Куна — племя, где правят женщины

На небольшом архипелаге Сан-Блас, принадлежащем Панаме, живет одно из самых удивительных племен мира — куна. Куна верят, что Бог создал землю исключительно для них.

Если вы прилетите в Панама-Сити, то первое, что увидите на улицах города, — красивых женщин в алых платках, расшитых платьях и блузках, с браслетами на руках и ногах, важно передвигающихся по улицам. В руках у них корзинки с вышитыми аппликациями «мола» — гордостью каждого куна. Женщины приезжают на несколько часов с островов архипелага Сан-Блас, чтобы продать текстиль, а вечером возвращаются домой.

А ведь по сути куна удалось то, что не вышло у многих индейцев Америки, — получить полную автономию. Около 50 000 куна, проживающих на территории Панамы, заявили о своем праве на землю и независимость. И в 2010 году правительство страны их поддержало. (О том, как так получилось, — в интервью индейца племени куна «Моей Планете».)

Индейцы куна, Панама© diwigdi

Сейчас большинство живет на архипелаге Сан-Блас, который насчитывает более 350 островов. Небольшие поселения куна есть в центральной части страны и около Дарьенского пробела. Несмотря на хорошие отношения с властями и регулярное общение с внешним миром, племя до сих пор живет по своим правилам, соблюдая традиции предков. Сами они себя называют «гуна», в их языке нет звука [к].

Вожди, которые поют

Куна живут в небольших общинах, которыми руководит вождь — сайла. Раньше его назначало МВД Панамы, сейчас куна выбирают сайлу сами, основываясь на его возрасте и умении петь, потому что вождь обращается к жителям в форме песни. Сайла отвечает за порядок в общине, распределяет общественные работы, помогает в решении спорных ситуаций, дает разрешение на поездку в столицу. Если сайла скажет, что все идут помогать строить хижину, то все идут строить хижину.

Второй человек в племени — неле, шаман, который предсказывает погоду и лечит жителей. Сайлой может стать как мужчина, так и женщина, но выбирают в основном мужчин — из-за вокальных способностей. А вот неле традиционно становится женщина — у нее лучше связь с природой, как считают куна.

Несколько раз в месяц все взрослые общины собираются на кабильдо, где принимают решения о местах для ловли рыбы, продажи кокосов, мола и разрешают споры.


Национальная валюта — кокосы

Индейцы куна, Панама© Matt Payne

Куна являлись главными поставщиками кокосов во всем регионе, и с давних пор плоды служили универсальной валютой. За каждой общиной закреплялся свой участок земли с пальмами. Землю обрабатывали вместе, доход от продажи кокосов делили между теми, кто работал, а часть оставляли в общей казне. При этом они торговали кокосами с жителями Панамы и Колумбии нелегально, что не раз служило конфликтом между двумя странами.

Помимо общей земли за жителями закреплялись пальмы в индивидуальной собственности. Поэтому местные жители рассчитывались кокосами за продукты питания и необходимые вещи. И до сих пор на островах кокосовые орехи являются главным предметом товарообмена.

Здесь царит матриархат

В семье куна отмечают всего три праздника: рождение девочки, ее взросление и замужество. Женщины занимают главную позицию в иерархии семьи и общества. Причины этому две. Первая — проживание куна на островах и их небольшая плотность расселения. Когда угроза нападения минимальна, мужчина теряет свою функцию защитника.

Индейцы куна, Панама© Matt Payne

Вторая — легкий способ добыть пропитание. Агрокультура, ловля рыбы и торговля — главные занятия на островах.

Альбиносы выполняют определенную функцию в общине — защищают ночное светило от дракона, который пытается съесть Луну во время затмения

Женщины полностью контролируют сферу агрокультуры и торговли. И даже общинная собственность на землю находится в их управлении. Они могут продавать, покупать и распоряжаться имуществом, как хотят. Мужчина, чтобы продать или купить что-то, должен спросить жену.

Жених может убежать три раза

Индейцы куна, Панама

В пять лет девочкам прокалывают уши и нос, чтобы надеть первые атрибуты красоты: кольцо, которое вдевают в перегородку носа, и огромные золотые серьги. По мере взросления серьги и кольцо становятся крупнее, а на руках и ногах появляются изящные ожерелья и украшения из бисера.

Момент созревания у девушки, как считают куна, наступает в 13–14 лет. Ее переводят жить в специальный дом, где она готовится к замужеству. В течение четырех дней, пока родственники подыскивают подходящего жениха, над девушкой проводится ритуал посвящения: женщины поливают ее водой, чтобы закалить и подготовить к первой брачной ночи.

Родивший отец еще несколько дней отдыхает в гамаке, приходя в себя

В доме невесты тем временем собирают всех юношей деревни, приходят родственники, соседи, дарят подарки, танцуют и поют песни. На третий день праздника девушка должна назвать имя того, кого она хочет видеть своим мужем. И тут происходит самое интересное. У жениха есть возможность трижды убежать от невесты, и каждый раз его отправляются «ловить» друзья и родственники семьи.

Подводная охота, Панама© Meiko Herrmann

Считается, что если юношу не смогут поймать в третий раз, то невеста вправе назвать имя другого жениха. И тогда все повторится сначала. На деле это всего лишь часть ритуала. Невеста, которая в будущем будет всем руководить, просто показывает, что дает жениху «свободу» выбора. После проведения церемонии бракосочетания жених переходит в семью жены.

Мужчины куна тоже рожают

У куна есть предание, что Луна, одно из главных божеств, вышла из реки. Поэтому местные женщины рожают детей в водоеме. Вместе с женой готовится к родам и отец. За несколько дней до планируемого события он оставляет работу и отдыхает. А в момент непосредственно родов супруг ведет себя так, будто рожает именно он. Куна считают, что если будущий отец будет кричать, то часть болевых ощущений перейдет к нему и роженице будет легче.

После появления ребенка на свет мать омывает его в реке или море, сама купается и приступает к повседневным делам. А родивший отец еще несколько дней отдыхает в гамаке, приходя в себя.

Каждый 150-й ребенок куна — дитя Луны

У куна самый большой процент рождения детей с недостатком меланина во всем мире — один ребенок на каждые 150 жителей. Местные верят, что лунные дети — так называют альбиносов — появляются, если отец или мать ребенка долго смотрят на Луну.

Альбиносы выполняют определенную функцию в общине — защищают ночное светило от дракона, который пытается съесть Луну во время затмения. Даже проводятся специальные обряды. Во время затмения дети-альбиносы выходят на улицу со стрелами и луком и сопровождают обряд танцами, имитируя сражение с драконом.

Однако у ученых есть свое объяснение — небольшой ареал расселения куна и вступление в брак только с соплеменниками порождает быструю передачу генов. Достаточно двум родителям иметь ген альбинизма, чтобы родился ребенок–альбинос.

Но куна уверены: все дело в Луне и божественной принадлежности ребенка. Поэтому, когда рождается альбинос, его окружают заботой и оберегают от тяжелых работ. Совсем другое отношение, чем в Танзании, где за детьми-альбиносами ведется настоящая охота. Кстати, альбиносы встречаются и среди животных.

У них допускается третий пол

Куна дают максимальную свободу детям. И если в какой-то момент мальчики захотят вести себя как девочки, а девочки — как мальчики, их никто не будет переучивать и отговаривать, а примут такими, какими те хотят быть. Первое встречается намного чаще (матриархат же!), таких мальчиков зовут «омеггид», что в переводе с языка куна обозначает «как женщина». Когда мальчики вырастают, они полностью берут на себя женские обязанности, и многие преуспевают в вышивании мола.

Что такое мола

Мола, орнамент, Панама© Eric Lafforgue

Куна знамениты на весь мир своими вышивками — мола. Со стороны кажется, что аппликация выполняется просто: на небольшой кусок ткани накладывают полоски другого полотна и красиво соединяют разноцветными нитями, потом пришивают еще одни полоски и так до тех пор, пока не получится задуманный рисунок. Чаще всего женщины куна используют в мола мифологические прообразы: дерево жизни «палувала» или изображения птиц, животных, растений. И в вышивке традиционно предпочитают красные цвета.

Татуировка как защита от злых духов

Индейцы куна, Панама© MAISANT Ludovic

Издавна женщины куна собирались в специальных домах и курили табак, обращаясь к злым духам, чтобы те не причинили им вреда. Перед проведением ритуала женщины наносили на лицо татуировку — сплошную линию черного цвета от макушки до кончика носа. Краску добывали из местного дерева сабдур. Чуть позже такие линии стали наносить взрослым мужчинам и детям для защиты. Традиция защитных татуировок сохраняется до сих пор.

Оставить комментарий
Загрузка...
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.