Александр Потоцкий
26 мая 2015
5150

Последний полет

Репортаж с места событий: как поисковики находят погибших летчиков.

21 августа 1945 года гарнизон Николаевка покинул пикирующий бомбардировщик ПЕ-2. Уже отгремела Великая Отечественная на западе, шла война с Японией на востоке. В тот день экипажу из трех человек, который выполнял боевое задание, вернуться на базу было не суждено. Во время полета вспыхнули пары бензина, которые скопились в приемнике инертного газа. Самолет разбился, люди погибли. Все то, что осталось от экипажа, было брошено в ямку на месте катастрофы, чуть посыпано землей и прикрыто бронеплитой.

Уже в наше время отрядом «АвиаПоиск» плита была убрана, останки выкопаны, перезахоронение организовано. На церемонию из Челябинска приехал даже сын штурмана разбившегося в тайге Пе-2. Он стоял перед могилой, по его дряхлым старческим щекам катились слезы.

— Мне очень непривычно в таком возрасте хоронить своего 27-летнего отца, — сказал он.

Именно так через 65 лет закончился полет, из которого не вернулся летчик Тимофей Петрович Вернигора, штурман Александр Ерофеевич Тимошенко и воздушный стрелок-радист Николай Терентьевич Рагузин. Но сколько еще погибших и брошенных защитников Отечества остается в земле от Калининграда до Владивостока, никто сказать точно не может. Известно одно — работы хватит еще не одному поколению поисковиков.

41-й

Будто сирена на военном аэродроме, ревет глубинный металлоискатель. Он капризничает: то затихает, то резко набирает децибелы, тем самым работая как маяк, который указывает правильный путь. При помощи этого устройства (а оно представляет собой длинную палку с двумя красными коробочками на концах) командир отряда «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский определяет участок предстоящих раскопок.

Предположительно в 1945 году в этом месте потерпел крушение истребитель Як-9. Установить модель самолета поисковикам удалось по ржавой стойке шасси и некоторым другим фрагментам, которые лежали на поверхности, когда прибыла группа. Все же остальное покоится под землей. Там могут быть как и мелкие запчасти, так и крупные фрагменты.

Поэтому всех прибывших сегодня на раскопки, среди которых не только члены «АвиаПоиска», но и школьники из ближайшего поселка, ждут лопаты, грязь и тяжелый физический труд. Причем без всяких гарантий найти что-либо стоящее.

— Так, девочки, — обращается непосредственно к школьницам Ярослав, облокотившись на лопату. — Видите эти фрагменты? Собираем их и складываем на тент.

Девочки тут же принимаются за выполнение поставленной перед ними задачи. Что же касается мальчиков, то они в это время по идее должны были взять лопаты и пойти копать. Но они, как настоящие джентльмены, не бросают слабый пол в беде и помогают им со сбором обломков. Только лишь когда тент оказывается устеленным поврежденными деталями и вокруг не остается ничего металлического, школьники вместе идут копать рыхлую землю. Эти дети в возрасте 10–12 лет не являются членами кружка «провинившихся двоечников» и не отправлены на исправительные работы. Наоборот, на раскопки они приехали по собственной воле. Их глаза горят, они полны энтузиазма. И это уже их вторая полевая экспедиция.

Именно таким нехитрым способом мы выясняем, что и погибший летчик носил 41-й размер

— Александра Владимировна, моя мечта найти летчиков, — обращается к преподавателю девочка в зеленых джинсах и розовой курточке. Она активнее всех машет лопатой.

— Как мы должны говорить? — пытается поправить ее Александра Владимировна.

— Кости летчиков, — в ступоре отвечает девочка.

— Останки... — вздыхает преподаватель.

Девочка в розовом соглашается: мол, ну да — и тут же продолжает рыть землю в надежде осуществить свою мечту. Полевая работа проводится не ради самолетов и не ради ржавого железа, ведь «АвиаПоиск» в первую очередь ищет не Миги и не Яки, а погибших летчиков, которые управляли этими машинами. А самолет — это всего лишь ниточка, которая помогает в этом деле. Во-первых, обломки машины, на которые реагирует металлоискатель, сужают район поиска останков. Там среди всех этих раскуроченных деталей будут лежать и кости. Во-вторых, по железу можно установить имена и звания летчиков, год их гибели, а также причины катастрофы. Как? Каждая машина помечается еще на заводе, где на ней выбивают номера. По этим номерам через архивы можно проследить судьбу летательного аппарата, а с ним и судьбу летчиков.

— Нашли что-нибудь? — спрашивает детей Ярослав озорным тоном.

— Камней кучу нашли, Ярослав Владимирович! — отвечают ему.

— Значит, вы не там копаете, — уверен Ярослав.

Поэтому он тут же возвращается с металлоискателем. Прибор ревет, школьники в восторге. Только указывает он не на то место, где они копали. Тогда дети сдвигаются на ближайший участок.

У бойцов «АвиаПоиска» тоже не все слава богу.

— Копать полметра, чтобы тросик какой-то найти, — с досадой жалуется один из них, держа в руке непримечательную деталь.

Ярослав и тут тщательно все проверяет металлоискателем.

— Здесь два объекта, — объясняет он. — Вот один кончается, второй начинается. Значит, вот этот кусок надо снимать.

Именно здесь Ярослав и откапывает первую важную находку — подошву сапога летчика. Эта подошва говорит о том, что в момент соприкосновения самолета с землей летчик находился в нем. В том, что он погиб, у поисковиков нет никаких сомнений. Подошву Ярослав передает добровольцу по имени Дима. Тот сразу примеряет ее к своему берцу на левой ноге. Подошвы соединяются идеально.

— 41-й! — радостно сообщает он присутствующим, словно сделал открытие века, — у меня 41-й размер!

Именно таким нехитрым способом мы выясняем, что и погибший летчик носил 41-й размер. Все же остальное о нем пока остается загадкой. Кем он был? Когда погиб? Какое задание он выполнял? Одни вопросы, да ни одного ответа.

Раскопки в Египте

Белая кость летчика

Следующая находка не заставляет себя ждать. Сидя в грязи, Ярослав рассматривает кусочек какой-то материи, которая торчит из земли.

— Кожа. На жилет похожа, — делает вывод Ярослав.

— Спасательный? — спрашивает один из поисковиков.

— Нет, модный такой, современный, который надеваешь и носишь, — шутит командир, дергая этот кусочек кожи. Тогда становится видна другая его сторона. Она оранжевая. Не остается сомнений, что это действительно спасательный жилет. Он, кстати, может говорить о принадлежности самолета к флоту. По словам Ярослава, спасжилеты были только у морских летчиков.

Раскопки продолжаются, и дети пока не теряют ни энтузиазма, ни чувства юмора.

— Мы щас не самолет откопаем, а Атлантиду! — шутит один из школьников.

— Ну да, Атлантида закопалась, а не затонула! — парирует ему другой.

Копают и взрослые. Без шуток у них тоже не обходится.

— Что это? — удивленно спрашивают собравшиеся вокруг Ярослава бойцы, когда появляется очередная находка.

— Белая кость летчика, — шутит он над ними.

Я рассматриваю находку. Она действительно похожа на кость. Белую. Но кость оказывается алюминиевой ручкой управления, которая напоминает джойстик для компьютерных игр. Увы, с такой ручкой, спасжилетами и подошвами сапог далеко в деле установления личности летчика не уйдешь. Нужен номер, по которому можно сделать запрос в архив.

Когда разбивается самолет, к нему высылают поисково-спасательный отряд. Если военные находят место катастрофы, то они снимают с машины черные ящики, чтобы выяснить причины крушения. Все остальное оставляют. Даже вооружение, которое, как правило, при ударе гнется, деформируется, сгорает. Дальше дело остается за предприимчивыми местными жителями. Они-то и разворовывают самолеты на металл.

— Иногда из таких чигирей (так в Приморье называют глухие, труднодоступные, далекие места. «Из таких чигирей» — значит «из такой глуши». — Прим.) выносят самолеты! — рассказал мне поисковик Рома. — Думаешь, ну как оттуда металл таскать? Выхлоп какой? А люди носят. Они ведь в деревне сидят без работы, поэтому им там делать нечего. Пошел в рюкзачок набрал килограмм 20, спустился, сдал, опять поднялся. Параллельно идешь корень собираешь. А бывает, что приходишь, пулемет есть, но ствол спилен. Вот это охотники уже. Они стволы обрезают и вкладыши делают, в ружья.

Причины катастрофы, а также имя летчика предстоит еще выяснить. В этом поисковикам поможет номер двигателя

Что же касается Як-9, то он упал на частной территории оленьего питомника и был частично разворован. Если с ворами ушли те детали, на которых были выбиты номера, то в этом случае судьбу самолету установить будет почти невозможно.

Девочки гуляют в сторонке, мальчики сидят на земле с лопатами. И те и другие отдыхают. Энтузиазм улетучился. Наверное, вышел с каплями пота после тяжелого труда.

Мимо ребят проходит Ярослав.

— А вы чего сидите? Время обеда еще не пришло. Работать, негры! — по-доброму шутит он.

— Почему же сразу негры? — отвечает пухлый мальчик Костя, хватаясь за лопату.

Для детей Ярослав авторитет, пример для подражания. Иначе бы они не потянулись за ним. Деятельность отряда не ограничивается только поиском, самолетами и лопатами, она распространяется и на детей. В частности, Ярослав занимается патриотическим воспитанием.

— Видно, что у них глаза горят, хотя они даже еще не понимают глубокий смысл увековечивания памяти. Но они копают, они работают. И такая деятельность приносит плоды. Дети вырастают истинными патриотами. Не теми патриотами, которых учат, что надо любить государство, а патриотами, которые сами это все видят.

Ярослав Ливанский занимает должность педагога-организатора в детском юношеском центре Приморского края. Кроме того, он работает в департаменте молодежной политики ДВФУ, где создает клуб, чтобы привлекать студентов на мероприятия военно-исторической тематики. У Ярослава три медали, одна из которых — от морских летчиков ТОФ.

Памятник безымянному

Поисковики, как дети в песочнице, которые нашли золотую серьгу, галдят и рассматривают очередную деталь. Они полукругом сидят на коленках. В руках у Ярослава шатун. Пожалуй, это самая важная находка на сегодняшний день. На нем выбит номер двигателя. Только виден он очень плохо. Поэтому шатун начинают чистить лезвием перочинного ножика.

— 345 — 297, — Ярослав объявляет конечный вариант и уходит его записывать.

Раскопки подошли к концу. На синем тенте лежит стойка шасси, ручка управления, радиатор, втулка винта, детали двигателя, части фанерной обшивки и другие фрагменты разбившегося в хлам истребителя Як-9. Но это все железо. Останки летчика найдены не были.

— Такое ощущение, что его либо вытащили и похоронили сразу, когда нашли, либо его выбросило вместе с парашютом на расстояние 20–50 метров. Такое часто бывает, — рассказывает командир отряда «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский.

Причины катастрофы, а также имя летчика предстоит еще выяснить. В этом поисковикам поможет номер двигателя, который был выбит на шатуне, найденном в земле. По номеру двигателя будет сделан запрос в архивы сухопутных и морских войск. Тогда станет известна принадлежность самолета, выяснится, где он летал, когда и при каких обстоятельствах разбился.

— Полевая работа закончена. Но если будет подтверждено по архивным документам, что летчик пропавшим без вести числится, наша задача будет в будущем сюда заехать и дальше продолжать (полевые работы), пока не найдем останки, — подвел итог Ярослав.

Фрагменты самолета, которые представляют музейный интерес, поисковики возьмут с собой. Остальное придется оставить на месте. Проблема в том, что сегодня «АвиаПоиск» не располагает помещением, где можно было бы хранить найденные во время полевых работ вещи. Поэтому все предметы складывают в гараже у Ярослава. Противогазы, парашютные пряжки, монетки хранятся там по соседству с запчастями от автомобиля.

— Еще у нас на огороде лежат четыре авиационных мотора, броня от штурмовиков. Это все свалено в кучу и прикрыто брезентом, — рассказывает Ярослав. — Мы на Москву выходили, сообщали уже, что нам необходимо помещение для создания поискового музея. Возможно, на уровне губернатора Приморского края как-то решится этот вопрос.

Отряд сворачивается. Ярослав с другими поисковиками на скорую руку собирают памятник из деталей самолета, которые было решено оставить на месте раскопок. В основе его ржавая стойка шасси. Чтобы она не упала, ее подпирают радиатором и другими крупными фрагментами. Мелкие кусочки складывают вокруг. Так на территории частного оленьего питомника появляется памятник защитнику Отечества. Пока — безымянному.

P.S. К моменту публикации удалось выяснить, что найденный самолет принадлежал 9-й Воздушной Армии ДВФ.

Комментарии
Лиля Габидуллина
27 мая 2015, в 08:55

Потрясающе! Какую важную и полезную работу делают люди. Я даже предположить не могла, что такими поисками так досканально и добросовестно кто-то занимается, да еще и привлекая к этому подростков для воспитания в них духа патриотизма... памяти... Я обескуражена, если честно)) Восхищаюсь идеей!

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
09:10
Магия вкуса. Алтайские деликатесы
09:40
Магия вкуса. Испания. Трапеза паломника
10:10
Рысь. Тайны дикой кошки. Рыси на воле
09:45
В дикой природе. Индия. Медведь-губач: трудный выбор
10:40
Звериный репортёр
11:10
Звериный репортёр
Предрассудки, нетерпимость и узколобость губительны для путешествийМарк Твен