Сюрпризы дореволюционной рекламы
Способы привлечения покупателей не уступали современным.
Реклама в дореволюционной России — тот самый случай, когда повседневная жизнь становится частью искусства. Даже если речь идет о рекламе табачных изделий. На плакатах, рассказывающих о прелестях курения, можно найти и ангелочков, и богинь, и хищных зверей, и атрибуты богатой жизни, и даже библейских персонажей. Коротко: шик, блеск, красота.
-
Слева направо: Папиросы и табак фабрики А. Н. Шапошникова. Санкт-Петербург. Папиросы «Грация», «№100», «Модные», «Клико». 1904 год. Новые сорта табаку и папирос фабрики В. И. Асмолова и Ко в Ростове-на-Дону. Папиросы «Спорт», «Комета», «Слава России». 1903 год. Грех не курить! Папиросы «Ева» табачной фабрики А. Н. Шапошникова. Санкт-Петербург
-
Папиросы «Важные» в портсигарах. Товарищество табачной фабрики А. Н. Богданов и Ко. Санкт-Петербург. Ново! Чудно! Табак «Дюшес». Табачная фабрика Колобова и Боброва. Санкт-Петербург
-
Новая новинка папиросочка «Машинка». Хороша у ней начинка, с переменою картинка! Приметы-загадки, гаданья-разгадки! Колобов и Бобров. Табачная фабрика. Санкт-Петербург, 1903 год
-
Весь мир курит папиросы «Рента» акционерного общества «Соломон Коген». Киев. «Оттоман». Табачная фабрика в Санкт-Петербурге. 1903 год
-
«Гаванера». Санкт-Петербург, 1903 год. «Оттоман» табачная фабрика. Санкт-Петербург. Папиросы крученые «Царские», турецкий табак «Юбек империал»
Все дело в том, что хороший фабричный табак могли себе позволить в основном обеспеченные люди. Студенты и городские рабочие тоже находили деньги на покупку модного атрибута. Крестьяне же обходились самосадом и махоркой. (Интересно, такой табак сейчас бы продавали с приставкой «био» или с указанием, что он «фермерский?»)
Частые героини рекламных плакатов — девушки с оголенными плечами и приоткрытой грудью. Этакие табачные нимфы. Как реагировала общественность на такие символы, мы не знаем. Сейчас бы в дверь табачной фабрики постучала антимонопольная служба и вручила штраф за непристойную рекламу.
-
Слева направо: Гильзы «XX-й век» фабрики торгового дома В. А. Белоусова. Москва, 1903 год. «Крем» не табак, а сливки. Крепкий, в. средний, средний табачной фабрики А. Н. Шапошникова. Санкт-Петербург. Гильзы «Бурлаки». Гильзовая фабрика «Хаджи-оглу». Наследники С. И. Танагоз. Санкт-Петербург
-
Курите новые папиросы «Крем» 10 шт. 6 коп. табачной фабрики А. Н. Шапошникова. Санкт-Петербург. «Деми-сек». Новые папиросы. Табачная фабрика А. Н. Шапошникова. Санкт-Петербург
-
Папиросы «Блеск». Товарищество «Лаферм». Санкт-Петербург. Все курят «Пери» фабрики А. Н. Шапошникова. Санкт-Петербург
-
Гильзы «Викторсон-старшего». Москва. Гильзы «Викторсон». Подпись эту надо знать, с нею гильзы покупать. Лучших, верьте, не найдете, хоть полсвета обойдете. 1903 год
А как вам курящий петух во фраке и лев на плакате с папиросами? Петух выглядит солидно, чего не скажешь о царе зверей. Лев на плакате — это, видимо, тот самый пассивный курильщик. Посмотрите на его измученную морду. Кажется, он просто смирился со своим положением. Хотя, возможно, художник просто ни разу не видел львов.
Важное дополнение: редакция «Моей Планеты» не курит и вам не советует.
Кто придумал курить табак?
Иностранцы о русских привычках