Виктория Базоева
29 мая 2015
20463

Самые громкие акты вандализма — 2

Восемь самых громких случаев порчи великих произведений искусства: по незнанию, идеологическим соображениям, глупости или шизофрении.

«Пьета» Микеланджело

21 мая 1972 года в базилике Святого Петра в Ватикане сразу после окончания праздничной литургии по случаю Дня святой Троицы австралийский геолог Ласло Тот набросился на работу Микеланджело «Пьета». С криком «Я — Иисус Христос, Христос восстал из мертвых!» Тот нанес статуе Девы Марии 15 ударов скальным молотком, отбив левую руку на уровне локтя, левое веко и оставив на ее носу щербинки, не считая множества других мелких повреждений. Базилика была полна народу, поэтому вандала быстро оттащили от статуи. Тот и на суде утверждал, что он Иисус, и поэтому был признан невменяемым.

«Даная» Рембрандта

15 июня 1985 года в Эрмитаже литовец Бронюс Майгис облил картину Рембрандта «Даная» серной кислотой и нанес ей два удара ножом. Майгис был задержан и объяснил свой поступок политическими мотивами: хотел привлечь внимание к вопросу независимости Литвы. Следствие признало вандала шизофреником, и его отпустили, однако картина пострадала так, что уже никогда не будет прежней. Восстановление картины заняло 12 лет, так как при нападении пострадали — некоторые, увы, безвозвратно — самые тонкие и изящные ее части.

Самые громкие

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина

В 1913 году в Москве в Третьяковской галерее душевнобольной Абрам Балашов с криком «Довольно крови! Долой кровь!» напал на известную картину Репина с ножом и исполосовал лицо изображенного на ней царя. За картину тут же взялись возмущенные реставраторы, а самого Репина срочно вызвали из Финляндии, где он в тот момент отдыхал на даче. Лицо царя художнику с реставраторами пришлось переписать заново, так что в общем и целом картина своей ценности не утратила.

«Алтарь Паумгартнеров», «Семь скорбей», «Оплакивание Христа» Дюрера

В 1988 году в Старой пинакотеке в Мюнхене были повреждены кислотой три картины Альбрехта Дюрера. Преступником оказался Ханс-Йоахим Больманн, «серийный» охотник за шедеврами: в 1970–1980-х годах он облил кислотой около 56 произведений живописи и графики, за что был трижды осужден и отбывал срок в тюрьме. Больманн получил за свои действия прозвище Кислотный Убийца и после инцидента с работами Дюрера был отправлен в лечебницу для душевнобольных в Гамбурге.

«Супрематизм» Казимира Малевича

Российский художник-акционист Александр Бренер в 1997 году осуществил акцию в Стеделек-музее. На картине Казимира Малевича «Супрематизм» он нарисовал знак доллара зеленой краской из баллончика. Картину успешно отреставрировали, а Бренера приговорили к пяти месяцам тюремного заключения и пяти месяцам условно. Директор музея Руди Фукс потом комментировал тот факт, что Бренер выставил акт вандализма как художественную работу: «В этом жесте Бренера мы не видим крупного художественного события. Мы очень сожалеем о том, что произошло. И мы серьезно озабочены тенденциями в искусстве, которые ведут к уничтожению произведений других художников».

Джоконда

«Стоящая Зора» Анри Матисса

В Риме в 1998 году в Капитолийском музее на выставке Анри Матисса приключилось сразу несколько актов порчи картин. Самая заметная из них — дырка на полотне «Стоящая Зора» («Марокканка») из Эрмитажа. Под правой ногой изображенной Матиссом девушки остался след, как если бы кто-то из посетителей проткнул картину карандашом. Вандалы и их мотивы остаются неизвестными по сей день.

«Кто боится красного, желтого и голубого III» Барнетта Ньюмана

Прочитав монограмму о современном искусстве, написанную в критическом ключе, Герар Ян ван Бладерен в 1986 порезал ножом картину «Кто боится красного, желтого и голубого III» американского абстракциониста Барнетта Ньюмана. Инцидент произошел в голландском Стеделек-музее — ван Бладерен заявлял после, что ему просто понравился террористический посыл статьи о вреде абстракционизма. Картину отправили на реставрацию, однако принято считать, что там ее испортили во второй раз. Реставрация стоила $400 000, но арт-критики заявили после, что она сделана просто безобразно, а реставратор Дэниел Голдрейер «попросту воспользовался валиком и краской для стен».

Портлендская ваза

В феврале 1845 года в Британском музее подвыпивший джентльмен по имени Уильям Ллойд схватил с постамента Портлендскую вазу — уникальный предмет древнеримского искусства тонкого синего стекла с барельефами — и швырнул ее на пол. Хрупкая ваза, конечно же, разлетелась на тысячи мелких осколков. Ллойда никто не успел остановить, зато успели задержать. Как он позже говорил в свое оправдание, ему «просто было любопытно поглядеть, как бьется столь древний предмет». После нескольких лет кропотливой работы ваза была все же восстановлена и снова находится в экспозиции Британского музея.

Комментарии
iulia kolesnik
29 мая 2015, в 14:06

Воистину больные люди..

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
18:25
Россия. Гений места. Псковская область
19:15
Один день в городе. Нижний Новгород
19:40
Один день в городе. Пусан
18:05
Зверята и их друзья. Ещё больше весенних зверят
19:00
Природоведение. Тайны цветка
19:30
Природоведение. На разделе сред
Говорить на иностранном языке — значит завоевать его мир и культуруФранц Фанон