Ольга Фадеева
31 октября 2019
34150
5

«Поганые» обряды: елка, олимпийский огонь и фата невесты

Какие языческие культы дошли до наших дней? Рассказываем. 

Язычество называют «поганой» религией, а ее приверженцев — «поганцами». Когда-то это слово произошло от латинского paganus и особой оценочной окраски не несло, а означало лишь «сельский, дикий». Да и сам термин «язычество» происходит от церковно-славянского «племя, народ». Так что «поганые» обряды — значит не плохие, а исконно народные. Рассказываем о происхождении суеверий и призываем помнить о днях прошедших, но жить днем сегодняшним.

Верить ли в суеверия? 

Черная кошка — признак несчастья. Кошка, она же велесов зверь, у славян считалась помощницей демона. Будто бы кошка, особенно черная, потворствует темным силам, а еще является проводником в мир мертвых. В русских сказках она неизменная спутница Бабы-яги (о персонажах славянских сказок и о том, как они связаны с языческими божествами, читайте в нашем материале). Хотя испокон веков кошки помогали сохранять урожай от грызунов. Очень несправедливо!

А по дереву вы стучали, чтобы не сглазить? Наверняка, ведь память предков — не стол заказов: забираем, как говорится, что дают. А «дают» живущих в деревьях духов. Стуча по дереву, человек просил защиты у добрых божеств и одновременно отгонял злых, чтобы не подслушивали и не пакостили.

Другой обычай связан с главным домашним духом славян — домовым. Его пытались всячески задобрить, а еще боялись, что он покинет дом и тот останется без покровителя. Всего-то нужно немного посидеть перед дальней дорогой. Домовой подумает, что домочадцы никуда не уходят, и потеряет бдительность. А вот примета, запрещающая подметать и мыть пол в доме, если кто-то в отъезде, связана с поверьем, что таким образом можно «замести» мистические следы этого человека и он уже никогда не вернется обратно.

Сидеть на углу стола не рекомендуется (семь лет замуж не выйдешь!), потому что издревле на это место сажали приживалок и бесприданниц, женщин, как говорится, «без шансов». Держать же в доме битую посуду означает накликать беду, ведь в древности она — разумеется, целая — символизировала благополучие и достаток в семье.

Очень много суеверий связано с зеркалом. Несмотря на то что этот предмет вошел в обиход лишь в XVI веке, аналоги его были всегда: гладь воды, крынка с растительным маслом или вином. Славяне считали подобные поверхности «порталом» в мир мертвых, поэтому обращались с ними аккуратно. Страхи живы до сих пор. Они проявляются в стремлении завесить зеркала в доме, где находится покойник, чтобы мертвец не отразился в них и не смог вернуться обратно в мир живых.

Отсюда, кстати, и традиция закрывать глаза мертвецу. Это сегодня для нас выражение «глаза — зеркало души» лишь красивая метафора. Предки понимали ее буквально. Если не закрыть «зеркала души» умершего, он будет смотреть в этот мир. Ничего хорошего. Тот же запрет работает, когда суеверная мать боится показывать младенцу его отражение в зеркале или фотографировать ребенка, пока тому не исполнился месяц или даже год. Душа его еще слишком слаба, чтобы противостоять коварному зеркалу, которое может утянуть малыша в иной мир. А вы в такое верите?

Откуда взялись праздничные традиции

Но по-настоящему язычество проявляет себя в праздниках и так называемых обрядах перехода. К ним относится свадьба, рождение и похороны — события, когда человек меняет одно состояние на другое. Все они просто переполнены языческой символикой.

Взять хотя бы современную свадьбу, которая является переплетением огромного числа как инородных, так и славянских культов. Прекрасная фата невесты, к примеру, не что иное, как символ смерти. Славяне, как и многие другие народы, закрывали лицо новобрачной куском ткани. Это означало символическую смерть девушки и воскрешение ее в новом качестве — женщины.

Традиция хоронить незамужних девушек в свадебном наряде происходит уже от наших предков. Они верили, что человек, который не вступил в брак, не может попасть на тот свет после смерти и причислялся к «нечистым» вроде «заложных покойников» и вампиров (статью о них читайте здесь). Чтобы создать видимость свадьбы и обмануть духов, родственники покойной одевали ее как невесту. А еще пекли каравай, приглашали музыкантов и гостей. Сегодня объяснение этому сводится к той же религиозной подоплеке, только с христианским уклоном: мол, молодая девушка — просто Христова невеста. Это типичный пример превращения атрибутов древней религии в более молодую. Так произошло с огромным числом языческих обрядов.

Многие уверены, к примеру, что обычай красить яйца на Пасху — исключительно христианская практика. На самом деле она уходит в далекую древность. Расписывали яйца — правда, страусиные — еще шумеры и египтяне. А резьбой их украшали даже древние люди около 60 000 лет назад. Славяне красили куриные яйца по весне задолго до Крещения Руси. Они символизировали пробуждение сил природы, и их даже различали на писанки (когда делалась роспись на сыром яйце) и крашенки (на вареном). На яйца наносили символы различных оберегов, клали их в люльки младенцев, чтобы защитить от сглаза, дарили на свадьбу на счастье, поминали ими умерших или катали по земле, чтобы увеличить урожай.

Блины — еще одно любимое блюдо славян, потому что они всегда считались ритуальной пищей. Их, как и кутью, ели, чтобы помянуть усопших. Поэтому на могилы родственников до сих пор принято приносить блины и печь их на языческий праздник Масленицу, когда поминали покойных и сжигали чучело умирающей зимы, а вместе с ней и все зимние нечистые силы. Наши предки верили, что мертвецов, как и живых, тоже нужно кормить, поэтому рядом с умершим ставили стакан воды и клали блин. Сегодня их заменили рюмкой водки и краюшкой хлеба. Славяне полагали, что мертвец может слышать, поэтому до сих пор сохранился негласный запрет: «О покойниках либо ничего, либо только хорошее». Как и все остальные народы, наши предки боялись, что умерший родственник может отомстить, если сказать о нем какую-нибудь гадость.

Верили древние и в переселение душ, поэтому многие до сих пор стремятся назвать новорожденного в честь умершего родственника, чтобы тот перенял его лучшие качества. Традиция устраивать поминки через 40 дней после смерти тоже связана с язычеством. В древности они назывались «сороковины». Их целью было помешать умершему найти дорогу домой, поэтому поминки устраивали не в поселении, а на каком-нибудь перекрестке или на самой могиле. По той же причине, чтобы дух умершего никогда не вернулся в дом и замел следы своими волосами, мертвеца всегда выносят вперед ногами.

Сохранились языческие обряды и в мировом масштабе. Например, зажигание олимпийского огня. Понятно, что оно связано с древнегреческими богами, но на самом деле его корни лежат еще глубже — в шумерском эпосе, который во многом и заимствовала Эллада. Первоосновой можно считать календарь из небольшого шумерского города Ниппура (от этого же календаря, кстати, пошли многие знаки зодиака и европейская астрология). В соответствии с ним солнце в конце лета «борется с преисподней, которая его пожирает». Так шумеры трактовали то, что дни в это время года становятся короче. Поэтому, чтобы поддержать светило, они зажигали огни. Возникший позже древнегреческий обряд забега с зажженными факелами в руках — отголосок шумерских традиций.

От полена к елке  

Культ деревьев существовал почти у всех народов. С ним даже связан мифологический архетип о мировом дереве, объединяющем все сферы мироздания. Неудивительно, что на праздники, которыми были, как правило, дни солнцестояния, люди вспоминали о деревьях. Особенно это касалось тех, кто жил в лесистой местности, — европейцев и славян. Деревья наряжали, чтобы задобрить духов и умерших предков. В дни зимнего солнцеворота это делалось, чтобы те поспособствовали урожаю в будущем году. В ход шли самые разные представители флоры — от березы до омелы и даже простого полена (последнее и сегодня считается рождественским атрибутом в ряде европейских стран).

Интересно, что славяне украшали все, кроме елки, потому что это дерево считалось у них символом смерти. Еловые ветки до сих пор принято разбрасывать на похоронах. Современный же обычай рождественской ели пришел из немецкой традиции, которая восходит к библейскому древу познания добра и зла. Откуда же произошли елочные игрушки? Есть мнение, что когда-то их заменяли... внутренности принесенных в жертву людей и животных. Какую символику несут рождественские украшения сегодня, читайте в нашем тематическом материале.

Наследовала христианская традиция и праздник рождения солнечного бога Митры, который римляне отмечали 25 декабря. Славяне в эти дни гуляли на Святках.

Любопытные корни имеет и православный праздник Успения Богородицы, который отмечают в конце лета. Известный востоковед Владимир Емельянов связывает его с шумерским обрядом поклонения в конце августа — сентябре богине плодородия Инанне, которая несколько тысяч лет назад стала прообразом знака зодиака Дева. Шумерская традиция повлияла на то, что древние греки отмечали в конце лета праздник Персефоны, дочери богини плодородия Деметры, а римляне — богини плодородия и охоты Дианы. Богородица и день ее успения также ассоциируются со сбором урожая. До прихода христианства на Русь наши предки отмечали в эти дни праздник урожая Дожинки и чествовали божество Мать — сыру землю. Сегодня это время называют бабьим летом, которое традиционно начинается в середине сентября, когда заканчивается астрологическое лето, а солнце находится в созвездии Девы.

Комментарии
Михаил Тимаков
15 января, в 19:31

Как я рад, что я атеист и могу сам решать, какие старинные обычаи поддерживать, а какие - нет. (Как-то в сети "ВКонтакте" я нашёл материал: "Как я хоронил деда-атеиста"; там внук этого деда наотрез отказался исполнять многие нелепые обычаи, и ему пришлось выдержать жестокую схватку со сторонниками этих обычаев.) Например, в обычае посидеть перед дальней дорогой есть вполне земной, практический смысл: успокоиться и вспомнить, не забыли ли взять с собой что-либо важное. А смысл выносить покойника вперёд ногами я понял, когда у меня умерла бабушка и гр

Адита Сигорян
27 января, в 12:48

Да, ель символ смерти, как и кипарис. Собственно, она и праобраз кипариса - ну, не растут у нас кипарисы. Они же, в свою очередь, стали символом смерти и прочно вошли в похоронную традицию, благодаря древнегреческой легенде об охотнике, случайно загнавшем "не ту" лань. Что касается Олимпийского огня, об этом я даже в МОК писала. Огонь зажигали, да, со времён Древней Эллады... Но вот традицию эстафеты огня следует отменить. Её впервые ввели только в 30-е годы прошлого столетия, очень нехорошие люди.

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
06:55
Один день в городе. Таллин
07:25
Зверята всего мира. Африка
08:20
Мечтатели. Алтай. Земной Марс
06:50
Великая американская оттепель. Суровая зима
07:50
В дикой природе. Индия. Раджан. Во главе семейства
08:40
Звериный репортёр
Путешествия это не то, в чем ты разбираешься. Это то, что ты делаешьГейл Форман