Иван Петров
4 апреля 2014
58353
6

Неслучившиеся изобретения

О неслучившихся военных изобретениях — в материале «Моей Планеты».

Методом проб и ошибок человек пробивал себе путь к благоденствию. Живущий на лоне природы дикарь, поначалу и не sapiens даже, экспериментировал с подручными камушками, деревяшками, травками. Что-то выходило лучше, что-то не выходило вовсе. Что-то приживалось в нехитром бродячем быту, а что-то — нет. Что-то, как чопер или мотыга, останется на первобытной гражданке, что-то пойдет в ход на войне и охоте. Приладит к палке кремень — выйдет копье. Навяжет оленью жилу на тугую ветвь — выйдет лук на страх соседям и окрестной фауне.

Все поменялось за тысячи лет: где была стоянка охотника за мамонтом, появлялись грохочущие кузницы, на месте кузниц — просторные здания НИИ. Меняя набедренную повязку на кожаный фартук, а фартук — на клетчатую рубашку и очки с толстыми стеклами, человек продолжал эксперименты в области уничтожения себе подобных. И, как и много поколений назад, получалось далеко не все. 

Атомолет

С открытием атомной энергии мир захватила лихорадка. Помимо бомб и электростанций атомную энергию хотели использовать в автомобильной промышленности, судостроении и даже бытовой технике. Проекты эти, за исключением атомных ледоколов, успехом не увенчались — физикам так и не удалось разработать достаточно компактный и безопасный реактор. Другой проект рассматривался серьезнее — создание самолета с атомным двигателем.

Мысль о возможности создания атомолета стала появляться в американской прессе еще в начале 40-х. Тогда все силы физиков-ядерщиков занимало создание бомбы, и речи о том, чтобы тратить их на что-то, помимо оружия, идти не могло. Но война закончилась, и новым стратегическим противником США стал недавний союзник, СССР. Такая ситуация предполагала долгие авиаперелеты в случае конфликта, и создание атомолета вновь появилось в повестке дня. Самолет с атомным реактором в теории мог находиться в воздухе месяцами, и единственным ограничителем времени полета становилась выносливость экипажа.

К 1955 году США удалось создать машину под названием Crusader («Крестоносец»). C 1957 по 1959 год машина совершила 47 полетов. Crusader сопровождали самолет, измерявший уровень радиации, исходившей от атомолета, и транспортный самолет с бойцами морской пехоты, готовыми в случае падения оцепить останки пробной модели.

К 1960 году атомолет, пусть и другая модель, не Crusader, мог быть завершен в недалеком будущем. Но администрация президента Кеннеди, пришедшая к власти, решила свернуть проект из-за огромных затрат и, как казалось президенту, бесперспективности проекта.

Еще в самом начале американских разработок о проекте стало известно в Советском Союзе. Поставив перед собой задачу догнать и перегнать Америку и в этом отношении, советское руководство поручило разработать самолет двум КБ — Туполева и Мясищева. Испытания в Семипалатинске не давали нужного результата. Борьба за финансирование шла с молодой космической отраслью, и к 1960 году представителям последней удалось убедить Хрущева, что авиация вскоре сойдет на нет и вовсе исчезнет. В том же году умирает академик Курчатов, идейный вдохновитель проекта. Разработку атомолета сворачивает. Проект так и останется нереализованным.

Подводная лодка Никонова

В 1718 году на имя Петра I поступило прошение. Некто плотник Ефим Никонов из деревни Покровское-Рубцово, что под Москвой, писал, что «сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец». Челобитная осталась без ответа. Через три года настойчивый мастер направляет государю еще одно письмо. Плотник снова диктует писцу: он может построить подводное судно. После ропщет на притеснения со стороны чиновников. Неясно, что именно заставило Петра обратить внимание на второе обращение — жалобы или сам проект, но в начале 1720 года Никонов с его подлодкой переходит в ведение Адмиралтейств-коллегии. Подмосковного умельца велено было снабдить всеми необходимыми материалами по требованию и предоставить рабочих. Никонов отправился в Петербург, где в течение 13 месяцев строил модель будущей субмарины.

Испытания состоялись в марте 1721 года. Небольших размеров опытная модель пробу прошла не блестяще, но царский указ велел строить полноценное «потаенное судно» на петербургском Галерном дворе. Ни чертежей, ни рисунков не сохранилось — о размерах и внешнем виде лодки остается судить по косвенным источникам. Если судить по тому, сколько Никонов заказал древесины, можно предположить, что лодка в длину была около 6 м, а в ширину — около 2 м. К работе привлекали не только плотников, но и бондарей — надо думать, конструкция напоминала бочку. Погружалась лодка при помощи балласта — в специальный резервуар впускали воду из-за борта. Курс корректировался рулем. Шел корабль на веслах. В первоначальном проекте на лодку предполагалось установить орудия, но позже было решено выпускать водолаза в скафандре никоновской конструкции, который должен был вражеский корабль поджечь. Другой вариант: снабдить лодку «огненной трубой» — примитивным огнеметом, подобием греческого огня.

Осенью 1724 года изобретение Никонова было спущено на воду. Подлодка камнем пошла ко дну и разбилась о грунт. Петр не унывал: он повелел плотнику доработать лодку, а всем остальным велел, чтобы Никонову «никто в вину конфуза не ставил».

После смерти Петра выяснилось, что и сам мастер признал свой проект неудачным и лишь для отвода глаз пообещал царю доработать тот, прежний вариант. Новая лодка была спущена на воду в 1727 году и также потерпела фиаско. Никонова разжаловали до простого плотника, в каковом качестве он и скончался через несколько лет.

Танк Леонардо

Из четырех титанов Высокого Возрождения Леонардо да Винчи повезло, кажется больше прочих. Да Винчи — одно из самых узнаваемых имен мировой истории, и, что более важно, наследие художника средний житель цивилизованной части мира узнает чуть не с пеленок.

От Леонардо осталось сравнительно немного — около десятка картин и чертежи, ставшие предметом интереса широкой публики. Художественное наследие, огромное по силе и малое в количественном отношении, придало мастеру флер загадочности, перекинувшийся и на его изобретения. Занимает в первую очередь военная техника — действительно, если бы все начерченное Леонардо летало, работало и ездило как следует, он опередил бы свое время лет на пятьсот, как и многие из его современников. Среди прочего — танк. Деревянный механизм, вероятно, был обит медными пластинами. На борту — 36 пушек. Для обзора в заколоченном наглухо танке предусмотрена смотровая башня — машина была настолько велика, что на башню следовало забираться по лестнице. Мускульная сила бойцов, сидящих внутри танка, должна была приводить машину в движение — колеса двигались с помощью шестеренок и рукояток. Экипаж боевой машины состоял из восьми человек. Танк предполагалось использовать для прорыва вражеских шеренг и устрашения противника. Чертеж в том виде, в котором он дошел до нас, едва ли мог быть воплощен в жизнь — физической силы восьми итальянских воинов едва ли хватило бы, чтобы сдвинуть конструкцию с места и использовать орудие сколь-нибудь эффективно. Мы не знаем, был ли этот танк построен, как не знаем мы этого и о других изобретениях да Винчи. Изобретения эти ныне играют роль своеобразной эмблемы — Леонардо в массовом сознании отвечает за всю инженерную мысль Ренессанса, как Вольтер отвечает за эпоху Просвещения, а борщ — за русскую кухню.

Комментарии
Юлия Шлапакова
4 апреля 2014, в 16:27

А борщ уже ассоциируется с русской кухней? Как то больше щи все же

Alexander Yakovlev
5 апреля 2014, в 17:24

А КБ, занимавшееся атомолётом, точно Мясницкого? Может Мясищева?

Не- Герой
7 апреля 2014, в 00:11

Что за чушь... Какой атомолет? Американский NB-36H был просто носителем реактора, а в СССР летал точно такой же Ту-95ЛАЛ.

Алексей Пивоваров
7 апреля 2014, в 15:46

изобретения могли бы изменить мир в свое время.

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
13:45
Один день в городе. Нижний Новгород
14:10
Один день в городе. Пусан
14:40
Ван Гог: в поисках света
13:25
Звериный репортёр
13:55
Звериный репортёр
14:25
Синие глубины. Возрождение
Чем дальше я уезжаю, тем больше приближаюсь к себеЭндрю МакКарти