Елена Аквилон
14 ноября 2014
7866

Люди старой веры

В древние времена это были края труднодоступные, добирались сюда по единственной дороге — матушке Печоре. И сегодня путь до Усть-Цильмы неблизкий и нелегкий.

От столицы Коми, города Сыктывкара, за 1 ч. 20 мин. можно долететь на самолете или по северной железной дороге доехать до станции Ираель, а затем около пяти часов добираться до села на маршрутке. Преодолев немалое расстояние и переправившись по реке на пароме, мы словно перенеслись в Средневековье. Все здесь кажется таким древним: наряды не пылятся в сундуках, а являются частью живой жизни и культуры, говор — певучий, быстрый, с характерными протяжными гласными на конце слова, седые от старости дома с маленькими окнами, деревянные тротуары, козы, лошади и коровы, пасущиеся прямо у дорог.

В истории села есть, пожалуй, все — и легенды, и походы воинских ратей, и костры мучеников, и топоры землепроходцев. Начинается она с тех самых пор, как новгородец Ивашка сын Дмитриев Ластка в 1542 году облюбовал себе место для поселения на правом берегу Печоры. Бил челом перед Грозным царем и получил царскую грамоту, которая давала ему право «копить слободу», пользуясь всеми ее обширными угодьями. И платить чисто символически оброку в год по кречету или соколу. И стал Иван Дмитриевич Ластка удельным князьком, а новая слободка начала жить и копиться.

Интерес к печорским землям появился после того, как на притоке Печоры реке Цильме в 1491 году были открыты месторождения медной и серебряной руды. Это и стало толчком к освоению северной окраины. И В XVI–XVII веках чеканили из цилемской меди государеву монету. А после того, как образовалась слободка, к царскому столу из печорских угодий посылалась нежная королевская семга да россыпь мягких алмазов — северная пушнина. Жители слободки ловили рыбу, били бобра, выращивали скот, сеяли хлеб в условиях зоны рискованного земледелия и выживали как могли.

Слободка жила своей непростой жизнью, когда в XVIII веке в результате реформы патриарха Никона и церковного раскола потянулись в этот край носители старой веры, раскольники с Мезени и Великого Устюга, Вологды и Новгорода. Немаловажен тот факт, что на Печоре, в Пустозерске, жил в заточении и был замучен идейный вдохновитель староверов протопоп Аввакум. Вслед за ним в северные дебри шли беглецы веры, спасаясь от преследований. В печорском крае у притоков Цильмы и Пижмы появились староверческие скиты. При скитах — школы грамотницы. В них обучали детей не только грамоте, но и диалектике, и риторике. В мастерских писали иконы, переписчики переписывали старинные книги, за которыми со всей Печоры приезжали староверы. Службы церковные совершали по древним этим книгам в молельных домах.

Поборники старой веры иконы держали за занавеской, гостям давали напиться из особой мирской чашки, дедовы книги кому угодно не показывали. И сохранялись они не как вещи, имеющие материальную ценность, а как материал для поучения и назидания, полезный для души. И даже в начале XX века по старинке они переписывались глухариным пером, обмакнутым в разведенную сажу.

Первое, что бросается в глаза, — обширные просторы: куда ни глянь, а конца не видно. Широкая река, которая в половодье разливается на несколько километров, бескрайние заливные луга на левом берегу, а вокруг села — тайбола (так на Руси когда-то назвали тайгу).

Возвышается над рекой новый староверческий храм. Чтобы постороннему зайти туда, надо испросить разрешения у настоятеля отца Алексея.

Не ушла древлеправославная вера — и, несмотря на гонения и сожженные скиты, выстояла, сохранилась и даже укрепилась. Старообрядцы-беспоповцы заменили священников духовными учителями, мирянами-наставниками, которые и по сей день ведут службы и совершают таинства. Часто сегодня роль наставниц исполняют женщины, поскольку все меньше и меньше в современной жизни находится мужчин, соблюдающих благочестие: нередко подвержены они пьянству и табакокурению. Наставники же по старообрядческим законам должны быть примером для единоверцев.

Все здесь скрыто от постороннего взгляда. Сурово глядят своими глазницами-окнами на Печору родовые дома, построенные более 100 лет назад: крепкие двухэтажные хоромы, где жилая и хозяйственная половина находятся под одной крышей.

Но стоит заглянуть в любой из этих домов, и откроется мир, овеянный седой стариной. Старые фотографии на стенах, древние иконы, предметы быта, книги и праздничные наряды, в которых каждая усть-цилемка чувствует себя боярыней.

Удивительным образом древние традиции, фольклор, неповторимый говор и вера предков сохранилась в этом северном селе.

Каждый год в начале июля в Усть-Цильме начинаются горочные гуляния. Водят Горку на Иванов и Петров дни — 7 и 12 июля.

Праздник этот возник предположительно в XVII веке и приурочен был к передышке между посевными работами и сенокосом. В эту пору приплывали в Усть-Цильму чердынские купцы с товарами. Все село выходило встречать речные грузовые суда — каюки. Повод, по которому собирались сельчане для праздника, давно забыт, а традиция сохранилась. Каждый год водят в селе хороводы по древнему ритуалу.

Горка — сродни карнавалам, к которым заранее готовятся. Женщины достают из сундуков старинные наряды, а то и новые шьют по традициям предков. Сарафаны, рубахи-рукава и роскошные платы (большие платки) передаются от матери к дочери как особая семейная реликвия. А на Горку все, от мала до велика, словно разноцветные гирлянды, сплетаются в хороводах.

И все это по-северному чинно, важно, благородно. Протяжные песни стекаются, как притихшие воды. Пестрые яркие наряды поражают своим великолепием. Не на сцене, а на зеленом лугу гуляют неспешно и степенно «устьцилема». Так называют себя жители села, подчеркивая свою исключительность: «Мы не русские и не коми, мы — устьцилема».

А в ночь на Петров день собираются всем селом на берегу Печоры, разжигают поминальные костры, варят уху и кашу. Тоже по старинному обычаю.

Как мог не исчезнуть в этой глубинке огромный пласт древней культуры, который не сохранился ни в одном другом уголке России? А вот не исчез — и по сей день, благодаря бездорожью, удаленности и строгим законам староверов, звучат протяжные песни над Печорой, жители села водят свои хороводы и жгут костры белой ночью над рекой, собираясь родами, семьями, чтобы помянуть своих предков.

Комментарии
Светлана Чанилова
16 ноября 2014, в 17:59

? Лена, замечательная история. Слышала и читала много про Кенозерский парк, а про этот удивительный уголок от тебя впервые. Спасибо

Ягодка Волчья
17 ноября 2014, в 13:15

Классный репортаж

Василий Харитонов
20 ноября 2014, в 13:24

Долго ли им ещё осталось?
Да и мужиков не понимаю, жили бы да радовались...

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
11:45
Мечтатели. Тенерифе. Остров Приключений
12:35
Один день в городе. Таллин
13:00
Один день в городе. Брюссель
11:25
Природоведение. Метаморфоз
11:55
Природоведение. Великий симбиоз
12:25
Спасение детёнышей шимпанзе. Новое начало
Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовалиМарк Твен