Мария Забурдаева
26 сентября 2018
78439

Правила жизни русского старовера

Правила жизни
Павел Варунин, 57 лет, резчик по дереву, Эстония, Тарту
«Мы абсолютно нормальные люди: не дикие, не жуткие, не угрюмые»

«Моя Планета» продолжает узнавать, чем живут люди в самых разных уголках земли.

В 1666 году патриарх Никон осуществил в России церковную реформу, которая пришлась по душе не всем. Люди, оставшиеся приверженцами традиций, принятых при князе Владимире, и являются староверами. Официальное православие продолжает развиваться, со времен раскола произошло более 200 изменений в церковных обрядах и культурных традициях. Староверы хранят древнерусские традиции, но и в их жизнь проникают веяния современного мира.

Два наших главных праздника, как и в православии, — Рождество и Пасха. Пасха стоит выше дня рождения и свадьбы.

У тех же федосеевцев* нет таинства брака как такового. Сам брак есть, а таинства нет. Поэтому еще лет 50–60 назад, особенно если это была среда федосеевцев, создание семьи происходило следующим образом: парень с девушкой договаривались жить вместе и жили. Это то, что сейчас называется гражданским браком. (*Федосеевцы — ответвление в русском старообрядчестве. — Прим. авт.)

Жена у меня перекрещенная (обращенная из православия в старую веру. — Прим. авт.). Вместе мы уже больше 20 лет. У нас двое детей.

Если мужчина женится, он старается обратить жену в свою веру. Иногда бывает наоборот: жена-староверка перекрещивает мужа. В этом году у нас было пять крещений: трое русских и два эстонца.

Мы абсолютно нормальные люди: не дикие, не жуткие, не угрюмые. Причудье близко к городу, мы живем в 40 км от Тарту, а это второй по величине эстонский город. Конечно, традиционный деревенский уклад теряется: уходит из быта русская печь, теряется идея национального костюма, сворачиваются хозяйства.

Я всегда надеваю костюм-косоворотку — как по официальному поводу, так и без него. Таких, как я, немного: под влиянием моды многие старообрядцы отказались от народных одеяний. У нашей одежды северо-западная стилистика — такая же, как в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях. Для северо-запада характерен лен, а также белые, голубые, желтые и красные цвета.

У староверов принято отпускать бороды. Кто-то следует этому правилу, кто-то нет. Я следую.

Я пользуюсь Facebook и прочими IТ-технологиями. Как много таких людей, я ответить затрудняюсь. Но в моем профиле на Facebook основная масса друзей как раз из староверов: из России, Эстонии, Литвы, Латвии, Румынии, Австралии, Польши, США и Южной Америки.

В церковь хожу раз в неделю по воскресеньям. Роскошь ежедневного посещения могут себе позволить разве что представители больших общин — в Риге, в Даугавпилсе. Сегодня у нас на все Причудье всего два наставника: один в Тарту, другой в деревне.

Традиционные старообрядческие промыслы — огородничество, рыболовство и отходничество (сезонная работа крестьян вне постоянного места жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. — Прим. авт.). Раньше уезжали работать каменщиками. А сейчас молодежь уезжает работать на стройки в Норвегию и Финляндию, что, пожалуй, и есть современное отходничество.

Для нас многое изменилось с вхождением в Евросоюз. В первую очередь это касается рыбацкого промысла: сократился срок ловли, появились квоты на вылов. Потеря российского рынка, конечно, отразилась и на огородничестве. Раньше все Причудье работало на питерский рынок, а сейчас перестало.

Я сам занимаюсь резной иконой, работаю с русским рисованным старообрядческим лубком. Считаю, что многие русские православные традиции во многом сохранились благодаря старообрядческой общине в Эстонии. Они не просто продолжают жить, они развиваются.

Одно из наших достижений — восстановление кубовой набойки. Так украшалась ткань до изобретения ситценабивных машин. Рисунок или орнамент наносили вручную с помощью деревянной доски, а потом опускали в чан (куб) с краской индиго. На сегодняшний день это уникальное ремесло.

Наши дети учатся в обычных школах. Практически во всех городах и селах Причудья есть учебные заведения. Многие после окончания школы в деревне поступают в гимназию в городе или в училище (колледж).

Учитывая то, что мы живем в иноязычной среде, при передаче опыта детям упор прежде всего делается на язык. Обучаем церковно-славянскому языку, поскольку это основной язык богослужения, в том числе с помощью детских лагерей.

В этом году мы организовали десятый по счету такой лагерь. В нем участвуют дети от 8 до 17 лет, в основной массе староверы. Бывают участники некрещеные, но из староверческих семей. Обычно родители записывают ребенка в лагерь, чтобы его там покрестили.


В деревенских общинах есть так называемое народное православие — когда по незнанию богословскому человек начинает интерпретировать церковные запреты ввиду собственного разумения: на службе нельзя стоять, расставив ноги (потому что бес может проскочить), свечку задувать нельзя (потому что могут прыщи вскочить на языке), воду оставлять открытой нельзя (дьявол купается в этой воде).

Это на уровне подсознания работает. Если в ведре налита вода, ее нужно закрыть палочками крест-накрест. У старшего поколения это отработано как зубы почистить с утра.

В целом можно сказать, что у нас сейчас не золотой век, но как минимум серебряный.

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
21:15
Магия вкуса. Прибалтика. Рыцарская трапеза
21:45
Великие реки Земли. Амазонка
22:40
Планета на двоих. Занзибар
21:50
Зверята и их друзья. Ещё больше весенних зверят
22:45
Природоведение. Тайны цветка
23:15
Природоведение. На разделе сред
Мы путешествуем не для того, чтобы сбежать от жизни, а для того, чтобы жизнь из нас не сбежала