Елена Путилова
21 апреля 2014
7658

Покорители городских склонов

В городах с особыми физико-географическими условиями часто можно встретить необычные виды транспорта, которые помогают местным жителям преодолевать крутые склоны или водные барьеры. Наряду с привычными автобусами, трамваями и линиями метро иногда целые улицы и даже районы соединяют лифты, эскалаторы или фуникулеры, значительно повышая доступность отдельных частей города.

Up and down: городские лифты

Рост городов вверх начался с момента изобретения лифта, когда в 1854 году Элиша Грейвс Отис впервые представил свое изобретение на выставке в Нью-Йорке. С тех пор лифты являются верными друзьями всех небоскребов и значительно облегчают жизнь обитателям многоэтажных домов. Но использование лифтов не ограничено архитектурными строениями, и в некоторых городах лифт исполняет роль городского общественного транспорта, соединяя целые улицы и кварталы.

Самый высокий уличный лифт построен в конце XIX века в Бразилии, в городе Салвадор. Подъемник Ласерда имеет высоту 72 м и соединяет верхнюю и нижнюю части города: исторический центр Салвадора на вершине горы с деловым районом, выходящим к побережью Атлантического океана. Подъемник является главным общественным транспортом города — его пассажиропоток в день достигает 30 000 человек. От этой вертикальной «транспортной магистрали» и в Верхнем, и в Нижнем городе расходятся пешеходные пути, поэтому лифт считают еще и центром Салвадора. В 2006 году с внесением подъемника Ласерда в список художественного и исторического наследия Бразилии было признано его культурное значение для всей страны.

Еще один уличный лифт в другой португалоговорящей стране помогает преодолевать крутой склон пешеходам в историческом центре Лиссабона, связывая улицу Риа-ду-Ору, расположенную в низине между двумя холмами, и площадь Ларгу-ду-Карму на вершине. Холмы Лиссабона всегда представляли проблему для местных жителей и ограничивали доступность многих районов города. Эту проблему решили, построив в начале XX века несколько городских лифтов, из которых до нашего времени сохранился только один — Элевадор-ди-Санта-Жушта. Сооружение высотой 45 м, декорированное в неоготическом стиле, с момента своего строительства стало популярной туристической достопримечательностью. Одновременно лифт является полноценным городским общественным транспортом, обслуживается местной трамвайной компанией и имеет фиксированную оплату проезда и время работы.

Держитесь правой стороны: уличные эскалаторы

Другой необычный вид транспорта, который можно встретить на городских склонах, — уличный эскалатор. Относительно лифтов и фуникулеров эскалаторы отличаются большей пропускной способностью, а также непрерывностью действия, что позволяет использовать их в загруженных и многолюдных районах.

Самый длинный в мире уличный эскалатор был открыт в 1993 году в Гонконге. Эскалатор, длина которого чуть более 800 м, соединяет деловой центр города с кварталами, расположенными выше по склону. Отсюда происходит его название — Сентрал-Мид-Левелс-Эскалейторс. При этом из названия следует, что эскалатор не один: эта пешеходная система представляет собой целую цепочку из 23 движущихся дорожек, которые ежедневно поднимают пешеходов на 135 м вверх. В соответствии с направлением основного потока пассажиров с 6 до 10 утра эскалатор помогает спускаться жителям многоэтажных кварталов в деловой район к бизнес-центрам, а после 10 утра до полуночи работает на подъем. Эскалатор, быстро ставший оживленной магистралью, расположен на уровне второго этажа, и вслед за ним кафе и магазинам в прилегающих домах также пришлось поднятья на уровень выше, чтобы привлекать новых посетителей. Ежедневный трафик этой пешеходной системы превышает 55 000 человек. Успешный опыт функционирования эскалатора на крутых склонах городских улиц в Гонконге не так давно был заимствован городом Витория на севере Испании.

Городские фуникулеры

Кроме лифтов и эскалаторов, пожалуй, самым распространенным видом транспорта, помогающим преодолевать крутые холмы, является фуникулер. Лифты целесообразны там, где есть резкие перепады высот, эскалаторы же — наоборот, на пологих склонах, изматывающих своей длиной. Золотая середина — это фуникулеры, которые можно встретить во многих городах мира, от Квебека до Стамбула. При этом каждый из фуникулеров проектируется индивидуально в зависимости от угла уклона холма и особенностей местности.

Как правило, фуникулер — наземный вид транспорта, но существуют и подземные фуникулеры, которые можно встретить, например, в Стамбуле или в израильском городе Хайфа. Фуникулер Кармелит в Хайфе, кроме того, имеет еще и несколько промежуточных станций, поэтому его часто называют метрополитеном. Благодаря своей мягкой подвеске Кармелит считается одним из самых тихих рельсовых средств транспорта. Шесть станций подземного фуникулера, проложенного в горе Кармель, связывают между собой три района на разных уровнях склона: деловой центр Хайфы в Нижнем городе, культурный и административный центр города на склоне и жилой район на вершине. Тем не менее из-за малого пассажиропотока и нерентабельности каждый год ставится вопрос закрытия фуникулера, несмотря на его удобство и экологичность.

Городские канатные дороги

Канатные дороги — еще один распространенный вид пассажирского транспорта в сложных физико-географических условиях. Это популярное туристическое развлечение во многих городах используется как наиболее эффективный вид общественного транспорта, способный перевозить до 5000 человек в час. Городские канатные дороги встречаются так же часто, как и фуникулеры, поскольку служат для преодоления не только крутых склонов, но и водных барьеров. Примерами тому могут быть канатные дороги через Ист-Ривер в Нью-Йорке, через Темзу в Лондоне и самая длинная в Европе Нижегородская канатная дорога через Волгу.

В фавелах Рио-де-Жанейро канатная дорога стала единственным видом транспорта, способным облегчить доступность трущобных районов, многие из которых хаотично расположены на склонах холмов. На узких и извилистых улицах фавел, застроенных из подручных материалов, практически невозможно функционирование привычного городского общественного транспорта. Результатом масштабных усилий по модернизации инфраструктуры и улучшению условий жизни в необеспеченных городских кварталах Рио-де-Жанейро стала система канатных дорог над районом Комплексу-ду-Алеману, построенная в преддверии чемпионата мира по футболу в 2014 году. В настоящий момент это самая длинная в мире городская канатная дорога — ее длина составляет 3456 м. Над фавелами ежедневно проезжают 152 кабины, которые проходят весь путь всего за 16 минут.

Комментарии
Daladin Dakar
22 апреля 2014, в 11:46

интересно.

Элина Хакимова
23 апреля 2014, в 06:30

Канатные дороги я видела, и даже лифты ( очень необычное зрелище) . Уличный эскалатор - ни разу. У нас ведь такого нет)

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
18:10
Семь миров, одна планета. Европа
19:00
Чудеса жизни. Что такое жизнь?
19:55
По секрету всему свету. Северная Осетия
17:40
Природоведение. На разделе сред
18:10
Спасение детёнышей шимпанзе. Переломный момент
19:10
Звериный репортёр
Посмотри на мир. Он куда удивительнее cновРэй Брэдберри