Нетипичные путешествия с детьми. Как выжить и получить удовольствие?

Мы поговорили с людьми, которые, став родителями, не отказались от путешествий, а гармонично включили в них ребенка. Оказалось, возможно все: лазить по горам, жить в палатке, сплавляться на байдарках и ходить на яхте.
Камилла
«Не упустите этот кайф — держать за руку своего ребенка, когда он что-то видит в первый раз!»

Автопутешествия, горные походы, ночевки в палатках. Дочки: Лина, 6 лет, и Яна, 3 года

С самого детства я много путешествовала. Папа у меня летчик, и переезды были частью моей жизни.

Первая поездка с дочкой случилась, когда ей было три с половиной месяца. Мы решили отправиться в Финляндию. По утрам я бегала по лесу с коляской, потом мы с мужем катались на горных лыжах. В Финляндии пологие склоны, поэтому в какой-то момент мы стали кататься прямо вместе с дочкой в слинге.

Когда пришла идея поехать в Минеральные Воды в горы, младшей дочке было три месяца, а старшей — три с половиной года. Сначала мы думали, что это будет обычная поездка: погуляем по городу, а в горы поднимемся на фуникулере. Но наш отель находился прямо у подножья Бештау. В первый день мы поднялись немножко, на второй — чуть выше, а на третий взяли снаряжение, младшую дочку посадили в слинг, а старшая шла сама.

В горах мы ни разу не ночевали, у нас были однодневные трекинги — такой формат комфортен для ребенка. Пару раз останавливались в горных гостевых домах.

Сейчас наш любимый способ передвижения — автомобиль. Так мы получаем возможность увидеть больше и всем комфортно. Длинные маршруты мы делим на части и проезжаем примерно по 500 км в день. Останавливаемся в каком-нибудь городе, гуляем, отдыхаем, а утром продолжаем путь. Обратно едем другой дорогой, чтобы посмотреть новые места.

Чтобы занять детей в машине, я готовлю специальные дорожные рюкзачки. Там наклейки, какие-то небольшие книжки, наборы проволочек, помпончиков, чтобы дети могли что-то с ними придумывать, фантазировать.

Путешествие — это маленькая жизнь, невероятная и неповторимая. С детьми она становится совершенно особенной, потому что мы начинаем видеть окружающий мир их глазами.

Ольга-Мария
«Мне приятнее и веселее отправиться с ребенком в поход, чем сидеть целыми днями дома»

Байдарочный поход по Черному морю. Дочка Лида, 2,5 года

Я мечтала о путешествиях еще ребенком. Но тогда у меня было стойкое убеждение, что это невозможно, поскольку наша семья никогда этого не делала.

Все изменилось со временем. Первое путешествие с Лидой состоялось, когда ей было всего два месяца. Небольшая однодневная поездка с палаткой оказалась для меня глотком свежего воздуха, способом выйти за пределы замкнутого пространства.

Меня часто спрашивают: как ты путешествуешь с ребенком, зачем ты это делаешь, это ведь сложно. Да, путешествовать с ребенком труднее, чем без него, но для меня еще труднее не путешествовать с ребенком. Проще, приятнее и веселее отправиться с дочкой в поход, чем сидеть дома.

Мы с мужем любим путешествия на байдарках. И уже в четыре месяца Лида поплыла с нами — в слинге. Конечно, сначала мы тренировались на озере. Конечно, с нами были опытные друзья.

Самый распространенный страх того, кто в первый раз идет на байдарке, — перевернуться. Когда в лодке ребенок, этот страх становится еще сильнее. Поэтому мы всегда выходим в хорошую погоду, когда вода спокойная, идем вдоль берега. И всегда в спасательных жилетах.

В байдарке для малыша нужно подготовить место. До двух лет мы ставили обычный пластиковый горшок между ног мамы и туда сажали ребенка. Объясняли, что сейчас будем кататься на лодке, нужно сидеть спокойно и смотреть по сторонам.

Ребенка постарше сажают в грузовой отсек, обязательно объясняют, что нельзя наклоняться в стороны, потому что можно перевернуться. Можно дать палку, чтобы он греб, как веслом. А когда он уже способен сам держать весло и участвовать в гребле, есть смысл покупать трехместную байдарку.

Самый главный совет для путешествия с детьми озвучил еще Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие». Как его обрести? Необходимо иметь опыт путешествий без ребенка и дополнять его знаниями опытных родителей: читать блоги, знакомиться, общаться, готовиться к путешествию, начинать с коротких поездок, постепенно увеличивая расстояния и длительность.

Чем ребенок младше, тем проще в том плане, что у него меньше страхов. Дети легко идут на то, на что идут их родители.

Дарья
«Если в жизни все гармонично, то путешествие ничем от нее не отличается»

Месячное путешествие по Норвегии в машине с домиком-прицепом. Сын Серафим, 6 лет

До рождения сына мы с мужем практически не путешествовали. Если и ездили куда-то, то брали туры.

Планировать мы не умеем и не любим: так приятнее. Чувствуешь себя свободнее, ближе к первооткрывателям. Всегда можно свернуть в сторону с трассы, потерять кучу времени, поразглядывать укромный дворик, наткнуться на не оккупированный туристами водопад и покайфовать в уединении.

Специально под ребенка поездки тоже не подстраиваем. Вопрос «а что же будет интересно сыну?», конечно же, ставится, но уже после того, как мы определились с поездкой. Любому ребенку подойдут любые условия путешествия, если родители готовы уделять ему внимание. Не нужна какая-то особенная детская площадка, если мама или папа покажут, как рисовать палкой на земле или складывать пирамидку из камней.

Конечно, у сына бывают желания, отличные от наших. Тогда мы стараемся искать компромисс. Например, разрешаем ему заняться тем, чем он хочет, пока мы занимаемся своими делами. Но надо понимать, что ребенок — не пуп земли. Он пришел в семью третьим, а не главным. Все равны. Если в жизни все гармонично, если все уважают друг друга, то путешествие ничем не отличается от обычной жизни.

Мы с мужем обожаем Норвегию. Здесь все возможно, если умеешь мечтать. Очередное путешествие мы решили совершить с домиком-прицепом. Выехав из Петербурга, мы проехали всю Финляндию и добрались до Норвегии. Оттуда через Лофотенские острова отправились обратно на юг, к Осло. Дальше через Швецию и Финляндию объехали Ботнический залив и вернулись в Россию.

Поначалу ехать с прицепом было страшно, но только в первые часы. Весит он около 300 кг, но к габаритам привыкаешь. Конечно, возникали некоторые неудобства. Бывало, навигатор заводил в город к перекрытой, например, из-за ярмарки улице. И вот как с прицепом развернуться, когда стоишь в горном городке на узкой улице? Очень просто: отцепляешь домик, разворачиваешь руками — и готово.

Условия в домике на колесах комфортные: широченная двуспальная кровать и отдельное спальное место для ребенка, полки для одежды, обогреватель и свет. Кухня снаружи, как багажник. На кухне — кран с водой, газовая плитка, очень вместительные ящики и огромный рундук. Серафим был в восторге. Это же такое приключение!

Больше всего меня впечатлило норвежское высокогорье и то, что солнце за полярным кругом вообще не садится. А сын был в восторге от водопадов.

Еще у сына была мечта — потрогать облако. Несколько дней он хныкал об этом, а я машинально кивала. Ну серьезно, как потрогать облако? И вот едем мы по дороге, вечер, иногда бекают овечки, медленно переходя через дорогу. Мы едем медленно, по горам, но не очень высоко. И вдруг въезжаем в облако. Сын визжит, открывает окно, трогает облако рукой и говорит с придыханием: «Оно осталось у меня в душе!» Мы остановились в облаке на ночь.

Секрет удачного путешествия с ребенком — не делить семейный отдых до и после его рождения на рай и ад.

Екатерина
«Всегда есть вариант, при котором интересы ребенка не пострадают и родители не откажутся от привычных вещей»

Путешествие на яхте вдоль берегов Галисии, сын Лев, 1,9 года

Несколько лет назад мы уже проводили отпуск под парусами и точно знали, что когда-нибудь повторим. Это удивительный вид отдыха: в нем сочетается и спорт, и пляжное вафление, и посещение достопримечательностей, и наслаждение бомбическими видами, которые меняются каждый день, и уютные вечерние посиделки на палубе с философскими разговорами, и даже немного медитации…

Маршрут заранее не утверждали. Жесткие планы и тайминг, как мне кажется, не самая лучшая идея для яхты. Есть множество факторов, которые могут повлиять на твою скорость: направление и сила ветра, желание включать мотор или идти под парусами, охота побольше быть в море или, наоборот, гулять по берегу, внезапное предложение остановиться искупаться прямо посреди перехода, потому что погода шепчет, или спонтанное решение задержаться на маяке, чтобы посмотреть закат…

Льву было всего девять месяцев, он мог уснуть в любом месте и положении, а выпустить поползать его можно было где угодно, даже на кокпите. Конечно, он не был предоставлен сам себе, но он не влиял глобально на наши планы.

Основное правило безопасности на яхте распространяется и на детей, и на взрослых: не допустить падения за борт. К этому нужно относиться очень серьезно. Поэтому все время, когда Лев был на палубе, он был либо у нас на руках, либо буквально привязывался к яхте канатом (только не надо шуток про собаку на поводке — взрослые тоже часто так делают, особенно на больших волнах). Кроме того, большую часть времени он проводил в детском спасжилете, который стал единственной нашей покупкой малышу «специально для яхты».

Ну и, конечно, нужно было следить, чтобы он не запутался в шкотах и фалах, не оказался под ногами у команды в неподходящий момент, не начал нажимать какие-нибудь кнопки в приборах управления… Но, повторюсь, это было легко, Лев был малышом и еще не умел ходить. Думаю, что в возрасте полутора-двух лет все это далось бы нам сложнее. Зато новые впечатления у ребенка были на каждом шагу, а под шум волн отлично спалось.

Тем, кто готовится к путешествию с ребенком, я могу посоветовать как можно легче относиться к возможным сложностям: если воспринимать их как несущественные, такими они и будут. А если не строить детальных планов, то не придется расстраиваться, что ребенок вносит в них коррективы.