Иван Петров
21 февраля 2014
16442

Огромный плот на огромной реке

Строго говоря, кто в кого впадает, Кама ли в Волгу или Волга в Каму — неразрешенный гидрологический вопрос (при одинаковой водности у Камы больше притоков и выше исток). Впрочем, для русского гуманитария никакого вопроса нет: Кама впадает Волгу, а Волга, в свою очередь, — в Каспийское море. По Волге, а не по Каме варяги ходили в греки. На Волге — нижегородская ярмарка с купеческими драмами и ярмарочными гадалками. По Волге же по сию пору ходит развеселый пароходик «Аншлага». Кама же ассоциируется главным образом с бродячим коми-зырянином и с недавних пор — с несложившейся судьбой учителя географии. Еще одна несправедливость: огромные плоты — беляны зачастую начинали свой путь именно на Каме, но неизменно относятся к чисто волжским чудесам.

Устья р. Белой и Чусовой — Лаишев

Речные суда водоизмещением с океанские, под стать самой большой реке Европы, сплавлялись по Каме весной, с разливом, чтобы избежать мелководья. Лес и железо везли караваны, в каждом — до трех десятков судов, на каждом судне — до 300 000 пудов (6000 тонн). Беляны, спускавшиеся к Волге неделями, к середине мая прибывали в Лаишев, где железо, добытое на горных заводах Пермской и Вятской губерний, пользовалось неизменным спросом. Город, население которого едва ли составляло 5000 жителей, оживал. Караванная ярмарка была здесь главным событием года, городской достопримечательностью и смыслом существования для небольшого прикамского поселения. Экипаж барок, украшенных разноцветными флагами, сообщал о своем прибытии выстрелами из установленных на борту пушек. Личный состав, коего насчитывалось до 40 человек, сходил на берег.

Аборигены подвозили провизию и разбивали вдоль набережной лотки. Лаишевская ярмарка, однако, не представляла никакого особенного зрелища: сделки заключались на купеческих квартирах, и камские обыватели за торгом наблюдать не могли. Бойкая, картинная торговля, как и другие ярмарочные развлечения, будут уже на Волге. Лаишев, помимо прочего, — перевалочный пункт для белян. Здесь кончается Кама и начинается Волга. На Волге барочным судам уже не понадобятся весла, и их снимают с корабля. Вместо них устанавливается руль — огромная конструкция, формой своей и размерами напоминающая створ ворот. До 40 человек бурлаков, разгружавших железо, остается на берегу и расходится по деревням Вятской, Пермской и Оренбургской губерний. Бурлаки, низший слой деревенского населения, получив заработанное, уходили в загул. Помимо непременной водки, важная часть гулянья — покупка костюма тройки и галош, носившихся прямо поверх бродовых сапогов. Барку, на которой остается два-три человека, берет на буксир попутный пароход и тянет за собой вверх по Волге в Нижний, где на ярмарке можно будет сбыть оставшийся металл, и в Козьмодемьянск, где барку нагрузят лесом на самом крупном в России лесном торгу. Начинается Волга.

Лаишев — Нижний Новгород

Прибытие плотов-гигантов в Нижний лишь дополняло ярмарочную картину. «Женщина-паук», гадалки, народный театр, где «комик» и «статист» в ярких лохмотьях разыгрывали нехитрые пьесы, торговля зерном и железом, леденцами и предсказаниями. Русская экзотика как она есть: за разменной монетой обращаются к скопцам, изуверам-кастратам, державшим меняльные лавки по всей империи. Плоты с пушками на носу, у которых только руль размером с ворота и на которых стоит аж две избы (каюты управляющих), — продолжение и развитие этого русского буйства. Здесь с белян уйдет железо, если барки прибыли с Камы, или часть леса, если судно с Ветлуги, из Козьмодемьянска.

Нижний Новгород — Царицын

Дальше — безлесное, степное Нижнее Поволжье и Царицын, главный импортер леса из Поволжья Верхнего. Здесь выгружается лес, заключаются сделки и растет русский торговый капитал. После разгрузки барку разбирают и продают по частям так же, как и привезенный с верховьев лес. Древесина идет на строительство, а домики управляющих и вовсе продаются как готовые избы. Корабль превращается в дом, и для русской традиции это естественный ход вещей. Матица, барка, конек — одна и та же терминология применяется и в судо-, и в домостроительстве. Русская изба, фасадом выходящяя на дорогу, готова в любой момент тронуться в путь — в северных деревнях дом при переезде разбирали, нумеровали бревна и на лошадях перевозили на новое место. Странствовали целые города и деревни: Рязань, сожженная татарами в 1237 году, нашла себе новое место в Переяславле. На Русском Севере были целые «странствующие селения», бегущие из поймы реки на гору, чтобы избежать половодья. Крестьянская изба и сама может обратиться в дорогу — в Новгородской области в Отечественную войну бревна домов раскатывали, чтобы по ним смогла пройти бронетехника Красной армии.

Огромный одноразовый корабль-дом размером с океанский трейлер — одно из русских чудес, сумевших примирить русскую оседлость и русское стихийное странничество.

Комментарии
Влад Павлов
26 февраля 2014, в 15:04

Интересная статья.

Денис Шестовицкий
3 марта 2014, в 17:13

Познавательная статья. Описания таких судов еще не видел. Спасибо!

Сергей Меняйленко
8 апреля 2014, в 20:30

Очень познавательная статья.

Serge Weydenbaum
1 июня 2014, в 21:32

Что-то подобное видел в детстве на Волге в начале 50-х...

Сергей Бовыкин
2 июля 2014, в 15:56

Очень здорово! Благодарю

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
18:00
Покажи мне Туву
19:00
Чудеса жизни. Расширяя Вселенную
19:55
По секрету всему свету. Ярославль
17:20
Волонтёры. Выпуск первый
18:10
Великая американская оттепель. Суровая зима
19:05
В дикой природе. Индия. Раджан. Во главе семейства
Дорога лучше всего измеряется не в милях, а в друзьяхТим Кэхилл