Семьи Мира
26 апреля 2014
10667

Шестиместные мопеды и прочие несуразности азиатского автопрома

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения», — говаривал Остап Бендер. Просто он не путешествовал по юго-восточной Азии, где автомобиль — именно роскошь, а реальные средства передвижения имеют всего два колеса. Сегодня проект «Семьи мира» расскажет обо всех особенностях и странностях азиатского автопрома.

Личный транспорт

Среди личного транспорта жителей Южно-Азиатского региона лидером можно смело назвать мопед. Шустрый, маневренный, относительно недорогой — мопед становится главным «конем» в семье. Это у нас на мопедах ездят только по двое, а во Вьетнаме или Камбодже, например, можно увидеть, как вся семья (мама, папа, трое детей, в том числе груднички) весело катятся куда-то по своим делам. Руки их могут быть заняты пакетами, сумками, клетками с домашней птицей, и при этом они еще успеют приветливо помахать в ваш адрес, пока вы стоите с открытым ртом у обочины и прикидываете: «А смог бы я так же?..» Сложно сказать, существуют ли какие-то правила дорожного движения, кроме правостороннего. По личным ощущениям все просто едут, куда им надо, активно сигналя и оповещая, что сейчас будет какой-то маневр. Безопасность обеспечивается шлемом и, может быть, утренними молитвами. И если во Вьетнаме средняя скорость движения «байкеров» редко превышает 50 км/ч, то в Таиланде гоняют будь здоров, никакой шлем тебя не спасет. Выбор байка в качестве личного транспорта обусловлен еще и теплым климатом. Так приятно в жару катиться с ветерком, а вот в автомобиле без кондиционера делать нечего.

В странах победнее байки часто приобретают товарища — коляску — и становятся уже средством заработка. В Камбодже к байку сзади крепится этакая кабинка с деревянными резными подлокотниками и мягкими сиденьями. Называется это чудо моторикшей. Их украшают, дают им имена, а в некоторых случаях можно видеть, как владелец натягивает под крышей гамак и спит, ведь для некоторых моторикша является еще и домом.

На Филиппинах коляска в виде железной коробушки с одним колесом крепится сбоку — это трицикл. Тайские тук-туки отличаются роскошной комплектацией: сабвуферы, неоновые подсветки и даже плазменные панели!

А на индонезийском острове Бали байки имеют особенный культ почитания. Здесь проводятся ежегодные фестивали, на которых можно увидеть воплощение самых смелых фантазий мастеров — от латексной обивки сидений до коровьих черепов вместо руля. На Бали есть салон Harley-Davidson и салон Deus ex Machina. Байки здесь настолько популярны, что даже школьники на них ездят (хотя в остальных странах Юго-Восточной Азии мы видели детей и подростков исключительно на великах). Возможно, такая популярность обеспечивается еще и низкой ценой на бензин — 14,5 руб. за 1 л на Бали, 19 руб. в Малайзии.

Кстати, пожалуй, только в Малайзии автомобиль может быть более доступен гражданам. У малайцев есть отечественная марка Proton, которая, в отличие от импортных машин, при покупке не облагается налогами. Proton настолько хорош, что экспортируется в Китай, Новую Зеландию, Австралию и даже Великобританию.

Городской транспорт

Степень развития сети городского транспорта от страны к стране различается. В крупных мегаполисах — Пекине, Шанхае, Бангкоке, Куала-Лумпуре, Маниле — основной городской артерией является метро. Забавно, что в китайском метро есть специалист по распределению и уплотнению граждан по вагонам. Работник станции в специальной форме, со свистком и флажком динамично машет руками, подталкивая зазевавшихся. А вот в Куала-Лумпуре некоторые линии метро полностью автоматизированы. То есть составом управляет не человек, а компьютер. И можно увидеть красоту города, встав у лобового стекла в первом вагоне, ведь кабины водителя нет и метро наземное! Кстати, каждое метро, в котором нам удалось прокатиться, отличалось экологичным способом обращения с проездными билетами. Это в Москве на каждую поездку печатается бумажный проездной, который потом попросту выбрасывается (и далеко не всегда в урну). А в азиатских метрополитенах такой билетик сдается при выходе, аннулируется и вновь поступает в оборот. В некоторых случаях билет заменен на пластиковый жетон — считай, дерево спасено.

Привычные нам автобусы есть только в крупных городах. Например, в Бангкоке новенькие автобусы с кондиционерами курсируют наряду со старыми, где деревянный пол и окна почти без стекол. Стоимость проезда в них, конечно, отличается — за кондиционированный воздух приходится платить больше. В городке Джорджтаун (Малайзия) есть бесплатный маршрут Suttle. Увидев эту надпись на автобусе, любой человек, в том числе и турист, может спокойно прокатиться зайцем. А вот на Бали городские автобусы были запущены лишь пару лет назад, расписание их нестабильное, да и маршрутов маловато.

В городах поменьше или в странах с наименее развитой экономикой место городских автобусов начинают занимать пикапы и всяческие самоделки, в которых может уместиться хотя бы дюжина человек. Так, в Камбодже пикап является главным средством передвижения по городу. Мопед есть не у каждой семьи, а на велике, да еще если с поклажей, далеко не уедешь. Вот и набиваются камбоджийцы по 12–16 человек, умещая все баулы между ног, на коленях, на крыше водительской кабины, и едут кто куда. В Таиланде пикапы называются сонгтео и отличаются тем, что у них есть крыша, а боковые проемы в случае дождя можно зашторить пленочными занавесками. Но Филиппины превзошли всех своими автоподелками. Под городские маршрутки они приспособили старые американские военные джипы, которые достались филиппинцам в подержанном состоянии с американских военных баз. Предприимчивые аборигены разбирали их, удлиняли для увеличения пассажировместимости и разукрашивали каждый на свой манер. В результате на свет появились множество разнообразных, неповторимых, кустарных автомобилей. Говорят, невозможно встретить двух одинаковых джипни. Любовь водителей к своим автодетищам настолько велика, что каждый год в Маниле проходит особый карнавал — «Король джипни», на котором выбирают самый красочный и оригинальный автомобиль. В джипни помещается 12–15 человек. Правда, в час пик народ набивается плотнее, и в машину влезает 20, а то и более человек.

Туристу, на наш взгляд, разобрать маршрут движения городских пикапов, джипни и сонгтео представляется нереальным. Лучше просто спрашивать, едет ли он через конкретное интересующее вас место, и садиться наудачу.

Междугороднее сообщение

Сколько бы мы ни общались с местными, мало кто из них бывал не то чтобы за пределами своей страны, но даже за пределами родного города. А если уж приходится выезжать, то пользуется вся Юго-Восточная Азия междугородними автобусами. Благодаря развитию туризма в этом регионе сервис автобусных перевозок весьма неплох. Во Вьетнаме, например, для длительных ночных переездов существуют sleeper bus — сидячие кресла там заменены лежачими. Перед входом в автобус снимается обувь, каждому пассажиру выдается бутылочка воды, зубная щетка и паста. Сеть автодорог гораздо гуще железнодорожной, к тому же билеты на поезд (а тем более на самолет) не по карману более чем 90% жителей.

Что еще осталось неупомянутым? Такси — дорого и престижно. Но в столичных пробках Бангкока или Манилы королями дорог становятся босоногие владельцы мопедов и великов.

Доживают свой век и велорикши. Некоторые жители Малайзии, в основном индийского происхождения, до сих пор катают туристов в своих тележках, прикрепленных впереди велосипеда. Украшенные мягкими игрушками и искусственными цветами, велорикши являются удовольствием не из дешевых — 270 руб. в час (для сравнения: такси стоит 380 руб. за 20 км). А вообще велосипеды здесь в почете. На них катаются и дети, и старики. С велосипедов торгуют хлебом, фруктами и сладостями. А в холодном, февральском Китае мы встретили настоящее национальное противоморозное изобретение — огромные толстые варежки, примотанные скотчем к рулю мопеда.

Ну и, конечно, водное сообщение внутри островных государств — Индонезия, Филиппины. Их судна сложно назвать отменными, но капитаны уверенной рукой ведут их даже по пятиметровым волнам (проверено лично!).

А если взглянуть на Юго-Восточную Азию с высоты птичьего полета, то будут видны потоки мопедов, автобусов, пикапов, велосипедов, тук-туков. Это похоже на течение реки или на муравейник, но в любом случае в этом на первый взгляд хаотичном, пестром и громкоголосом движении как нельзя лучше читается характер Юго-Восточной Азии.

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
10:50
Зверята всего мира. Юго-Восточная Азия
11:45
Мечтатели. Вьетнам. Планета кофе
12:35
Рекорды моей планеты. Самые огромные порции в ресторанах
10:45
Чудеса времён года. Дельта реки Окаванго
11:40
В дикой природе. Индия. Рана: королева джунглей
12:35
Звериный репортёр
Живи, путешествуй, не сожалей ни о чем и благодари судьбуДжек Керуак