Евгения Шмелева
18 мая 2016
12057
6

Как работает орнитологическая служба аэропорта Домодедово

Столкновения птиц с самолетами входят в топ-3 основных причин летных происшествий. «Моя Планета» побывала в орнитологической службе аэропорта Домодедово и выяснила, как спасают воздушные суда от пернатых.

В перечне причин, по которым происходят самые частые авиапроисшествия, на первых местах стоят технические неисправности, человеческий фактор и столкновения самолетов с птицами.

Если пернатые окажутся на пути следования воздушного судна в момент взлета или посадки, последствия могут быть самыми серьезными: от трещины в лобовом стекле до отказа всех двигателей. К счастью для пассажиров, в аэропортах всего мира, и в российских в том числе, работают специальные орнитологические службы, которые следят за тем, чтобы на территории не было пернатых: залетевших отлавливают с помощью ловушек или специально обученных ястребов, а также отгоняют устройствами для отпугивания птиц. Наш корреспондент познакомился с орнитологом аэропорта Домодедово и лично поучаствовал в патрулировании территории в компании с ястребом по имени Брунхильда.

Девятимесячная Брунхильда — одна из пяти ястребов-тетеревятников, которые содержатся в аэропорту Домодедово для обеспечения орнитологической безопасности полетов. Вместе со своим напарником — орнитологом Иваном Дзюбаком — она патрулирует территорию и выезжает на срочные вызовы.

Сигнал может подать как экипаж судна, готовящегося к взлету или посадке, так и любой сотрудник аэродрома, заметивший птиц вблизи летного поля. В течение 15–30 минут дежурный орнитолог обязан прибыть на место и предпринять меры: в зависимости от ситуации он может отпугнуть птицу с помощью сигнального пистолета, ракетницы или же поймать ее, выпустив на охоту ястреба. Второй способ менее гуманный, но более действенный.

«Если птицу поймал наш ястреб, судьба ее незавидна: она будет съедена в качестве награды. Хотя часто случается, что птица ловится живой и забирается у ястреба невредимой. Если птицы отловлены сетями или ловушками, обычно мы отдаем их в питомник или центр реабилитации, где их выхаживают и выкармливают, или просто выпускаем, отвозя подальше от аэропорта», — рассказывает Иван Дзюбак.

На голове Брунхильды надет специальный головной убор — клобучок: благодаря ему птица не видит, что происходит вокруг, и ведет себя спокойнее. Во время охоты клобучок снимается и хищница видит свою добычу.

Ястреб «работает» обычно на голодный желудок, и ему легко удается догнать и обезвредить даже таких крупных птиц, как журавль или гусь. Например, в день нашего совместного рейда Брунхильда успела позавтракать дикой уткой.

Если ястреб наелся досыта, в этот день охотиться уже не будет. Сокольник каждый раз сам оценивает обстановку и принимает решение, когда кормить птицу. Поэтому обычно питомца кормят после рабочего дня: когда все дикие пернатые уже отогнаны.

По словам Ивана, его работа имеет много общего с охотой, однако при малейшей возможности он старается спасти добычу, предлагая Брунхильде взамен пойманной живой особи куски мяса — для таких случаев специально закупают тушки перепелов. Всего в орнитологической службе Домодедова заняты пять человек, однако с ловчими птицами работают лишь двое — в режиме два дня через два, с 8 утра до 9 вечера без ночных смен. «На одного человека у нас приходится две птицы: есть любимая жена, есть нелюбимая и запасная — одна на всех», — шутит Иван и объясняет, что ястребы-тетеревятники раз в год линяют и во время линьки не участвуют в дежурствах — физическая нагрузка в этот период для них нежелательна.

Обучение молодых ястребов длится около двух месяцев. «Моя задача — сделать так, чтобы птица верила: поймать добычу с помощью меня гораздо проще, чем без меня, — объясняет Иван. — Я не являюсь хозяином птицы или указчиком, что ей делать и как, я являюсь помощником. Она понимает, что я действительно полезен — могу отнести ее в такие места, до которых она сама не доберется: на расстояние броска от добычи».

По словам Ивана, работе с ловчими птицами он обучался по собственному желанию у опытных сокольников Москвы параллельно с учебой в Тимирязевской академии на зооинженерном факультете. Именно благодаря его увлечению и умению работать с птицами его заметили и пригласили на собеседование в аэропорт Домодедово.

Помимо работы с ловчими птицами в задачи Ивана и его коллег входит осмотр территории аэродрома и его окрестностей в радиусе 30 км, а также обслуживание оборудования: это и пропановые пушки, имитирующие звук ружейного выстрела, и визуальные репелленты (яркие шары, наполненные воздухом, раскрашенные как глаз хищной птицы), и антиприсадные устройства (пластиковые «ежи» и стальные струны, которые устанавливаются так, что птица не может сесть на защищенное место), и живоловушки (ловушки с приманкой для ворон, специальные сети для ловли куропаток), и биоакустические установки, которые транслируют голоса птиц, сигнализирующих об опасности.

В день нашей поездки Иван и его коллеги запустили новый звуковой трек. На нем записаны выстрелы и крики попавших в беду пернатых: чаек, ворон, гусей и др. По задумке эти звуки должны вызывать леденящий ужас у всех приближающихся птиц и заставлять их изменить маршрут. Хотя каждое устройство эффективно само по себе, в совокупности они работают лучше. Например, если прозвучит «ружейный выстрел» от пропановой пушки, а потом начнут транслироваться крики птиц, сигнализирующие об опасности, то это сработает в два раза эффективнее, чем по отдельности.

На отдаленном участке аэродрома проезжаем ловушку с воронами, их довольно много в клетке. Вспоминается фильм «Ночной дозор» и саундтрек «А дальше — беда за бедой, как по нотам: ворона залетела в турбину самолета…». Но, как поясняет Иван, этот род птиц наименее опасен для воздушных судов: будучи умнее своих собратьев, они чувствуют и понимают, что не стоит подлетать к огромным машинам с работающими турбинами, и успешно их избегают. «Опасность прежде всего представляют две категории пернатых: это куриные (куропатки и тетерева) и водоплавающие и околоводные птицы (гуси, утки, чайки, кулики). Ни та ни другая группа особо не блещет интеллектом. Они очень трудно понимают, что такое самолеты и насколько они рискуют, подлетая к ним».

Весна и осень — самые напряженные периоды в работе орнитологической службы, так как в это время происходит миграция пернатых. «Во время миграции птицы очень сильно устают, им требуется повышенное количество корма, и, когда они видят здесь такие прекрасные поля — места, которые вычищены, выкошены и на которых с первого взгляда им ничего не угрожает, — они прилетают сюда отдохнуть и подкормиться», — поясняет Иван. Сотрудники аэропорта стараются сделать территорию Домодедова максимально непривлекательной для залетных гостей: осушают водоемы, выкашивают траву, устраняют деревья и кустарники и т. п.

Наиболее опасны для самолетов пернатые, сбивающиеся в стаи: чайки, голуби, кулики. «Если такая стая чего-то испугается и решит лететь в сторону полосы, то при столкновении с самолетом может составить для него очень большие проблемы. Куриные птицы крупные, их много, и повреждения могут быть достаточно серьезными. Плюс они очень сильно привязаны к территории. Например, стая куропаток может оставаться здесь, пока ее полностью не ликвидируют. Прогнать такую стаю целиком и навсегда практически невозможно», — объясняет Иван.

Орнитологическая служба в Домодедове появилась еще в 80-х годах, но ловчих птиц здесь стали использовать 14 лет назад, в 2002 году — это было ноу-хау для России, основанное на опыте испанских коллег. Все методики и оборудование сертифицировано и рекомендовано Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) — по словам Ивана, они используют те же технологии, что и аэропорты всего мира, и следят за опытом других стран. На сегодняшний день пернатые охотники работают в крупнейших воздушных гаванях США, Англии, Испании, Канады — более чем в 20 странах.             

Это интересно

  • Международная организация гражданской авиации (ИКАО) каждый год регистрирует в мире примерно около 5000 случаев столкновения воздушных судов с птицами. В России в настоящее время таких случаев происходит от 50 до 70 раз в год.
  • Годовой ущерб от столкновений воздушных судов с птицами оценивается в $1,2 млрд для коммерческих воздушных судов в мире.
  • Крупнейшая авиационная катастрофа, связанная с птицами, произошла в 1960 году в Бостоне: американский авиалайнер L-188 врезался в стаю скворцов и уже спустя полминуты после взлета рухнул в Бостонскую бухту из-за отказа двигателей. Погибли 62 человека, десять выжили.
  • Самая известная аварийная посадка, спровоцированная птицами, произошла в США в 2009 году: в момент взлета A320 стая канадских гусей «отключила» оба двигателя и пилотам пришлось сажать самолет на реку Гудзон в районе Манхэттена, 150 пассажиров и пять членов экипажа не пострадали.
  • Подавляющее большинство столкновений — до 84% — происходит на высотах до 100 м на этапах разбега, отрыва и набора высоты, а также захода на посадку, касания и пробега, то есть непосредственно в зоне аэродромов. Вероятность столкновения самолета с птицей выше в светлое время суток.
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
07:00
Ритуалы. Великие собрания
08:00
Россия. Гений места. Кавказские Минеральные Воды
08:50
Один день в городе. Нижний Новгород
06:30
Природоведение. Зачем животным яды?
07:00
Спасение детёнышей шимпанзе. Чудеса случаются
07:55
Звериный репортёр
Никогда не бойтесь уехать прочь от морей, границ, стран и мыслейАмин Маалуф