Мария Вдовкина
29 июля 2014
37180

Сикхи

Из-за чего религиозным символом может быть нижнее белье и почему сикхи совершают ритуальные убийства — на эти и многие другие вопросы ответ есть, и он проще, чем кажется.

Сложно представить на улицах Москвы человека в тюрбане, с огромной бородой и кинжалом. Тем не менее, сикхи, приверженцы сикхизма, живут где-то далеко своей жизнью и не ведают, что они — настоящий антиквариат в современном мире стекла и железа.

На северо-западе Индии на границе с Пакистаном есть одно удивительное место. Государство в государстве, штат Пенджаб, был разделен между двумя странами — Индией и Пакистаном в 1947 году по умыслу вероломных британцев, разделявших все, что только попадалось им на глаза. На самом же деле ранее территория современных Индии, Пакистана и Бангладеш была единой — все это составляло вместе Индию. И когда после окончания Второй мировой войны иметь колонии стало как-то совсем неприлично, Великобритания услышала воззвания двух лидеров Индийской борьбы за независимость — миролюбивого Махатмы Ганди (его истинное имя, кстати говоря, Мохандас, а Махатма значит «большая душа») и немногим более чем воинственного Джавахарлала Неру. Дать волю такой огромной территории, какую Индия составляла на тот момент, было бы неразумно — Великобритания никоим образом не смогла бы сохранить тот баланс сил в Азии, который ей удалось установить за все годы большой игры. И, как все гениальное, простое решение пришло в аристократические головы. Необходимым условием независимости Индии стало разделение территории на два государства: преимущественно индуистскую Индию и мусульманский Пакистан, восточный и западный — то, что позднее стало просто Пакистаном и Бангладеш. Так что все было еще интереснее — одна страна была разделена тысячей вражеских километров.

В результате такого распределения территории некоторые изначально однородные в плане населения, вероисповедания и власти земли были разделены между двумя враждующими государствами, например Пенджаб. Половина его находится в Индии, половина в Пакистане, бывшая столица и религиозный центр Амритсар — в 30 км от границы. Помня все индо-пакистанские конфликты, совершенно очевидным становится то, почему в дальнейшем Амритсар перестал быть столицей индийского штата Пенджаб, а из Франции в срочном порядке командировали эксцентричного Ле Корбюзье и он спроектировал свой второй город — горизонтальный Чандигарх, невообразимое чудо модернизма посреди сельских пейзажей Индии.

И вот в эти неспокойные земли занесло меня во время первого путешествия по Индии. Я поселилась в небольшом провинциальном городке Джаландхаре с населением в 1,5 млн человек. 20 иностранцев на город объясняли то внимание, которое нам уделяли местные жители.

«Если хочешь попросить у кого-то помощи, проси ее у сикха!» — такой совет дал мне один из моих индийских друзей, индуистов по происхождению. Действительно, немного пугающие своей суровостью сикхи — это те, кто с наибольшей вероятностью поможет в трудной ситуации, в которую может попасть молодая одинокая иностранка в Индии, а не попытается каким-то образом использовать эту ситуацию для своей выгоды. Конечно, все относительно. «Саб куч милега», — говорят в Индии, что значит: «Возможно все». И правда, здесь все возможно, причем в обе стороны эмоционального спектра — от крайнего позитива до Марианской впадины негатива.

Кто такой сикх?

Сикх — это землевладелец. В 1469 году в семье государственного чиновника и кшатриев, касты воинов, родился мальчик, которого назвали Нанак. Однажды Нанак ушел купаться и пропал. Все считали его погибшим, но он вернулся домой через три дня, повторяя одну и ту же фразу: «Там нет индуистов, там нет мусульман». Так зародилось новое учение, в котором у бога нет временных и пространственных границ, нет размера, имени и прочих характеристик, укладывающихся в наше мировосприятие. Нет рая и ада, и после смерти человек растворяется там же, откуда он пришел.

Зародившись в среде вечно враждующих индуистов и мусульман, сикхизм отличается небывалой веротерпимостью и принимает все религии мира, заявляя, что во всех религиях говорится об одном и том же. Из-за этого в Золотом храме, главной святыне сикхизма, есть четыре двери по направлению четырех сторон света для того, чтобы люди всех религий могли зайти в него и помолиться.

Есть три основных столпа сикхизма, название которого происходит от пенджабского слова «сикх», то есть «последователь».

В сикхизме не признаются другие ритуалы, кроме медитации и пения мантр. Члены монашеского ордена Кхальса — единственные, на кого не распространяется требование заводить семью, — как правило, встают в «час амброзии», четыре утра, для того чтобы начать свой день с медитации.

Сикхизм — это религия домохозяина. Выбирая срединный путь, сикх обязан содержать свою семью, вести хозяйство. Считается, что зарабатывание на жизнь своим трудом угодно богу.

Благотворительность и разделение своего имущества с сикхской общиной — последний столп. В любом сикхском храме, гурудваре, можно бесплатно поесть и переночевать. Благотворительность возведена в ранг абсолютной добродетели.

Первое посещение Золотого храма в Амритсаре ни для кого не проходит бесследно. И впечатляет далеко не архитектура, не облицованный золотом храм, не причудливо одетые люди или карпы размером с маленького крокодила, плавающие в озере. Впечатляет отношение сикхов к своей религии.

Каждый сикх хотя бы раз в жизни обязательно моет пол в Золотом храме — это считается одним из видов религиозного поклонения. Чистота во всем — одна из самых значимых добродетелей. Недаром среди прочего религиозным символом считается кушера, что является не короткими штанами, а на самом деле простым нижним бельем, ношение которого не принято у индуистов.

Сикх — это воин. Все сикхи носят одну и ту же фамилию: мужчины — Сингх, а женщины — Каур, что означает «лев» и «львица». Окружение, в котором зародилась религия, вечное противостояние мусульман и индуистов, привело к тому, что сикхи увидели необходимость защищать ту истину, которая досталась им в наследство от гуру. И дело не только в простом противоречии свой — чужой, но и в идеалах, которые рьяно защищают сикхи. Так как сикхи не верят в существование рая и ада и считают, что бог непознаваем простыми смертными, любое толкование людьми подобных материй, например жизни после смерти, считается исключительно попыткой нажиться на братьях по вере. Подобные толкования — попытка манипулировать людьми, играя на их страхе перед смертью, и это осуждается.

Как у настоящего воина, у настоящего сикха всегда при себе есть оружие — кинжал. Это оружие — чисто символическое и может быть спрятано в тюрбане. Второй вид оружия, который всегда при себе, — это железный браслет. Раньше у браслета были острые, как лезвия, края, и им можно было пользоваться в ближнем бою, рассекая горло противника.

Сикхи не боятся смерти, ведь все в жизни — по воле бога, и, умирая, человек вновь растворяется в божественной любви. Умереть, защищая истину, считается достойным. Именно поэтому вплоть до недавнего времени существовал весьма странный обычай. В мирное время, когда не было войн и мужчины доживали до преклонного возраста, раз в год молодые и старые сикхи собирались в назначенном месте, где в импровизированном бою старые умирали от руки молодых — для старого сикха смерть в бою была почетной, а для молодого почетным было боевое крещение.

Будучи воинами, сикхи всегда составляли элиту индийской армии, что в свое время не учла Индира Ганди. Пытаясь подавить сикхский сепаратизм, она ввела в их святая святых, Золотой храм, военный контингент. Это было расценено как небывалое по дерзости оскорбление. Неудивительно, что ее вскоре убили ее собственные телохранители, которые, конечно же, были сикхами.

Сикхи — вегетарианцы и строго порицают курение. До того строго, что курить запрещено в радиусе 1 км от Золотого храма. Они никогда не стригут волосы, говоря, что это излишнее внимание к внешности, а женщины не пользуются косметикой. Остальные индийцы подшучивают над ними из-за их тюрбана, считая сикхов немного «медленными», ну а самым большим оскорблением для сикха является осквернение тюрбана. Если вы хотите завершить свою жизнь каким-нибудь особенным способом, просто подойдите к сикху и сбейте тюрбан с его головы. Нет ничего более страшного, чем это.

Сикхи — одни из самых богатых людей в Индии. У них, как правило, есть свои поля, на которых работают многочисленные слуги, а их дети толпами отправляются учиться в Канаду, Англию, США. Но даже на улицах Лондона, разъезжая на «Феррари», сикх будет гордо носить свой тюрбан.

Что заставляет молодых людей, даже уезжая из своего родного окружения и попадая на самые современные проспекты, продолжать растить бороду, носить тюрбан и всячески отличаться от сверстников? Наверное, это можно понять только посетив хотя бы раз Золотой храм, послушав мантры, пообедав в бесплатной столовой, где простые люди готовят, простые люди разносят еду и такие же простые люди ее едят; где таким естественным является «давать» что-то и таким смиренным становится «просить».

Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» — vk.com/myasiatour.

Комментарии
Dmitry Cambodia
29 июля 2014, в 12:36

???

Андрэ М
29 июля 2014, в 13:27

Как всегда, великолепно!

Григорий Дон
29 июля 2014, в 15:18

Большое спасибо Маше за прекрасную статью много узнал нового о благородных сикхах, хочу добавить свои мысли- я не согласен с термином - Индира Ганди ввела военный контингент на территорию Золотого храма, думаю более точно сказать отдала приказ о штурме Золотого  храма при котором погибло много тысяч его защитников- сикхов- соответственно было за что ее убить)))  Я так же перевел бы слово Махатма  - как Великая душа.     Маше за статью огромное спасибо -именно Маша познакомила меня с сикхами- Маша замечательный гид хорошо знающий Индию и свое дело !!

Мария Вдовкина
29 июля 2014, в 16:11

Григорий, как всегда вы бесподобны :)))

афина пушкина
29 июля 2014, в 16:50

"Пытаясь подавить сикхский сепаратизм, она ввела в их святая святых, Золотой храм, военный контингент. Это было расценено как небывалое по дерзости оскорбление. Неудивительно, что ее вскоре убили ее собственные телохранители, которые, конечно же, были сикхами"
Согласна с Григорием: войска не входили в Золотой храм, они его окружили и началась военная операция, известная как "Голубая звезда". Пенджаб определился в своих требованиях: отделение от Индии. Понятно, ни один государственный деятель не даст этого сделать, будет отстаивать целостность страны. В храме серьезно готовились к отражению: было налажено производство оружия. Операция не прошла гладко, погибли не только защитники и воины Храма, погибли и обычные паломники. Ответ со стороны сикхов был однозначным. А со стороны властей- антисикхские погромы и преследование. Да, сикхи воины. Не они ли были теми сипаями, которые были жестоко подавлены англичанами в свое время? Восстание как раз было в тех краях, в зоне нынешнего Пенджаба

Юлия Жук
30 июля 2014, в 17:10

Маша, мне мои друзья-индусы описывали сикхов, как очень красивых и широкоплечих, атлетических мужчин. Как известно, южные индусы - короткорослые в своем большинстве (впрочем, как и все южане), поэтому они мне признались, что даже немного завидуют внешней привлекательности сикхов. А еще все те же друзья- индусы поведали мне, что традиции на северо-западе Индии очень отличаются от других регионов. Начиная с философии и мировозрения (как ты хорошо подчеркнула в статье) и заканчивая кухней. Еда там совершенно не острая. Это правда?

Мария Вдовкина
5 августа 2014, в 15:35

Ответ для Юлии Жук.
Конечно, всякое случается и среди сикхов, но, в целом, да; статные, широкоплечие красавцы. И, в особенности, заметно это на контрасте с южанами. И да, еда на севере гораздо менее острая, чем на юге! Так что не обманывают вас ваши друзья-индусы! :)

Мария Вдовкина
5 августа 2014, в 15:41

Ответ для Афины пушкиной.

Спасибо за хороший вопрос! Не все сипаи были сикхами, однако сикхи поддерживали сипаев и людьми, и деньгами.

Мадам Грицацуева
7 августа 2014, в 00:38

В Москве сихки вполне себе живут и ходят в тюрбане и с кинжалом. Моя знакомая замужем за сикхом, у них мальчик бегает уже с мини-тюрбанчиком, Скоро в школу пойдёт, интересно, как он там.
Дополнение: у каждого сикха обязательно к штанам, браслету, кинжалу и волосам, обязательно должен быть гребень, чтобы содержать волосы в чистоте. Правило 5 К - по названиям этих пяти предметов на хинди они все начинаются на "к".
Гуру Нанак много путешествовал перед тем, как принести новую идею. Был в Мекке, по некоторым источникам.
Подробно, но популярно у Натальи Романовны Гусевой в книге "Индия в зеркале веков".

Kleshchanka Katsiaryna
11 августа 2014, в 15:05

Очень интересная статья!! Спасибо))
Хочется по-больше таких познавательных статей про Индию и ее культуру!

валентина нимаева
13 августа 2014, в 19:10

?????

Мария Вдовкина
27 августа 2014, в 08:10

Спасибо! Рада, что статья интересна! :)

Павел Сергеевич
1 сентября 2014, в 16:09

Прочитал пока только несколько ваших репортажей оторваться не возможно!!! Все очень интересно!

Анна Соколовска
3 сентября 2014, в 22:25

Спасибо за интересную статью! Со времён походов в кино на индийский фильм, то есть с самого детства, интересует всё, что как-то связано с этой удивительной страной. Много читала в юности о жизни, обычаях, верованиях Индии, даже мечтала уехать туда жить когда-нибудь. Но до сих пор остался интерес к волшебной, прекрасной, загадочной Индией... Буду следить за Вашими публикациями

Кристина Creamcake
9 сентября 2014, в 20:39

Отличная статья. До сегодняшнего дня я думала, что все индусы носят тюрбаны на голове. Теперь чувствую себя чуть более грамотной. Прекрасное чувство!

Анна Каранова
18 сентября 2014, в 23:20

Про индию всегда интересно. очень

Larisa Makarova
13 октября 2014, в 03:27

Все это конечно интересно. Но жить с сикхами очень тяжело. Проверено на собственной шкурке. Негатив до сих пор зашкаливает! И многие сикхи уже не так религиозны. Стригутся и не носят тюрбаны. Особенно - молодежь, выросшая в Канаде или США. Мужчины очень часто беспредельничают в семье - лет до 50-ти - пьют, курят травку, носят всю семью на пинках, а после 50-ти вдруг останавливаются - усердно начинают молиться, ограничивают себя во многом, если не во всем - и все, кто раньше от них страдал, начинают считать их чуть ли не святыми. Любят порассуждать о Боге, семейных ценностях. Чужих при этом не любят. На все несправедливости, творимые по отношению к людям других национальностей и религий у них есть оправдания, но если ты начинаешь этому активно сопротивляться - возмущаются и удивляются: как это кто-то не может терпеть эту несправедливость...

Larisa Makarova
13 октября 2014, в 03:27

Большинство семей (особенно если в семье действительно деньги водятся), приучают детей к тому, что если есть деньги - они могут творить все, что хотят, безнаказанно. Не замечают и не хотят ни замечать, ни понимать того, что дети или подонками с малых лет растут или просто никчемными - сидят на шее у родителей до старости, даже имея приличное образование...

Екатерина Гавриленко
1 декабря 2014, в 13:04

Статья, действительно, интересная. Но я бы тоже не стала так восхищаться сикхами.  Возможно, раньше у них  и были благодордные кодексы чести, но картина уже давно изменилась. И то, что произошло с Индирой - очень трагично. Жестокое убийство. Благодаря тому, что у них много денег, как пишет Мария, они активно популизируют себя и свою культуру во всем мире, снимают фильмы, например. Если вы посмотрите, основная масса современных индийских фильмов - про сикхов. Я считаю, что в Индии есть намного более богатые культурными традициями и моральными принципами люди, о которых стоит рассказывать. Но это мое мнение.

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
14:40
Зверята всего мира. Африка
15:35
Мечтатели. Алтай. Земной Марс
16:20
Кавказский пленник. Кабардино-Балкария. Голубое озеро
14:25
Звериный репортёр
14:50
Звериный репортёр
15:20
Зверята и их друзья. Ещё больше зимних зверят
Мы путешествуем не для того, чтобы сбежать от жизни, а для того, чтобы жизнь из нас не сбежала