Анна Граве
5 декабря 2013
2238

Сквозь снег и стужу

Большая часть территории России не отличается приветливым климатом. По этой причине отечественные туристы, не считая сноубордистов и горнолыжников, зимой массово отправляются исследовать теплые страны. Однако мало кому известно, какие невероятные вещи можно увидеть, если не бояться холода.


 

Виракоча Особенность Байкала состоит в том, что оценить всю его красоту можно только два месяца в году — в феврале и марте, при этом в марте даже лучше: уже не так холодно, а лед все так же прозрачен, как в сказке. Туристов достаточно много — и наших, и зарубежных. Некоторые иностранцы вообще весь Байкал пересекают на коньках. А многие турфирмы организуют в марте ледовые туры. Ориентируясь по карте, вы передвигаетесь по льду Байкала, лед везде абсолютно разный — где-то прозрачный, где-то торосы, где-то набрызги, где-то трещины, а в некоторых местах он вообще как будто подсвечивается изнутри за счет того, что на глубине в прозрачный лед вмерзли белые льдины.

Треск льда — это особая история. Вот представьте себе: стоите вы, скажем, в километре от берега. Под ногами абсолютно прозрачный лед толщиной около метра, но микротрещинки как бы лентами идут только по верхнему слою, и кажется, что толщина льда не больше 15–20 см. Вы стоите как зачарованный, и вдруг ни с того ни с сего раздается оглушительный хлопок, а лед под ногами буквально ходит ходуном! А когда начинаешь убегать, кажется, что трещина начинается именно под тобой, и куда бы ты ни ступил, она тебя догоняет... Это такой адреналин, нет слов! А на самом деле на Байкале ежедневно происходят микроземлетрясения. Лед трескается внизу, но провалиться нереально, и все это в совокупности производит просто неизгладимое впечатление.

FrekenSnorkel Лет десять назад я работала на ТВ вместе с замечательным оператором. Серега — бродяга, романтическая душа, моряк и кругосветчик. В какой-то момент они с семьей поселились в Калевале, завели ездовых хаски и занялись организацией серьезных экспедиций, а также несерьезных любительских покатушек на собачьих упряжках. Мы приехали под Новый год вчетвером — я, моя подруга юности с дочерью и дружище мой Фролов.

На следующее утро выдвигаемся на старт. Технология процесса такова: четверка либо восьмерка собак запрягается в легкие нарты. Один человек садится в нарты, еще один встает сзади на полозья каюром. Работа каюра непроста: собачья упряжка — это не конный выезд, вожжей у возницы нет. Собаки управляются исключительно голосом, командами. Хорошо обученные собаки знают много тонкостей дорожного движения — например, разницу между командами «лево» и «левее», «право» и «правее»… По команде «правее» прижимаются к правой обочине, пропуская встречный транспорт, а по команде «право» — поворачивают в заданном направлении.

А вообще собаки — они же как люди: им для хорошей работы нужна мотивация, и не обязательно пищевая. Поэтому правильный каюр на маршруте постоянно разговаривает с собаками и всяко их подбадривает. Серега посоветовал петь. И я для ободрения своих собачек всю дорогу горланила им «Марш энтузиастов». Надо сказать, советский песенный стимулятор на собаках работал не хуже, чем в свое время на людях.

Единственная проблема — свежие собаки очень хотят бежать… Поэтому самое сложное — это удержать упряжку перед стартом (у каюра между полозьями есть ножной тормоз, плюс дополнительно на веревке выкидывается и затаптывается в снег якорь).

Ну а когда все стопоры сняты и собаки рванули с места, тут только держись! Четверка собак — это только для новичков. Когда инструкторы понимают, что новички набрались опыта, их сажают на восьмерку. Вот это фан! Особенно когда маршрут проходит не по дороге, а по снегоходной трассе, проложенной среди деревьев. Дури в восьмерке собак столько, что на крутых поворотах нарты с трудом удается отвернуть в сторону от растущих на повороте деревьев. Иногда в процессе теряется каюр, и пассажиру, чтобы затормозить упряжку, приходится ронять нарты набок и тормозить, нагребая своим телом здоровенный сугроб!

Ну вот, первая дурь у собак прошла, они берут ровный темп, можно выдохнуть и оглядеться по сторонам. А там… Красота неописуемая. Через два дня Новый Год, но морозов еще не было. Температура ползает около ноля, но снегу навалило. Я до этого ни разу не была в Карелии зимой. Летом на байдарках — это регулярно. А зимой — первый раз. И, скажу я, зимняя Карелия мне нравится гораздо больше, чем летняя. Несмотря на то что зимний день начинается в 12, а заканчивается уже в 3.

Ивон Чака Чака Наконец-то я в самом северном городе Земли. В городе-порту, единственном в мире, который работает круглогодично, несмотря на низкие температуры.

Дудинка — городок милый и компактный, обойти его можно за час. Первое, что бросается в глаза, — это лица людей. Практически все улыбаются, несмотря на то что девять месяцев в году в Дудинке зима. Утром пошла гулять по городу. Первым делом сходила в порт посмотреть на красавец-корабль, на котором уже вечером мне предстоит выйти в Карское море пассажиром. Вот он, оказывается, какой, красивый, оранжевый. Все арктические суда окрашены в красно-оранжевую гамму, самый заметный цвет.

И вот наступил долгожданный момент! Мы забираемся по трапу Мончегорска. Меня встретил второй штурман и повел показывать мою каюту. Каюта суперсовременная, в душе может поместиться пять человек. Мебель прикручена к стенам и полу на случай качки. В 1000 руб. в сутки входит стоимость каюты и оплата четырехразового питания. Потом мне показали ЦПУ и машинное отделение. В 21:00 вечера капитан объявил о готовности к выходу в рейс.

Первый шок я испытала, когда поднялась вечером на капитанский мостик и отодвинула шторку. Представляю, какое лицо у меня было… Теперь попробуйте и вы представить это картину. Ночь, судно идет по льдам Енисейского залива, три мощных прожектора освещают путь, и в лучах кружатся огромные хлопья серебристого снега… Это сказочно, это потрясающе красиво. Капитанский мостик оборудован как в лучших фантастических фильмах про космос.

За время путешествия я поняла, что смотреть вечно можно на три вещи — огонь, воду и радар. Никто из экипажа не мог понять моего восторга и моей мечты. Их любимая поговорка: «Море любит сильных, сильные любят берег». А тут безумная девчонка с горящими от счастья глазами бегает по мостику и не может на лед налюбоваться. Мое утро на корабле начиналось со звонка буфетчика в мою каюту: «Доброе утро, Наталья Николаевна, пожалуйте на завтрак». По утрам и вечерам с 8 до 12 я была на вахте. Это была моя самая любимая вахта. Часто я находилась на вахте часов до 3–4 утра. Все боялась пропустить что-то интересное. Выхожу утром на мостик, а капитан мне говорит: «Эх, Наталья Николаевна, такого песца пропустили, с вас ростом бегал». За свое путешествие удалось увидеть мишек, моржей и песцов. А северное сияние еще посмотрим, будет о чем мечтать.

Комментарии
Tatyana Bortnikova
15 декабря 2013, в 19:48

Здорово, заряжает энтузиазмом, хочется куда-нибудь тоже уехать в мир ледников ) только вот холод останавливает.

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
22:40
Планета на двоих. Занзибар
23:30
Ритуалы. Круг жизни
06:00
Великие реки Земли. Амазонка
22:45
Природоведение. Тайны цветка
23:15
Природоведение. На разделе сред
23:45
Спасение детёнышей шимпанзе. Переломный момент
Путешествия развивают ум, если, конечно, он у вас естьГилберт Честертон