Иван Петров
26 июля 2015
28925

Свекольник по-сектантски

Модернизированный для современного читателя рецепт свекольника, которым граф Толстой потчевал крестьян в собственных столовых.

Лев Николаевич Толстой, переживший «арзамасский ужас» и принявшийся за устройство крестьянского быта на новых, лучших началах, открывал для подведомственных ему землеробов столовые. Беднейшие слои крестьянства чинно (по свидетельству Софьи Андреевны) восседали на длинных лавках, поставленных вдоль столов, — в столовой помещалось до 46 человек. Наряду с ржаным хлебом, овсяным киселем и пшенной кашей деревенской бедноте давали свекольник. Судя по письму с рекомендациями, которое направил Толстой одному из лидеров баптистской земледельческой общины В.В. Иванову, свекольник заливался квасом — существенное отличие от принятого ныне рецепта, в котором свекла заливается собственным отваром, маринадом или, на худой конец, кефиром. Как свидетельствовал Толстой, крестьянские дети свекольник любили. Любил его и сам великий писатель.

Разумеется, обращаться за кулинарными наставлениями к позднему Толстому — дело гиблое. Однако во времена бездуховного умертвления плоти во имя ее же оздоровления толстовский свекольник может, пусть и раз в год, напомнить о необходимости строить новый быт на разумных началах и, чем черт не шутит, о единстве духовной жизни.

Судя по сохранившемуся перечню продуктов, которые использовались в толстовских столовых, свекольник состоял в лучшем случае из трех элементов: свеклы, кваса и картошки. Добавлялись к кушанью соль и один кусок ржаного хлеба. Желая адаптировать рецепт для современного изнеженного читателя, только встающего на путь толстовства, мы посчитали возможным добавить несколько ингредиентов, призванных развлечь неподготовленного едока. Никакого мяса, разумеется, в толстовском свекольнике быть не может.

Свекла

Сырую свеклу (500 г) нарезать мелкими кубиками, варить на медленном огне.

Желая опроститься, стать ближе к народу с тем, чтобы и себя, и народ наставить на путь духовной жизни, последователи Толстого отправлялись в деревню. Газеты и помянутые уже столовые для бедных служили пропаганде нового быта среди крестьян. Особо рьяные последователи великого русского писателя желали личным примером растолковать народу, как следует выстраивать новую жизнь. Начиная с 1880-х годов в России и не только появляются толстовские колонии, где пахали землю баре наравне с мужиками — конгломератом земледельческих общин виделось толстовцам общество будущего. Порывая с прежней культурой угнетения, простейшими культурами засеивали поля и огороды: брюква, морковка, лук и свекла для свекольника, благословленная самим Толстым в его бедняцких столовых.

Первые опыты земледельческих общин едва ли можно было назвать удачными — характерна судьба колонии, просуществовавшей шесть лет в 1880-е годы на берегах Днепра. Два брата, образованных и состоятельных, долгое время проживших за границей, выкупили участок земли и принялись вести трудовую жизнь. Товарищи-толстовцы попрекали братьев: их колония носила характер игры — недостаток веры не позволил им избавиться от состояния, а имея в запасе миллионы рублей, они вполне довольствовались убыточным хозяйством. Работали больше языком, чем руками, обсуждая евангельские принципы и непротивление злу насилием. Эта-то последняя тема и привела земледельцев к кризису — взятый на воспитание крестьянский мальчик Петька 13 лет без разрешения надел барский зипун, а на просьбу отдать сослался на недопустимость насилия. Судьба зипуна осталась неизвестной, однако энтузиазма у колонистов поубавилось, и вскоре колония перестала существовать.

Расцвет толстовского земледелия пришелся на период послереволюционный. Состояния, помешавшие братьям в полной мере отдаться новым началам, ушли сами собой, а новая власть поощряла тех, у кого не складывались отношения со старой. Издавалась газета «Сектант-коммунист», а при Наркомате земледелия был учрежден Оргкомсект, ведавший наделением сектантов землей — лидером «советского» сектантства стал видный соратник Толстого Чертков. Сотни толстовцев отправлялись кто в Сибирь, кто в Краснодарский край с тем, чтобы экспериментировать на поле устройства новой жизни — задача и у большевиков, и у сектантов общая. Опыты принимали порой характер довольно экзотический — так, Яков Драгуновский, инвалид войны с единственной рабочей ногой, придумал, что пахать на лошадях — значит угнетать животных, и принялся за ручное земледелие. Коммуны оказались достаточно живучи — последняя из них, сибирская «Жизнь и труд», была разгромлена лишь в 1935 году. До этого на территории общины действовала одна из последних негосударственных школ, сектанты вели духовные беседы и пели гимны, оставаясь своего рода островком несоветской жизни в советской стране.


Картошка

300 г картошки сварить в мундире. Сваренную картошку нарезать мелкими кубиками и дать остыть.

Едва ли не с самого начала существования толстовства последователи учения квалифицировались как сектанты и против такого положения дел не возражали. Толстой вел переписку со скопцами и баптистами, полагая религиозных диссидентов благоприятной почвой для новых идей. Раскольники всех мастей приходили в Ясную Поляну за советом и наставлением. В то же время, однако, толстовцы не были похожи на собственно русские, автохтонные секты, обнаруживая большее сходство с разного рода протестантскими движениями, столь популярными в России в конце XIX века. В толстовцах, желавших обрести царство Божие на земле и не надеющихся на вмешательство небесных сил, едва ли можно было найти мистический хлыстовской угар или бегунский эсхатологический пафос. Еще один аргумент в пользу отхода толстовцев от крестьянского сектантства — увлечение картошкой.

Не так было в пору расцвета русского мистического сектантства. История о неприятии картошки известна русскому обывателю даже и не со школьной скамьи — все слышали и про отравления, и про бунты, и про Петра-антихриста, навязывавшего русскому мужику несвойственный ему корнеплод. С насаждением картофеля в Екатерининскую эпоху, по мнению историка А.А. Панченко, связан один из самых экзотических эпизодов в истории русского религиозного инакомыслия — появление скопчества. В конце 60-х — начале 70-х годов несколько сотен крестьян-однодворцев оскопили себя, поддавшись проповеди беглого солдата Андрея Блохина. Что заставило пейзан это сделать — неясно, однако, согласно одной из версий, кастрация стала своеобразной реакцией на внедрение в крестьянский обиход картошки. Об этом свидетельствует, в частности, бытовавшая в ту пору сказка о мужике, которому бес предложил посеять бесовские ягоды в своем огороде и, когда взрастут, отдать плоды. Мужик, не смея отказать нечистому, пускается на хитрость — когда пришла пора отдавать урожай, он отрезал себе тестикулы и выдал их за ягоды. Так-то удалось мужику обдурить беса — этим-то ноу-хау и хотели, видимо, воспользоваться скопцы, желая обмануть государство.

Квас

Свеклу и картошку залить квасом. Посолить.

Русские сектанты, включая и толстовцев, вовсе не пьют и много работают — более или менее общее место в литературе о русском религиозном диссидентстве. Сектантское трудолюбие — предмет отдельного разговора, однако о трезвости большинства русских раскольников можно говорить уверенно: водке и пиву предпочитали квас и чай. Мотивации могли быть разные — кто-то, ожидая светопреставления, наотмашь отрицал деревенскую праздничную культуру, кто-то заботился о том, чтобы разум оставался незамутненным на пути к земному раю.

Квас — главный наравне с чаем безалкогольный русский напиток и, в отличие от чая, «автохтонный» для Русской равнины. Согласно данным исторической лингвистики квас изначально был напитком хмельным — в старословацком языке слово «kvas» обозначает «пир» или «угощение». В обозримом прошлом, однако, квас вовсе не рассматривался как атрибут хмельного гуляния — это место уверенно заняли пиво и водка.

Овощи и яйца

Нарезать 400 г огурцов без кожуры, четыре вареных яйца, укроп и зеленый лук. Добавить сметану.

В оригинальный, аскетичный толстовский свекольник для бедняцких столовых ни огурцы, ни яйца, ни редис не входят. Мы оставляем на усмотрение читателя — отклоняться или нет от первоначального рецепта.

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
14:30
Тренинг на местах. Перу
15:20
Россия. Гений места. Санкт-Петербург
16:20
Кавказский пленник. Ингушетия. Башни Эрзи
14:20
Звериный репортёр
14:50
Звериный репортёр
15:20
Зверята и их друзья. Ещё больше летних зверят
Сложно осознать, насколько прекрасно путешествие до тех пор, пока не положишь голову на старую, знакомую подушкуЛин Ютан