Евгения Шмелева
4 апреля 2016
19165

Летчики-герои

Пассажиры самолетов слепо доверяют свою жизнь незнакомым пилотам, и порой именно от их действий или бездействия зависит жизнь десятков людей. Сегодня мы расскажем о российских летчиках, которые проявили стойкость духа в экстремальных обстоятельствах и сумели выбраться из самых опасных ситуаций.

Посадка горящего самолета

Командир лайнера Константин Парикожа (в центре) и члены экипажа рейса R2 554, выполнившего посадку с неисправным двигателем

11 февраля 2016 года стало вторым днем рождения для 376 человек, летевших на борту Boeing 777 из Доминиканской Республики в Москву.

Это был плановый полет «Оренбургских авиалиний», однако вместо 12 часов он продлился всего 40 минут. Почти сразу после взлета за бортом раздался резкий хлопок — и пассажиры увидели, как вспыхнул левый двигатель… Самолет качнулся и просел, в салоне началось задымление.

К счастью для пассажиров, самолетом управляли опытные пилоты: они не поддались панике и быстро приняли верное решение — вернуться на землю. С полным баком топлива и одним работающим двигателем аварийная посадка была крайне рискованным мероприятием, тем более что едкий дым уже проник в кабину и пилоты управляли судном, надев кислородные маски. Но других вариантов не было. Долго кружить в небе, пока закончится топливо, было опасно: 300-тонная машина могла загореться и взорваться в воздухе, не оставив никому шансов на выживание.

Командир лайнера, 38-летний Константин Парикожа, взял на себя ответственность за судьбы почти 400 человек и аккуратно посадил лайнер. В момент приземления заискрились колеса, но их потушила наземная пожарная служба. Все пассажиры были выведены по надувным трапам.

Герои-летчики получили государственные награды. После инцидента они описывали происшествие без эмоций и признавались, что не чувствовали страха за себя, переживали только за пассажиров. «Самое главное, что нас там волновало: как произойдет эвакуация и как будут реагировать пассажиры», — рассказал журналистам Парикожа.

Чудо в тайге

7 сентября 2010 года. На третьем часу полета на высоте 10 км у самолета Ту-154, летевшего по маршруту Полярный — Москва рейсом компании «Алроса», отказала вся система бортового электропитания. В один миг пилоты остались без автопилота, навигации, радиосвязи. Самое ужасное было то, что электрические насосы перестали доставлять топливо к двигателям. Это значило, что в запасе лишь 30 минут.

На борту находилось 72 пассажира и девять членов экипажа, в том числе беременная женщина и трое детей. Пилоты Евгений Новоселов и Андрей Ламанов стали искать место для посадки, но под крылом виднелись только тайга и извилистая река Ижма. Когда уже было принято решение садиться на воду, произошло настоящее чудо: посреди леса пилоты вдруг заметили взлетную полосу бывшего аэропорта Ижма (Коми).

Хотя аэропорт давно закрыли, полоса оказалась пригодна для посадки: ее по собственной инициативе поддерживал в рабочем состоянии начальник вертолетной площадки Сергей Сотников на протяжении 12 лет. Никто не мог знать, что однажды она пригодится и спасет жизни десятков человек.

Посадка была непростой: полоса, рассчитанная на небольшие самолеты, оказалась вдвое короче, чем нужно для Ту-154. Пилоты сделали два круга, прежде чем решились приземлиться, в итоге и тут повезло: судно выкатилось лишь на 160 м в лес и пассажиры не пострадали. Впоследствии летчики признавались, что самым сложным было отсутствие связи с землей — пришлось действовать на свой страх и риск. Всех участников спасения спустя месяц наградили государственными медалями и орденами.

Спасение над Невой

Посадка на воду — крайне редкое событие для пассажирского самолета. Счастливые случаи, когда все пассажиры выжили в такой ситуации, можно сосчитать по пальцам. В их числе — посадка Ту-124 на Неву. Это случилось 21 августа 1963 года.

Новый самолет компании «Аэрофлот» совершал рейс по маршруту Таллин — Москва. Нештатная ситуация возникла уже при взлете — заклинило шасси. Из-за тумана диспетчеры не разрешили посадку в Таллине, пилоты стали готовиться сажать самолет в Санкт-Петербурге.

При подлете к аэропорту Пулково они еще раз попробовали выпустить шасси, когда вдруг оказалось, что не это главная проблема самолета — отказал левый двигатель.

Пилоты получили разрешение на сквозной полет через Санкт-Петербург, но не успели: внезапно отказал и второй двигатель — лайнер стал планировать на высоте полукилометра прямо над центром города. Было принято решение — сажать самолет на Неву. Летчик Виктор Мостовой передал управление второму пилоту Василию Чеченеву — он в прошлом служил в морской авиации и имел опыт посадки на воду. Снижаясь, самолет пролетел над строящимся мостом Александра Невского на высоте 40 м, напугав рабочих, и остановился всего в 50 м от Финляндского железнодорожного моста — столкновение с ним было бы фатальным.

Буксир, оказавшийся рядом, сразу же забрал 52 пассажиров и семь членов экипажа, а самолет затонул к утру.

Этот случай до сих пор остается эталонным примером приводнения воздушных судов. Опыт посадки на Неву изучается летчиками по всему миру. Его учитывали и пилоты аэробуса A320 компании US Airways, совершившие аварийную посадку на реку Гудзон в 2009 году.

Угнанный самолет

Ту-154М «Внуковских авиалиний», идентичный захваченному

В марте 2001 года чеченские террористы захватили самолет Ту-154 «Внуковских авиалиний», следовавший из Стамбула в Москву. Бортпроводник Николай Дмитриев (который через десять лет окажется в самолете, аварийно севшем в Ижме) успел предупредить командира экипажа Николая Виноградова об опасности: пилоты заблокировались в кабине. Захватчики требовали прекращения войны в Чечне.

Капитан вел переговоры с террористами, убеждая их приземлиться в любой ближайшей мусульманской стране. Все это время преступники пытались проникнуть в кабину, а члены пилотной группы по очереди держали дверь. Когда топливо стало заканчиваться, капитан принял решение сесть в Медине. Диспетчеры отказали самолету в посадке, как перед этим отказали в Турции, Египте, Израиле и Сирии — никто не хотел брать на себя ответственность за освобождение заложников. Наконец, разрешение было получено и Ту-154 приземлился.

Капитан и его помощники до последнего не покидали кабину, хотя могли это сделать, и пытались перехитрить террористов, обещая им скорый вылет в Афганистан. И только когда разъяренные бандиты стали громить дверь топорами и ранили одного из членов экипажа, Виноградов запросил разрешение у диспетчера покинуть кабину. Пока через аварийный люк на землю выпрыгивали остальные, он держал дверь вместе с бортинженером Андреем Гусельниковым и был ранен в руку.

В результате штурма были спасены 150 человек и погибло двое: один из пассажиров и бортпроводница Юлия Фомина, открывшая дверь спецназу. Она, как ее коллеги, получила высокие награды.

Комментарии
Татьяна Щербаченко
8 апреля 2016, в 15:45

Ошибочка вышла: с марта 2001 до сентября 2010 года - больше, чем полгода. Я бы даже сказала, почти 10 лет. Или два самолета аварийно сели в Ижме: в 2001 и в 2010 году?

Ekaterina Zorkina
8 апреля 2016, в 15:55

Спасибо вам большое! Бес попутал, когда редактировали)

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
22:25
Зверята всего мира. Африка
23:20
Мечтатели. Алтай. Земной Марс
06:00
Огненный архипелаг. Центральная Америка
22:50
В дикой природе. Индия. Раджан. Во главе семейства
23:40
Звериный репортёр
06:00
Звериный репортёр
Как же я люблю чувствовать себя безликим в городе, где я раньше никогда не былБилл Брайсон