Мария Вдовкина
26 августа 2014
21775

Ритуальные самоубийства, или Наука умирать

Широкие индийские просторы богаты самыми разнообразными религиями и традициями. Одна из наиболее экзотических — джайнизм, религия, общими принципами напоминающая индуизм, однако доводящая некоторые понятия до абсолютной крайности.

Они ходят в масках, чтобы не проглотить ненароком пролетающее насекомое, подметают перед собой пол, чтобы спасти нерадивого таракана, пробегающего под ногами, не едят все, что растет под землей, содержат больницы для птиц и завешают жизнь ритуальными самоубийствами

Джайнизм — религиозное течение, существующее, по словам самих джайнов, с основания мира, — основывается на понятии ахимсы, то есть ненасилия по отношению к окружающему миру. Каждое живое существо несет в себе душу — дживу, и душа муравья столь же ценна, как и душа человека. Все дживы имеют одинаковый потенциал для достижения просветления, поэтому причинение вреда даже самому маленькому существу приравнивается к причинению вреда человеку.

Джайны верят в реинкарнацию, то есть бесконечную цепь перерождений, и карму — закон, согласно которому совершается это перерождение. Интересно, что для существования кармы у них есть научное объяснение: в результате тех или иных действий к «душе», которая является также физическим понятием, прикрепляются некоторые частицы, которые в итоге после смерти физического тела влекут душу назад в физический мир и обуславливают перерождение.

Смерть — это попытка осознать себя как часть нашей бесконечной Вселенной, не обладающей ни размерами, ни временными показателями, ни объективной реальностью. Попытка объединить будничную повседневную реальность, в которой мы вращаемся и варимся ежедневно, с космической необъяснимой истиной, которая атомным взрывом приподнимает и переворачивает наш мир вверх дном.

Концепция жизни и смерти у разных народов выглядит по-разному. Кто-то считает, что смерть — это конец существования индивида либо переход в другое измерение, связанное с этим лишь следственной связью, но не причинной. События этой жизни влияют на то, что будет в следующей, то есть в раю или аду, но не наоборот. Кто-то же рассматривает связь этой жизни с остальными не только как причинную, но и как следственную. Наша жизнь — это тоже следствие определенных действий в предыдущих фазах существования. Так объясняется закон кармы, то есть действия, которое ведет к ответному действию такой же силы и характера. Смерть в этом случае, как и рождение, — переход из одного состояния в другое.

Трансформация — последнее действие в жизни человека. И, как говорят, как смерть встретишь, так ее и проведешь. Так как же подготовиться к такому знаменательному моменту, как отправление за черту?

В джайнской традиции существует обряд под названием саллекхана. В какой-то мере этот обряд представляет собой не что иное, как ритуальное самоубийство путем отказа от пищи и воды. Если человек находится на высоком уровне духовного развития в джайнском понимании и смерть близка или неизбежна по причине болезни, опасности и прочих обстоятельств, то человек с разрешения своего духовного наставника может приступить к исполнению этого ритуала.

Перед совершением ритуала человек объявляет о своем решении родным и близким, просит прощения у всех, уединяется в месте, где совершение этого ритуала не будет нарушать закона и общественного порядка, и приступает к исполнению. Сначала он перестает принимать пищу, поддерживая свое существование различными жидкостями, затем переходит на воду, а потом и вовсе от нее отказывается. Основным правилом этого ритуала является соблюдение моральной чистоты, постоянная практика медитации, совершенствование состояния умиротворенности. Если последнее условие не выполняется и совершающий ритуал заболевает, впадает в панику или какие-то другие негативные эмоции, то ритуал прекращается. Если же все проходит успешно, то похороны такого человека приравниваются к религиозному празднику. Совершается пуджа — ритуальная молитва с подношениями, усопший кремируется с особыми почестями, как человек, достигший высот духовного развития.

Верящие в реинкарнацию индуисты и джайны полагают, что будущее воплощение в той или иной форме зависит не только от того, какие действия человек совершал при жизни, но и от того, с какой мыслью он умирал. Даже проживая безупречную безгрешную жизнь, некий, например, святой отшельник, при смерти может подумать о комаре, который кружится над его ухом, и вся наработанная карма пойдет прахом — он переродится в комара. Ритуал, совершаемый джайнами, имеет единственную цель — осознанную смерть. Смотря на приближающийся конец без страха, с миром в душе, человек имеет большие шансы на успешное перерождение, ведь при смерти все его помыслы будут направлены на высокое и вечное.

Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» — http://vk.com/myasiatour

Комментарии
Дуня Бобрышева
27 августа 2014, в 12:16

Мария, Ваши репортажи всегда заставляют задуматься.

Елена Савкина
30 августа 2014, в 00:15

Всегда поражаюсь разнообразным движениям в Индии. Такого количества нигде нет! Кого только не встретишь, даже воображения не хватит представить. Откуда это всё у них? Вот вопрос. Почему у других народов такого нет?

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
06:00
Огненный архипелаг. Кабо-Верде
06:55
Один день в городе. Брюссель
07:25
Зверята всего мира. Азия
06:00
Зверята всего мира. Зверята Африки
06:55
Зверята всего мира. Зверята Северной Америки
07:50
Природоведение. Метаморфоз
Путешествовать — значит развиватьсяПьер Бернандо