменение влечет за собой огромные издержки.

Мне уже не раз приходилось писать о том, что демографический вес современной столицы, обеспечивающей полноценное функционирование государства вместе со всеми необходимыми ему сервисами, включая банки, образование и консультирование, скоростной транспорт и систему репрезентаций, составляет порядка 4 млн человек. Это размер Вашингтона — города, заточенного под управленческие функции. Это означает необходимость массовой миграции в любой российский город, выбранный для новой столицы. Петербург здесь не исключение, поскольку нужны не просто люди, а компетенции. Мне кажется, что масштаб бедствия ясен без дальнейших объяснений. Не будем также забывать, что перенос столицы — это всегда политическое действие, которое отвечает не политической повестке дня, а решению задачи преодоления неравномерности территориального развития или восстановления социальной справедливости.

Доктор географических наук, профессор географического факультета МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич в своем интервью для проекта «Постнаука» говорит:

— Наличие на вашей территории всяких природных ресурсов, которые человек может добывать и продавать. И второе, выгода или невыгода географического положения — от человека эти факторы не зависят.

Теперь факторы второй природы. Вот они-то создаются обществом. В первую очередь это агломерационный эффект, то есть эффект концентрации людей в городах, который имеет свои преимущества. Во-вторых, это человеческий капитал. Человеческий капитал не возникает из ниоткуда. Это системы образования, системы социализации, системы поддержания здоровья населения — они тоже создаются обществом. В-третьих, это институты. Институтами в современной науке называются нормы и правила, которые существуют в данном обществе как формально, так и неформально. Я бы ко всему этому добавила то, что для России чрезвычайно важно, — это инфраструктура. Без развитой инфраструктуры современного развития быть не может.

Есть очень простое правило: чем более развита страна, тем больше в ее развитии играют факторы второй природы. Поэтому, если мы хотим развиваться, то надо использовать наше данное России преимущество, связанное с большим запасом всевозможных природных ресурсов. Но будущее страны — в развитии агломераций человеческого капитала и модернизации институтов, плюс, конечно, инфраструктуры.

Пространственное неравенство объективно, потому что есть места и территории с конкурентными преимуществами и есть лишенные таких конкурентных преимуществ.

Периферии есть всегда. У нас огромное количество внутренних периферийных территорий.

Могут ли меняться центры? Могут. История показывает, что со сменой ведущих факторов меняется и скорость развития. Если страна хочет развиваться быстрее, она должна делать ставку на территории с конкурентными преимуществами. У них все лучше и быстрее получается. Но тогда у вас растет неравенство внутри страны. Если страна считает самым главным выравнивать территориальное развитие, значит, она должна забирать ресурсы у более сильных и передавать их слабым. Тогда замедляется развитие всей страны. И эта дилемма — вечная. Каждая конкретная страна в каждый конкретный момент должна выбирать оптимальную для нее пропорцию между неравенством и эффективностью. Это вопрос политического компромисса. Слабые регионы просят помощи, сильные регионы просят не мешать им развиваться. И вот для того, чтобы этот оптимум находить, очень важен федерализм, можно назвать это децентрализацией и повышением роли регионов, потому что это компромисс.

В России как-то считается, что выравнивать надо экономическое развитие. В первую очередь надо выравнивать социальное неравенство. На периферийных территориях, у которых мало конкурентных преимуществ, в первую очередь надо инвестировать в человеческий капитал. Далее — улучшать институты. И именно это вкупе с развитием инфраструктуры позволяет этим территориям потом улучшать свое экономическое развитие.

И завершая, я скажу простую вещь: люди важнее регионов.

Комментарии
Анастасия Флидлидер
11 марта 2014, в 20:25

Правильная статья! Такой информации должно быть больше. И больше сил должно быть направлено на разработку проектов деурбанизации.

Valentin Cencic
18 марта 2014, в 15:28

Немцам большой респект! Perfect! А на Урал, или в Питер переносить столицу не целесообразно и ежу понятно. Нужно что то по ближе! ВАриантов много

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
06:00
Ван Гог: в поисках света
07:00
Магия вкуса. Алтайские деликатесы
07:25
Магия вкуса. Испания. Трапеза паломника
06:00
Волонтёры. Выпуск одиннадцатый
06:50
Чудеса времён года. Дельта реки Окаванго
07:50
В дикой природе. Индия. Рана: королева джунглей
Странствия — лучшее занятие в мире. Если мы получили еще недоказанное счастье родиться, то надо хотя бы увидеть землюКонстантин Георгиевич Паустовский