Моя Планета
22 июля 2019
7406
3

Кто выбирает командира космического корабля и как определяется психологическая совместимость экипажа?

Ответ мы нашли в книге российского космонавта-испытателя Сергея Рязанского «Можно ли забить гвоздь в космосе и другие вопросы о космонавтике» издательства «Бомбора»

На практике [психологическая совместимость экипажа не определяется] никак. Обычно собираются представители космических организаций и говорят: «От нас полетит Иванов, от нас полетит Петров, от нас полетит Сидоров». Потом извещают космонавтов, что они теперь в одном экипаже. А вот дальше начинается кропотливая и в чем-то тяжелая работа по формированию психологического климата внутри этой маленькой группы.

На первом этапе мы готовимся индивидуально: каждый по своей программе. Где-то года за полтора до полета начинаются совместные тренировки по действиям в нештатных ситуациях. Во время тренировок как раз и знакомишься. Встретились на занятии, где-то поговорили, потом после занятий оказались у кого-нибудь в гостях или пошли в бар. Итальянец Паоло Несполи водил нас на концерт Андреа Бочелли. Говорит: «Оперный певец известный, мой друг». Пошли. И мы были за кулисами, пообщались, познакомились с его женой. Американцы очень любят приглашать к себе в гости, русские — тоже, поэтому обязательно устраиваем семейные вечера.

Над совместимостью надо работать, надо продумывать детали, узнавать людей. Ведь у тебя нет возможности изменить свой экипаж. Ты не можешь заявить: «Уберите Иванова, дайте Петрова». Единственное, что ты можешь сказать: «Я не могу, я не полечу с ними, убирайте меня». Но для каждого из нас полет — это все-таки мечта и любимое дело, так что мы лучше займемся слаженностью экипажа. Поэтому я уверен: для каждого из нас особо важным было выстроить уважительные, добрые и дружеские отношения в экипаже, чтобы облегчить взаимодействие, когда окажемся на орбите. И за дружбу ребятам, кстати, большое спасибо.

Как выбирают командира экипажа? Поскольку сейчас летают только российские «Союзы», то командиром экипажа и корабля обязательно назначается русский.

Командира МКС определяют по очередности: сегодня очередь русского, в следующей экспедиции — очередь американца и так далее, невзирая на уровень профессионализма и здоровья. В моей второй экспедиции, когда я был командиром корабля «Союз МС-05», мой опыт космического полета составлял 166 суток, у американского коллеги Рэндольфа Брезника — чуть больше десяти суток на шаттле «Атлантис». Но он стал командиром станции, потому что пришла очередь американцев. Впрочем, командир МКС — это чисто формальная должность, в отличие от командира корабля «Союз», на которую преимущественно назначают по имеющемуся опыту работы в космосе.

Какие существуют требования к попаданию в экипаж? Тут все зависит от стечения обстоятельств. В корабле «Союз» три места, одно занимает коллега-иностранец. Остаются два — командира и бортинженера. Руководство Центра подготовки космонавтов смотрит, сколько претендентов на какое место есть. Ты можешь быть замечательным человеком и уникальным специалистом, но впереди есть ребята, которые ждут своей очереди — из более раннего набора, старше по возрасту. Но даже если ты сдал все экзамены и зачеты, прошел все испытания и тренировки, дождался очереди, тебя могут не взять в экипаж по массе причин. Травма или болезнь, которая требует продолжительного лечения. Испытание какой-то новой техники, которую ты не успел изучить. Отмена миссии, к которой ты готовился. Я рассказывал раньше, что меня, например, собирались вообще отчислить, потому что американцы из-за катастрофы шаттла «Колумбия» выкупили все места космонавтов-ученых на много лет вперед. Нечто похожее произошло и с теми ребятами, которых набирали для полета первого космонавта-журналиста, — планы изменились, и все, вариантов нет. Если такая ситуация складывается, нужно посмотреть и подумать, готов ли ты все начать с нуля, сменить космическую специальность на более востребованную и добиваться второго шанса.

В своей книге «Можно ли забить гвоздь в космосе и другие вопросы о космонавтике» рооссийский космонавт-испытатель отряда Роскосмоса и первый в мире ученый-командир космического корабля Сергей Рязанский отвечает на вопросы читателей. Как стать космонавтом? Почему ракета летит и не падает? Как организована жизнь на МКС? Какие трудности возникают при выходе в открытый космос? По прочтении книги читатели узнают все о космонавтах и космонавтике — от строения ракет и выхода в открытый космос до еженедельной уборки в условиях МСК.

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовалиМарк Твен