Марина Клочкова
5 апреля 2018
178363

Правила жизни индейца куна

Правила жизни
Девис Моренго, 45 лет, создатель музея гуна, архипелаг Сан-Блас, о. Карти-Сугдуп, Карибское море, Панама
«Каждый кокос на архипелаге, даже тот, что упал на необитаемом острове, принадлежит кому-то из гуна»

Как празднование Рождества связано с ветром, какая постель для индейца самая лучшая и как помогают в коммуникации морские раковины. «Моя Планета» беседует с жителями самых разных уголков мира, чтобы узнать, что для них важно в жизни.

До недавнего времени нас называли «куна» на испанский манер, хотя в языке гуна нет звука «к». В начале века мы вернули прежнее название, но по привычке сами часто говорим «куна».

Гуна — люди моря и островов. День гуна начинается до рассвета. На пирогах «улус» люди с первыми лучами солнца добираются на Большую землю, где выращивают фрукты и сахарный тростник, заготавливают дрова.

Жителей больших деревень на материк доставляют маршрутные лодки. Домой они возвращаются днем или ближе к вечеру. Остаток дня — отдых, рыбалка, домашние дела. На крупных островах есть начальная и средняя школа и больница.

Каждый кокос на архипелаге, даже тот, что упал на необитаемом острове, принадлежит кому-то из гуна. И людям не нравится, когда туристы собирают кокосы.

Продукты с плантаций и рыбная ловля — предметы обмена и торговли.

Гуна — матриархальное общество. Мужчина не может жениться совсем молодым. Женщина сама выбирает мужа, она контролирует семейный бюджет, и после женитьбы мужья уходят в семью жены, беря ее фамилию, а не наоборот.

Наши женщины суровы лицом и носят традиционную одежду: гетры из бисера на ногах и руках, темную юбку-саронг и яркую блузу на основе молас — традиционных картин из кусочков ткани. Мужчины одеваются обычно: футболки, кепки… Они чаще улыбаются чужакам.

Электричество — от солнечных панелей, телевидение — от спутниковых антенн. Бывают и кровати, но мы больше любим спать в гамаках

Молас — очень тонкая кропотливая работа, на создание одной небольшой картины уходит до двух месяцев. Искусство передается из поколения в поколение и стоит дорого. Дети мастерят первые молас на продажу лет с десяти.

Почти все мы живем в тростниковых хижинах с земляным полом. В них нет туалетов, туалеты — общие, по периметру острова. Во многих домах есть телевизор. Электричество — от солнечных панелей, телевидение — от спутниковых антенн. Бывают и кровати, но мы больше любим спать в гамаках. В больших деревнях дома стоят очень плотно друг к другу, иногда по переулку можно пройти только гуськом.

Вечерами вся деревня собирается в конгрессо — городской ратуше. Гуна сидят кланами на длинных скамьях или на полу большой хижины. Сайлас (старейшины) поют длинные песни о предках, их борьбе с испанскими завоевателями. Это история племени гуна, передаваемая из уст в уста.

Старейшины предсказывают будущее, раскачиваясь в гамаках посередине собрания. А аргас (интерпретаторы) толкуют предсказания. Женщины в это время шьют молас. Любой может войти в зал и остаться после собрания.

В общине может быть от одного до шести старейшин. Самый главный сайла общины представляет ее в Генеральном совете гуна, там всего 49 старейшин. Практически все сайлас — это мужчины, хотя в последние годы встречаются женщины.

Другая большая хижина — хижина чичи. Чича — опьяняющий напиток, приготавливаемый на основе сахарного тростника. Чича-ритуал проводится дважды в год и требует месяца подготовки. Во время фестиваля все едят национальную еду и танцуют в национальной одежде.

Когда девочка становится взрослой, ее закрывают в специальном доме наподобие бани, а на четвертый день ей дают чичи. Теперь можно подыскивать жениха. В старину жених к этому сроку уже был выбран родителями (последнее слово было за матерью), и после наступления половой зрелости сразу играли свадьбу.

Перед Рождеством приходит сильный ветер. Он может дуть неделю или месяц, мы радуемся этому ветру — он приносит сухой прохладный сезон. Если ветер не задул, даже Рождество не празднуем

Мы традиционно используем морские раковины для подачи звуковых сигналов. Есть три типа сигналов:

— рыбак возвращается домой с уловом: приходите покупать рыбу;

— с утра старейшина обходит остров, сигналя, что пора собираться и ехать на работу на плантации;

— тревожный сигнал о приближении шторма, цунами, урагана.

Хоть мы и сохранили свою религию (большая часть куна — не католики), католицизм тоже приняли. К Рождеству готовимся заранее, наряжаем елки, вешаем портреты Санты.

У нас два сезона. Дождливый длится восемь месяцев в году. Перед Рождеством приходит сильный ветер. Он может дуть неделю или месяц, мы радуемся этому ветру — он приносит сухой прохладный сезон. Если ветер не задул, даже Рождество не празднуем.

Главный праздник — День революции. Гуна — миролюбивый народ. Но 1925 году, доведенные до отчаяния панамскими властями, гуна устроили переворот — Holocausto de las Razas. Они убили всех представителей панамской власти на территории общины, женщин, живших с мужчинами не гунского происхождения, и детей от смешанных связей. Верховный касик провозгласил себя правителем Республики Гуна. А потом наши права закрепили конституцией.

Не приветствуется, если кто-то из туристов остается на островах на ночь. Для этого нужно разрешение старейшины. С 1925 года до сих пор запрещены браки членов общины с чужаками. Нарушители запрета уходят из племени. Так нам удалось сохранить свой народ. Ведь почти все другие индейские племена исчезли и смешались с испанцами и африканцами.

Даже музей, который я возглавляю, открыли далеко не сразу. О создании музея культуры гуна ратовал мой дядя. Но старейшины не соглашались делиться с туристами традициями гуна. Потом открытия музея пытался добиться и мой отец, я поддержал его. И теперь я занимаюсь единственным музеем племени.

Комментарии
Марина Клочкова
8 апреля 2018, в 17:35

Только что узнали, что сейчас куна тихо бунтуют, и закрыли наземную границу с Панамой, частью которой они являются :). Теперь на Сан Блас можно попасть только морем. А еще старейшины решили не пускать к себе чартерные яхты... Маленькие но гордые. Тот факт, что гуна -  чуть ли не единственные, кто не ассимилировался с остальным населением иллюстрирует недюжинное вековое упорство )

Александра Гурьева
9 апреля 2018, в 10:51

Т.е. вы успели вовремя?..

Марина Клочкова
11 апреля 2018, в 17:09

Думаю, нас бы не коснулся запрет - мы же морем входили и морем вышли. А вот один знакомый попал - оставил яхту на архипелаге и уехал в город Колон по земле на 2 дня. А потом 2 недели искал попутную яхту, чтобы вернуться к себе на борт :)

Александра Гурьева
16 апреля 2018, в 13:24

я про это: ""А еще старейшины решили не пускать к себе чартерные яхты... " Теперь поняла, что это про туристов...

Светлана Чанилова
9 апреля 2018, в 14:11

Удивительно, женщина - главная в семье, но старейшины - сплошь мужчины)) Марина, а почему они щеки красят?

Марина Клочкова
11 апреля 2018, в 19:00

Красят для красоты, конечно. Традиционный женский макияж племени :). А вот с матриархатом действительно необычная у них история - матриархат царит в семье, а в рамках общины правят все-таки, мужчины. Это повелось давно - во времена, когда мужчины охотились и участвовали в освободительных войнах, а потому и принимали решения о судьбе народа.

Светлана Чанилова
11 апреля 2018, в 19:16

Женщина остается женщиной) - про макияж. Я почему-то подумала о ритуале или обычай какой-то. Удивительное племя

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Если ты не знаешь куда идешь, любая дорога подойдетЛьюис Кэролл