Ася Дадаян
23 сентября 2013
5898

Почему Греция не стала русской

В середине октября Алексей Никулин и Марк Подрабинек снова отправятся в путь — снимать продолжение проекта «Русский след». Новый сезон и новые серии — о тайне Архипелагской экспедиции. Маршрут пройдет по греческим островам, которые два столетия назад российский флот под предводительством графа Орлова отвоевал у турок. Команда телеканала «Моя Планета» ищет ответ на вопрос: почему же Россия не воспользовалась победой и Константинополь не стал русским в 1770 году? Алексей Никулин — о подготовке к новой экспедиции и исторических тайнах, которые предстоит раскрыть.

— Алексей, только недавно вы снимали несколько серий о следах присутствия графа Орлова на греческих островах. И снова отправляетесь в те же края. На этот раз — с новым оборудованием.
— За прошлую экспедицию мы прошли 2500 миль по морю в очень сложной навигационной обстановке. Учитывая тот факт, что мы снимаем фильм о русской истории, решили, что в этот раз будет логично и патриотично использовать нашу российскую спутниковую систему ГЛОНАСС.
— Маршрут уже проложен?
— В первой экспедиции мы пошли «с конца» — с Чесменской бухты, где произошло  сражение, в котором эскадра графа Орлова разбила турецкий флот и с этого началось присутствие России на греческих островах. В новой экспедиции будем повторять путь эскадры с начала, а именно с Пелопоннеса. Кстати, греческая Корсика — самый удаленный и самый дикий район не только в Греции, но и во всей Европе: по тому, какие это места и кто там живет. Именно тут в 1770 году высадились русские войска, а греческие повстанцы майноты (потомки спартанцев) приняли присягу на верность Екатерине Великой. Тогда и началось освобождение Греции от турок.
Далее мы пойдем в Турцию, в Чесму. Потом на Лемнос, остров у входа в пролив Дарданеллы и Мраморное море. Там задержимся...

Не исключено, что корабль был потерян умышленно и таким образом сорвался захват Дарданелл и Константинополя

— Что будете делать?
— О, там будет самое интересное. На Лемносе собираемся найти русский затонувший корабль. У меня есть старые карты 1770 года из архива, я на них нашел примерно отмеченное место, где затонуло судно.

Но тут понадобятся современные навигационные системы. Вообще в Греции можно все узнать и найти, просто разговаривая с людьми на улице, но у нас не тот случай. Будем использовать симбиоз тех карт и того функционала, что нам сейчас может предложить ГЛОНАСС. Совместим и попробуем найти этот корабль. Там очень большая мель, и от того, где мы найдем судно и найдем ли, зависит, сможем ли поставить точку в этой истории.
— Что за история?
— Не исключено, что корабль был потерян умышленно и таким образом сорвался захват Дарданелл и Константинополя. Моя гипотеза такова: один из адмиралов, Джон Эльфинстон, англичанин по национальности, служа Екатерине Великой, был агентом влияния — работал на английского короля и пытался сорвать план. Англичане, конечно, хотели, чтобы турки были побеждены, но в победе России были заинтересованы до определенной степени. В общем, хочу понять, была ли возможность не затопить корабль.

Везде, где бы ни приходили русские, они оставляли глубокий культурный след. Для греков это была как вспышка. И Архипелагская экспедиция Орлова тоже


— Что потом?
— Потом пойдем в Стамбул. Мы ведь параллельно снимаем фильм о русской миграции 1920 года. И Стамбул, и Лемнос — важные точки: в Стамбуле произошла первая высадка в 1920 году. Такое вот пересечение истории: в 1770-м Лемнос брали русские войска, и, если б не посадка на мель, Лемнос стал бы русским.

И спустя два столетия туда же высадились три казачьих войска (донское, кубанское и терское). У них был лагерь, и осталось кладбище. Они оставили глубокий след на Лемносе. Вообще везде, где бы ни приходили русские, они оставляли глубокий культурный след. Для греков это была как вспышка. И Архипелагская экспедиция Орлова тоже. Греки до сих пор считают, что это были их лучшие годы. Там у многих местечек сохранились русские названия.

Рыбаки перегораживают море сетями, попадешь  — неприятности и проблемы, судно обездвижено. Рыбаки про всех остальных участников движения считают: «Да подвинутся»

— Расскажите про съемочный процесс.
— В команде нас всего пять-шесть человек. Мы снимаем об истории — это тяжелые темы, их не снимешь как обычно, втроем (оператор, автор и ассистент). Мы работаем в очень сложных климатических условиях, плюс высокие физические нагрузки. Навигация на длинном маршруте на относительно небольшом судне имеет свою специфику. Помимо производства кино мы должны еще и яхтой управлять — за нас этого никто не сделает. Так, в прошлом году на Патмосе у нас был один день съемок, а мы там пробыли четыре дня только потому, что нам погода не позволяла покинуть остров. Выходили в ночь — гроза. Возвращались, ждали погоду. Судно небольшое: попадет молния — сгорит все оборудование, и навигационное, и съемочное. Такие экспедиции — это риск и физические нагрузки, потому что приходится не спать ночами, нести вахты. Днем мы снимаем, а ночью часто совершаем переходы.


— А есть какие-то особенности ночной ориентации?
— Навигация должна быть, в первую очередь. Достойная навигационная система, в нашем случае ГЛОНАСС. То есть это система позиционирования, прикрученная к морской карте. Ты должен очень хорошо понимать, где находишься. На маршруте довольно много островов, подводных опасностей. А навигационные карты Греции не всегда точные. Я сталкивался с такими случаями, когда трек чертится по земле, и, если не учитываешь погрешности в своей навигации, будешь на камнях. Поэтому навигация, особенно в ночное время, очень важна. Плюс к этому радар, потому что встречные суда в ночное время никто не отменял. Третье — надо учитывать рыбаков, это еще одна опасность. Они перегораживают море сетями, попадешь  — неприятности и проблемы, судно обездвижено. Рыбаки про всех остальных участников движения считают: «Да подвинутся». Это своеобразная публика, но я к ним очень уважительно отношусь. Потому что они — пахари моря, в отличие от многих других, кто приходит в море развлекаться. Рыбаки выполняют тяжелую работу день за днем и рискуют, поэтому они чувствуют себя хозяевами моря. И ведут себя таким образом, что «ребята, не хотите намотать сети, тогда нас учитывайте». Надо все время смотреть — они иногда ставят специальные поплавки с отражателем, иногда нет. Обычно на рыболовецких суднах есть навигационные огни, и можно примерно представить, где сеть относительно судна.
— Когда ждать «Русский след. Тайну Архипелагской экспедиции» в эфире?
— Будем стараться до Нового года смонтировать обе серии и запустить в эфир.

Комментарии
Лев Мальцев
25 сентября 2013, в 10:30

Семь футов под килем

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
06:00
Ван Гог: в поисках света
07:00
Магия вкуса. Алтайские деликатесы
07:25
Магия вкуса. Испания. Трапеза паломника
06:00
Волонтёры. Выпуск одиннадцатый
06:50
Чудеса времён года. Дельта реки Окаванго
07:50
В дикой природе. Индия. Рана: королева джунглей
Не бывает таких путешествий, что не меняли бы тебя хотя бы отчастиСтивен Кинг