Виктория Сухомлинова
25 января 2016
16501

Семья по-китайски

К чему привел запрет иметь больше одного ребенка в Китае и откуда в Поднебесной столько мужей-подкаблучников.

Все помнят «Мулан» — мультфильм студии «Дисней», рассказывающий о простой китайской девушке, которая не желала для себя традиционной женской участи. Но интересно, какой была бы Мулан, если бы жила с нами в одно время? И такое уж исключение составила бы она сегодня — строптивая девушка, не желавшая выходить замуж и ослушавшаяся указаний отца? И главное — готовы ли современные китайские мужчины быть главой семьи и воспитывать своих детей в строгости и порядке?

Традиционная семья

В Древнем Китае, как и везде в те времена, действительно существовала модель отношений в семье, показанная в мультфильме. Мужчина — непререкаемый авторитет, женщина — хорошая жена и мать, послушная и мягкая, дети — покорны и уважительны. Сыновняя почтительность даже имеет специальное обозначение в китайском языке — сяо, одно из центральных понятий морального кодекса Древнего Китая, составленного Конфуцием. В то же время — и это важно — отцу и мужу не позволено было устраивать в своей семье произвол: как и другим, ему предписывалось следовать определенной модели поведения, быть справедливым, заботливым, нести ответственность за свою семью и защищать ее. Понятие, следующее рука об руку с сыновним уважением сяо, — цы, обозначающее любовь и заботу отца по отношению к своему сыну. Когда родители старились, дети были обязаны ухаживать за ними, относясь к ним с такой же лаской и трепетом, как те относились к ним в детстве. Вырисовывалась весьма интересная модель: ее вертикальность (муж и отец — главный) никак не нарушала ее гармоничности, потому что подчеркивались прежде всего обязанности членов семьи по отношению друг к другу, а не права.

Через какие же трансформации проходит модель китайской семьи сегодня?

Отношения между мужем и женой

— Чего это Лао Ван постоянно такой грустный и подавленный ходит?

— Да он болеет, у него болезнь под названием «цыгуаньянь».

Китайцы обожают играть словами с одинаковым произношением, но разным написанием и, соответственно, смыслом. В данном случае под болезнью, которую имеет в виду второй собеседник, может подразумеваться воспаление бронхов — бронхит, однако остряки придумали подставить под те же звуки другие иероглифы и вышло «жена управляет строго».

Что ни говори, а болезнь эта подкашивает сегодня все больше представителей мужской части населения Китая. На появление мужей-подкаблучников повлияли колоссальные изменения в сознании рядового китайца, вызванные началом Политики реформ и открытости в 80-е годы прошлого века. Погоня за выгодой и личным обогащением, культ денег и пренебрежение к нуждам других и своим обязанностям по отношению к ним — сами китайцы признают, что введение капиталистических отношений пагубно сказалось на их системе ценностей, в том числе на семейных ценностях. Мужчины не успевают угнаться за ростом запросов своих жен, о предложении руки и сердца не стоит и думать, если у тебя нет собственной машины, квартиры и стабильно высокого дохода.

— Хочу, чтобы был гаофушуай — высокий, богатый, красивый, только и всего, — вздыхают китаянки.

В то же время дамы в каком-то смысле имеют право на подобную разборчивость: на десять мужчин в Китае приходится семь женщин, и, если посмотреть на процент тех, кто к 30 годам не обзавелся семьей, то для женщин он будет составлять чуть менее 3%, а среди мужчин — около 15%. Кроме того, китаянки активно выходят замуж за американцев, канадцев, австралийцев, которые, будучи представителями западного мира, априори обладают для них притягательными качествами. Китайцы же едут искать себе жену в Россию, наслышанные об удивительной покладистости и неприхотливости наших женщин.

То есть в современной китайской семье главой является скорее женщина. Мужчина миролюбив, спокоен и нетребователен, за что зачастую терпит упреки от своей благоверной. Разумеется, не берусь утверждать, что не существует исключений, однако тенденция передачи бразд правления в китайской семье от мужа к жене обозначилась явно. Раньше китайцы описывали отношения между супругами через поговорку «фу чан фу суэй» — «муж поет, жена подпевает», причем произношение у слов «муж» и «жена» (в древнекитайском языке) одинаковое — «фу», а иероглифы разные. Сегодняшние шутники ловко меняют два «фу» местами и добавляют: «Теперь и не скажешь, кто у нас поет, а кто подпевает».

Так что можно сказать, что своенравная Мулан с ее твердостью и решительностью задает тон всем современным китайским девушкам. В то же время пожилым семьям все же более свойственно следование традиционным канонам.

Одна семья — один ребенок

Изменения произошли и здесь, и вызваны они были политикой «Одна семья — один ребенок», которая начала проводиться в 1980 году. В эпоху Мао Цзэдуна китайцев побуждали рожать больше детей, чтобы обеспечить стране ресурс для развития. Однако эта огромная масса населения была необразованна и жила в бедности. После смерти великого кормчего в 1976 году партия избрала новую линию на построение общества малой зажиточности: каждому китайцу должен быть гарантирован минимальный достаток. И ограничение рождаемости стало необходимой предпосылкой для скорейшего достижения этой цели.

В 1980–1990-е годы китайские семьи отчаянно желали, чтобы их единственным ребенком был мальчик: все-таки кормилец и продолжатель рода. Правительство даже официально запретило делать УЗИ с целью выяснения пола ребенка, чтобы родители не решали делать аборт в случае, если ожидается девочка. Но в маленьких городах и деревнях контролировать данный процесс было трудно, и это правило повсеместно нарушалось. Рождение единственной девочки в крестьянской семье было равносильно трагедии, поэтому правительство пошло на уступки крестьянам: им было разрешено рожать детей до тех пор, пока не появится мальчик.

Разумеется, вторые дети в китайских семьях все же рождались. Состоятельные городские жители платили штраф, а крестьяне, которые не располагали достаточной суммой, просто не регистрировали своего ребенка. Именно поэтому сегодня никто с полной уверенностью не может сказать, действительно ли китайцев насчитывается 1,3 млрд или их гораздо больше?

В прошлом году политика «Одна семья — один ребенок» была отменена: за 30 лет успел образоваться прочный средний класс, Китай смог выбраться из бедности, так что в ограничении рождаемости уже нет такой надобности. Кроме того, эта политика породила слишком много перекосов: происходит старение населения, нарушается традиция большой дружной семьи, где братья и сестры — опора друг другу, опасно увеличивается доля мужского населения.

Отношения между родителями и детьми

В результате описанной политики выросло целое поколение маленьких королевичей, любимых и опекаемых обоими родителями, да еще и четырьмя бабушками и дедушками! С детства единственным детям многое позволялось, многое прощалось, поэтому сегодня представители старшего поколения в Китае, глядя на избалованных и эгоистичных молодых людей, неодобрительно качают головами: ох уж эта молодежь, думает только о себе и о своих правах. Кроме того, эти «дети», возраст которых уже близится к 30, зачастую не хотят ни работать, ни учиться, ни жениться, живут за счет родителей и довольны этим. Для них в Китае даже придумали особое название — кэньлаоцзу (дословно «грызующие родителей», «висящие на шее у родителей»).

Есть молодые люди, которые все же перешли к самостоятельной жизни, переехав из родных городков в большие мегаполисы и начав делать карьеру. Однако эти наотрез отказываются жениться или выходить замуж, их называют кунхуньцзу («боящиеся женитьбы»), что так же говорит о снижении уровня готовности брать на себя ответственность.

И, наконец, есть динцзу — молодые пары, состоящие в браке, но не желающие заводить детей.

Да, молодое поколение китайцев явно представлено не в слишком благоприятном свете. Однако не следует судить их слишком строго: раньше, во времена существования больших и дружных (хоть и не слишком богатых) семей, китайцам было проще брать на себя ответственность и проявлять взаимовыручку: взрослые дети совместно поднимали большой дом, заботились о родителях — словом, жили всем миром. Теперь же по мере стремительного обогащения и атомизации китайского общества и за отсутствием братьев и сестер, которые могли бы прийти на помощь, бремя, ложащееся на плечи китайца, становится непомерно велико. Молодая пара должна заботиться о четверых родителях, даже о бабушках и дедушках и о нескольких собственных детях, которых им теперь позволено иметь.

Воссоединение семьи

Несмотря на растущий уровень разобщения в китайской семье и на то, что зовется «перетягиванием одеяла на себя», нельзя утверждать, что традиционная ценность семьи и прочность родственных отношений навсегда ушли в историю.

Приближается китайский Новый год (праздник весны Чуньцзе) — в этом году он наступит в ночь с 7 на 8 февраля. И если и сохранились в Поднебесной определенные традиции, то традиция возвращения домой, в свой родной городок, для празднования Нового года в родительском доме — одна из самых священных для китайца и дорогих его сердцу. При приближении нового года все билеты на поезда и самолеты оказываются раскупленными, транспортные магистрали запружены машинами (правительство даже открывает платные шоссе), наблюдается прямо-таки Великое переселение народов в китайском масштабе. Глядя на подобный энтузиазм со стороны молодых китайских «королевичей» и «карьеристов», нельзя не задаться вопросом: а так ли далеко ушли китайцы от модели традиционной китайской семьи и так ли мала вероятность их возвращения к ней?

Комментарии
Alexander Supertramp
29 января 2016, в 17:13

Замечательная статья, однако!
Будем надеяться, что в Чуньцзе безвольный китайский муж устыдится своего положения кэньлаоцзу, а строптивая китаянка, ведомая лоснящимся австралийцем, очухается от рыночного дурмана.
Заказываю репортаж про Новый год в Китае :)

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
21:15
Рекорды моей планеты. Самые дорогие курорты
21:45
Великие реки Земли. Нил
22:40
Ритуалы. Инициация
21:55
Звериный репортёр
22:25
Звериный репортёр
22:55
Синие глубины. Возрождение
Предрассудки, нетерпимость и узколобость губительны для путешествийМарк Твен