27 января 2020
18229
5

Один день из жизни нага-баба

Они ходят нагими, живут на милостыню и никто не вправе им отказать. Фоторепортаж Сергея Строителева из Индии.

Я находился в Варанаси уже неделю и проводил много времени на берегу Ганга. Туда-сюда мелькали оранжевые одеяния садху — местных святых старцев, которые посвятили себя жизни по обетам. Уверен, что те, кто бывал в Индии, видели седых скитальцев не раз. С палочкой и баночкой в руках они обходят магазины в городках и просят монет. Владельцы не вправе им отказать, если, конечно, хотят, чтобы дела у бизнеса и дальше шли хорошо. Подавать милостыню — богоугодное дело! Но речь немного не об этом.

На берегу Ганга я заметил высокого мужчину примерно моих лет. Он сидел на месте, которое обычно занимают садху, но отличался тем, что был гол и бел, прямо как Шива.

По-хозяйски он ходил вдоль берега, потрясая всеми своими достоинствами на глазах у тысяч паломников. В итоге любопытство взяло верх и я решил познакомиться.

Сумер Гири, 33 года, и вправду мой ровесник. Глаз меня не подвел.

Родом он из Ришикеша — городка около Гималаев, недалеко от истоков Ганга, там, где живут все уважаемые йогины Индии. Сумер — садху, только «нага», что значит «без одежды», «обнаженный». Это наиболее почитаемая традиция, так как Шива, воплощением которого являются нага-садху (или нага-баба), также ходил голым, лишь изредка использую шкуру тигра — как набедренную повязку.

Стереотип о святых старцах был развенчан. Сумер годился всем им во внуки.

Сумер Гири серьезно разглядывает мою камеру, пару раз пытается надавить на кнопки, оставляя белые следы на аппарате. Широким жестом приглашает меня в небольшой лагерек, который делит с еще двумя нага-баба. На нескольких словах и языке жестов Сумер объясняет, что во время и после религиозных фестивалей нага-баба скитаются по священным городам: Варанаси и Вриндавану.

Он никогда не работал, в весьма юном возрасте был посвящен в традицию нага-баба своим гуру (учителем) во время главного священного фестиваля Индии Кумбха Мела и с тех пор живет на донейшены (пожертвования), которые ему подносят тут и там, где бы он ни оказался.

В Варанаси время праздника, огромное количество паломников прибывает в город, чтобы испить из Священного Ганга и получить благословение нага-баба. К лагерю уже подходили около ста человек, а время еще даже не приближается к полудню.

Сумер сам подзывает паломников, благо место для этого отличное, проходное. Отказать не могут, иначе бац! — и плохая карма на всю жизнь. Каждый посетитель оставляет что-то — например, мелкую монетку. Кто хочет карму получше, дает 50 или 100 рупий (50 или 100 руб.).

Мимо проходит толпа немецких туристов, фотографируют исподтишка — Сумер тычет в их сторону посохом и говорит сквозь смех: «Зис пипл ар крейзи!»

За день набирается довольно крупная сумма, на которую нага-баба покупают на рынке овощи и муку для готовки лепешек. Сумер и его друзья курят целый день все подряд, и так продолжается до самого вечера. К ним может присоединиться любой паломник. Считается за честь перекурить со святым. Легкие святых привыкли к дыму, ведь 24 часа в сутки они сидят около костра, разжигаемого на коровьем навозе. От запаха и дыма у меня закружилась голова.

Выглядит просто? Возможно, однако баба приносят в жертву святости отношения, создание семьи, которое лежит в основе общества в Индии.

Палит солнце, Сумер и другие нага-баба идут мыться в Ганг, чтобы убрать слой пепла с кострищ, которым они обмазывают свои тела. Пепел защищает кожу и имеет важнейшее ритуальное значение — кожа Шивы тоже белого цвета.

Сумер смывает пепел. Я фотографирую и вижу, как он начинает смущаться — видимо, пепел также является своего рода маской или слоем одежды. Некоторые последователи Христа (именно так называют христиан в Индии), считающие традицию нага-баба унизительной для страны, а святых — бездельниками, утверждают, что просить милостыню и ходить голым не так стыдно, если ты измазан в белое.

На самом деле я провел с Сумером даже не один день, а четыре — и все время документировал его незатейливый быт на берегу Ганга. Когда пришло время прощаться, он спросил, не хочу ли я сделать пожертвование в размере $2000, ведь ему надо построить ашрам (коммуна, община, сплоченная вокруг гуру. — Прим. ред.) для страждущих в Ришикеше, содержание которого станет делом его жизни. Я сказал, что человек я небогатый и готов распечатать и отдать ему картинки. На том и порешили. Но уверен, что молодой и предприимчивый Сумер, святой нового образца, добьется своего.

Варанаси — один из самых посещаемых туристами городов Индии. Сюда едут смотреть индуистские храмы и гхаты на набережной, общаться со святыми старцами. Но чем заняться в Варанаси, кроме посещения религиозных достопримечательностей? Читайте в материале «Моей Планеты».

Читайте также репортаж Сергея Строителева о храме крыс в Индии.

Комментарии
Dmitriy Semenisov
5 февраля, в 11:02

обычные тунеядцы-бездельники, которыми кишит вся Индия...прожигатели жизни

Оставить комментарий
Загрузка...