Анастасия Клепова
23 июня 2015
24434

Минанкари: ювелирное искусство Грузии

В десятках грузинских домов можно увидеть необычные маленькие печи. Служат они не для обогрева, а для создания уникальных произведений искусства. Сегодня здесь возрождают веками забытую ювелирную технику перегородчатой эмали, которая называется минанкари.

Центр Тбилиси. Ранняя весна. Позднее утро. На открытых балконах с коваными львами неспешно курят усатые мужчины и сушится белье. Старинные деревянные аркады напоминают винные «ножки» на стенках бокала. Где-то звонят колокола. Сегодня я собираюсь увидеть самые старые и самые новые произведения искусства, выполненные в технике минанкари. Для этого я направляюсь в музеи, а потом — в гости к современному мастеру.

Грузия (ранее — территория Колхидского царства) — страна-производитель легендарного золотого руна. Хотя греки, по преданию, его давно похитили, а потом куда-то дели, в хранилищах старины Тбилиси и без него есть на что посмотреть. В Национальном музее выставлены первые образцы перегородчатой эмали тончайшей работы — пиктораль с птичкой V–IV веков до н.э. и золотые ножны с изображением головы теленка.

В Музее искусств поклонники эмали вроде меня рискуют заработать синдром Стендаля: от количества цветных икон и медальонов VII–XV веков с по-грузински наивными изображениями святых можно потерять сознание. Здесь же выставлен инструментарий, которым пользовались люди при создании этих произведений: перья птиц для нанесения красок, камни, которые перемалывали для получения пигмента, и печь с перфорированным куполом — в ней запекали цветной порошок, смешанный с водой, до стекловидного состояния.

Конечно, не только в музее можно встретить старинные эмалевые артефакты. Минанкари в стране встречается тут и там: то на гробнице святой равноапостольной Нины в Бодбе (край Кахетия), то на иконе Цилканской Божьей Матери в полумраке Мцхетского храма.
Из-за войн и междоусобиц в XV веке мастерство минанкари оказалось утеряно. И только в 60-х годах прошлого века экспериментальным путем оно было восстановлено историком Эрмиле Магради.

Сегодня в Грузии есть множество частных мастеров, изготовляющих украшения и религиозные атрибуты в этой технике. Здесь нет крупных ювелирных предприятий, работающих с минанкари, и выполнить такое изделие можно только вручную, так что каждая вещь индивидуальна, у каждого мастера — свой почерк. Мастерство минанкари возрождают на протяжении всего десяти лет после многовекового перерыва, поэтому антикварных вещей с грузинской эмалью не существует. Недорогие украшения можно найти в сувенирных лавках и на торговых развалах. Например, у Сухого моста — там под открытым небом выставляется множество художников, резчиков и ювелиров. Стоимость изделий начинается от 1000 руб. за кулон или крестик. Изделия на золоте попадаются редко — в основном их делают по заказу. За более тонкой и профессиональной работой следует идти в авторские галереи, например в «Орнамент» на улице Ираклия II.

Я направляюсь в гости к мастерице Кетеван Кавтеладзе. Прямо у себя дома она устроила небольшую мастерскую, где творит и проводит мастер-классы по изготовлению минанкари. В 2012 году Кети заняла первое место на выставке современного искусства эмали в Японии. Сегодня ее работы выставляются в одной из лучших галерей Тбилиси «Шарден».


Кети выглядит как московский хипстер: асимметричная стрижка, минимум косметики, клетчатая рубашка. Она встречает меня у подъезда своего сталинского дома с окнами, выходящими не только на улицу, но и на лестничную клетку. «Мы называем этот многоквартирный дом сталинским проектом не только за внешний вид, но и за вот эти нелогичные окна. Должно быть, они нужны для того, чтобы соседям было легче подслушивать разговоры друг друга», — говорит она.


Кети покажет мне процесс создания украшения с эмалью на примере серебряной подвески. Кстати, минанкари наносят на золото, серебро 999-й пробы или медь. Эта ювелирная техника неприменима на других металлах. Кети достает большую доску фанеры, к которой приклеены пронумерованные разноцветные кружочки — это палитра для определения цветов. Дело в том, что после запекания под воздействием высоких температур цвет может кардинально поменяться, особенно при нанесении пигмента на медную основу. Так что палитра нужна для удобства ориентирования. Мы определяемся с цветовой гаммой будущего кулона и начинаем работу.


— Я никогда не рисую эскизов, потому что не умею рисовать, — рассказывает Кети. — Рисунок рождается в голове, оттуда я и переношу его сразу на изделие. Работа над одним объектом длится около недели. Что я в это время делаю? Вообще-то очень много думаю. Это же удивительно: за рождением абсолютно эфемерной мысли следует создание чего-то осязаемого!


Мы берем серебряную основу, заранее подготовленную ювелиром, и наносим на нее прозрачную эмаль. Запекаем ее в специальной небольшой печке с толстыми стенками. Температура — 800 °C, время — 1–2 минуты. Далее щипчиками гнем тончайшие серебряные полоски (будущие перегородки), чтобы получился нужный узор — цветочек, и приклеиваем к основе. Все готово для того, чтобы разлить в образовавшиеся ячейки выбранные цвета.

Краски уже никто из мастеров не делает сам — цветные минеральные порошки заказывают в США, Японии или во Франции, а перед работой смачивают их водой. Также теперь существует полупрозрачная эмаль, дарующая изделию глубину, своеобразный 3D-эффект. Такая краска раньше в минанкари не использовалась. С давних времен в международной ювелирной терминологии есть два цвета эмали, которые считаются исконно грузинскими: красный и синий. Их чаще всего можно увидеть на старинных иконах, медальонах и в изделиях мастеров, придерживающихся традиционной сюжетики в своих работах.

Мы запекаем кулон с нехитрым изображением цветочка снова и снова, каждый раз накладывая слои краски, пока не зальем форму до краев. Останется зашкурить кулон до абсолютной гладкости и отдать ювелиру для окончательной обработки. С технологией все понятно, поэтому перехожу к вопросам про историческую преемственность и эстетику.

— Кети, в современном минанкари используются какие-то традиционные орнаменты или люди творят уже без оглядки на традицию?

— Все по-разному. Кто делает иконы, использует больше традиционного. Но я их не делаю. Если икону сделала женщина, это как-то сразу чувствуется. Мужская работа всегда глубже. Я очень свободна в своем творчестве. Вдохновляюсь не столько стариной, сколько, например, Густавом Климтом и Петром Оцхели — грузинским театральным художником начала XX века. Другие мастера тоже экспериментируют, и это хорошо. Одна девушка, например, комбинирует эмаль с деревом, кто-то делает елочные игрушки. Я вот изобрела броши-платья.

— Как определить качество изделия с перегородчатой эмалью?

— Перегородки не должны выступать, краска должна быть залита до самого края. Изначально изделие шершавое, мастер обязан отшлифовать его до зеркального блеска. В общем, халтуру распознать легко на ощупь и визуально.

— Чего на данный момент не хватает процессу возрождения минанкари?

— Возрождением заняты только частные предприниматели. До сих пор нет академического образования в этом направлении. Минанкари вполне может стать нашим брендом, если заняться этим на государственном уровне.

Мы убираем со стола цветные порошки, щипчики и прочие инструменты. Ставим заварочный чайник и домашнее варенье из местных мандаринов.

— Что сегодня в грузинской культуре и национальном самосознании важнее всего?

— Земля. Вино. И традиции, которые лично мне не близки. В Тбилиси они не настолько сильны. В кругу моих друзей, например, мужчина и женщина равны. Но я знаю, что во всей остальной Грузии с этим большие проблемы. А ведь именно женщины спасли свои семьи и вместе с тем нашу страну в 90-е годы: они пекли и продавали пироги, ездили челноками в Турцию — как-то крутились, пока экономика была в хаосе. Однако нам до сих пор нельзя попасть в политику. Надеюсь хотя бы, что невест нигде больше не похищают против их воли.

В Тбилиси вечереет, чай на столе заменяют два бокала терпкого красного вина. Кети рассказывает мне о том, что современные рестораны Грузии занялись переосмыслением традиционных блюд, а в одном старинном подвальчике американец продает интересное вино крошечных кахетинских виноделен и что в грузинские клубы наконец-то начали приезжать хорошие электронщики.

На прощание Кети дарит мне кулон цвета небесной лазури в виде ангела с распахнутыми крыльями. Такие вещи обыкновенно становятся самыми дорогими в жизни. Возможно, лет через триста одно из подобных изделий Кети ляжет в витрину Национального музея Грузии как артефакт времен возрождения минанкари. Вероятность такой формы бессмертия издревле толкает художников творить, а возможность прикосновения к трансцендентальному толкает нас их творениями владеть. Уезжая от человека с подарком, мы уезжаем словно бы не прощаясь. И снова усатые мужчины неспешно курят в вечернем сумраке на открытых балконах. И где-то звонят колокола.

Комментарии
Юлия Жук
23 июня 2015, в 14:01

Анастасия, спасибо вам большое за интереснейший репортаж. А скажите, пожалуйста, сколько будет стоить такая брошь-платье? И где ее можно приобрести?

Анастасия Клепова
23 июня 2015, в 14:39

Юлия, здравствуйте! Спасибо большое! По ценам я, к сожалению, не подскажу. Но её страничку с украшениями можно найти в фэйсбуке (Кети говорит по-русски и по-английски). emel.artlab страничка называется.

Татьяна Сафронова
23 июня 2015, в 20:42

Понравилась фраза: "Уезжая от человека с подарком, мы уезжаем словно бы не прощаясь".

Lula Gulua
24 июня 2015, в 09:09

Добрый день, спасибо большое за статью!
Мне очень везет в жизни на талантливых и добрых людей.Может быть поэтому я знакома с Кети.
Ее работы наполнены теплом,некоторые вещи стали талисманами и колесят со мной на удачу по миру:)
Грузинские украшения одновлеменно и очень аутентичные и очень светские, часто меня выручают в затруженой Москве:)
Желаю Кети благополучия, много радости, творческого вдохновения и внутренней гармонии!
Очень хочу, чтобы эта красивая женщина организовала свою школу минанкари.
С уважением, Лула.

Ави Овирту
13 июня 2017, в 17:45

Потрясающие работы. Очень люблю и восхищаюсь работами грузинских мастеров по перегородчатой эмали. Очень тонкая и восхитительная техника.
Видел много хороший работ вот на этом сайте: www.enamelrooms.com
Может кто что-то себе подберет.

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
12:00
По секрету всему свету. Владивосток
12:20
По секрету всему свету. Приморский край
12:45
Одна на планете. Курилы. Что-то хорошее...
11:45
Волонтёры. Выпуск второй
12:35
Великая американская оттепель. Весенние трудности
13:30
В дикой природе. Индия. Рана: королева джунглей
Во время путешествия важно не забывать главное — когда заканчивается что-то одно, начинается что-то другое.