Евгения Шмелева
10 февраля 2014
25955

Самолет не резиновый

Ситуация, с которой может столкнуться каждый авиапассажир: вы приезжаете в аэропорт вовремя, идете на регистрацию, а вам говорят: «Извините, мест нет!» — или просто: «Овербукинг!»

Причины

Как ни странно, овербукинг — продуманная маркетинговая стратегия авиакомпаний. Практически все авиаперевозчики продают больше билетов на рейс, чем имеется мест в салоне. Эта мера была придумана еще в 50-х годах в США, после того как пассажиры получили возможность отказываться от авиаперевозки в любой момент, даже после вылета самолета, и возвращать стоимость билета без каких-либо штрафных санкций. Правила перевозки, принятые IATA, Международной ассоциацией воздушного транспорта (а их придерживаются большинство авиакомпаний), закрепляют право перевозчика делать замены рейсов: «При необходимости перевозчик может без предупреждения передать пассажира для перевозки другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира».

Кроме сверхбронирования, причиной овербукинга иногда становится замена воздушного судна: перед вылетом самолет с большим количеством мест могут заменить на меньший, в результате останутся «лишние» пассажиры. Или ваше место внезапно отдадут привилегированному клиенту, обладателю бонусов и золотых карт, дающих приоритетную посадку на рейс.

Профилактика овербукинга

Чтобы самолет не улетел без вас, следует пройти онлайн-регистрацию, которая начинается за 24 часа до вылета, либо заблаговременно приехать в аэропорт на регистрацию рейса.

Что делать, если не хватило места?

Обычно авиакомпании сами стараются проявить инициативу и позаботиться о жертве овербукинга: западные перевозчики устраивают в таком случае перекличку среди пассажиров, предлагая определенные бонусы — в виде оплаченного отеля на ночь и отступных в размере €200–500 — тем, кто уступит место и полетит позже.

Однако российские авиакомпании обычно не ищут добровольцев, а сразу сообщают «лишнему» пассажиру, что он не полетит.

    В 2012 году авиакомпания «Сибирь» выплатила штраф в 30 000 руб. за то, что ее сотрудники не пустили пассажира в самолет из-за овербукинга.

В таком случае следует знать свои права. Авиакомпания в случае овербукинга обязана:

1. Вернуть стоимость билета либо предложить альтернативный вариант — отправку ближайшим рейсом.

2. Предоставить пассажиру те же услуги, как в случае переноса / отмены рейса:

— прохладительные напитки при ожидании отправления рейса более двух часов;

— горячее питание при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время (и каждые восемь часов в ночное);

— размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное;

— комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

— два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

— трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

— хранение багажа.

3. Предложить компенсацию в виде бонусов, скидок или повышения класса полета: например, повезти вас бизнес-классом вместо эконома на следующем рейсе. Это широко распространено на Западе, но, к сожалению, редко выполняется у нас.

4. Выплаты, на которые может рассчитывать пассажир:

Если вы вынужденно пересели из бизнес-класса в эконом, вам должны вернуть:

— при перелете 1500 км и менее — 30% от стоимости билета;

— при перелете от 1501 км до 3500 км (кроме перелетов между странами ЕС и заморскими территориями Франции) — 50% от стоимости билета;

— в иных случаях — 75% от стоимости билета.

    В 2013 году американская авиакомпания Delta была оштрафована на $750 000 за нарушение прав пассажиров при овербукинге. Часть суммы ушла на устранение нарушений.

Если время ожидания значительно, европейские авиалинии, согласно постановлению Европарламента, обязаны выплатить компенсацию:

— при полете 1500 км и менее — €250. Если предложенный взамен рейс прибывает на два часа позже запланированного, то компенсация будет в два раза меньше;

— при полете 1501–3500 км — €400. Если опоздание альтернативного рейса — до трех часов, компенсируют 50% этой суммы;

— в остальных случаях — €600. Если опоздание составит всего четыре часа, то заплатят в два раза меньше.

Американские перевозчики также обязаны платить за овербукинг в случае, если до следующего рейса пассажиру приходится ждать час и более. Расценки за ожидание до двух часов — $200, в иных случаях — $400.

В ноябре 2013 года супруги из Красноярска выиграли по суду 374 000 руб. за несостоявшийся отдых в Арабских Эмиратах. По техническим причинам перевозчик предоставил самолет с меньшим количеством кресел, чем было заявлено, и супруги не смогли улететь в Дубай по путевке стоимостью 108 000 руб. Компенсацию возмещал не только перевозчик, но и туроператор: авиакомпания «Трансаэро» выплатила по €600 каждому, компания «Тез Тур» отдала по суду 374 000 руб.

Советы

Как показывает практика, суд в случаях овербукинга всегда на стороне пассажира. Собирайте все документы, которые помогут доказать вашу правоту. Постарайтесь получить на стойке регистрации отметку в билете, подтверждающую отказ в регистрации по причине отсутствия мест на рейсе (на практике ее получить непросто). Желательно зафиксировать документально, что вы прибыли на посадку вовремя, без опоздания. Храните билеты, посадочные талоны, а если придется жить в аэропорту в ожидании рейса — собирайте чеки. Напишите претензию к авиакомпании со своими данными и контактами и отдайте на подпись представителю. Если не получится написать заявление на месте, сразу же после возвращения домой подавайте претензию перевозчику и сохраняйте официальные ответы. Если примерный размер ущерба меньше 50 000 руб. — обращайтесь к мировому судье по вашему участку, если больше — к федеральному судье.

Принудить авиакомпанию к выплате компенсации можно с помощью закона «О защите прав потребителя». Сумма выплат исчисляется по формуле: 3% от стоимости услуги за каждый час просрочки. Дополнительной оплате подлежат траты пассажира — например, если пришлось самостоятельно платить за гостиницу в ожидании самолета. Помните: чем настойчивее пассажир, тем больше бонусов может он получить при овербукинге.

Комментарии
Елена Савкина
10 февраля 2014, в 17:21

Спасибо за полезную информацию.

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
06:00
Мировой рынок. Широта Казанская
06:50
Мечтатели. Вьетнам. Планета кофе
07:40
Мечтатели. Тенерифе. Остров Приключений
06:00
В дикой природе. Индия. Раджан. Во главе семейства
06:55
Звериный репортёр
07:20
Звериный репортёр
Если вы не чтите чужие традиции, религию и избегаете людей – лучше оставайтесь домаДжеймс Миченер