Евгения Шмелева
2 апреля 2014

Трэвел-мама: с коляской по миру

Многие люди перестают путешествовать после рождения детей. Питерцы Этери Кобельницкая и ее муж Константин, напротив, стали больше ездить по миру после появления на свет сына: за три года жизни Демида они побывали в девяти странах и 38 городах. Во время поездки по США год назад у них родилась дочь Амелия. Но и это событие не стало поводом изменить кочевой образ жизни.

Этери — не только трэвел-мама, но и автор блога MyTravelBaby, в котором она рассказывает о семейных поездках и вдохновляет других родителей на странствия по планете. Ее сайт «С коляской по миру» в ноябре 2013 года был награжден премией «Моя Планета» как блог с наиболее интересным контентом для путешественников. Мы уже публиковали практические советы Этери о том, как оптимизировать путешествие с детьми, а теперь поговорили с ней о ее личном опыте.

Как решиться на путешествие с маленьким ребенком

Меня, как и многих, терзали мысли о том, что маленькому ребенку крайне опасны перелеты, страшна акклиматизация, а в «другой действительности» живут опасные для детей люди. Я думала, что нашим с мужем последним нестандартным самостоятельным путешествием будет месячный беременный трип по Китаю и Таиланду, а дальше только хорошие отели в безопасных местах — и то когда моему чаду исполнится лет пять.

Но обстоятельства изменили мои планы. Мой первый ребенок родился летом 2010 года, как раз когда горели торфяники и от дыма и жары было некуда деваться. Я решила, что мучить свое дитя так нельзя, и нашла выход: улететь к морю в Турцию. Тогда я начала искать информацию в интернете на тему путешествий с младенцами. Но ничего подобного не нашла. Вся информация сводилась в основном к совету никуда не ехать. Тогда-то и возникла идея создать блог.

После первого заплыва на турецкие берега я поняла, что ребенок не исключает путешествия. А к моменту, когда появилась моя дочь в путешествии по США, я уже была уверена, что для детей важно открывать мир вокруг вместе с родителями.

Статистика путешествий

Нашему сыну четвертый год, и он уже был в девяти странах, 38 городах, на пяти островах, первое свое путешествие совершил в полтора месяца. Сделал примерно 32 перелета, ездил примерно на 15 поездах, восьми междугородних автобусах, совершил примерно девять автопутешествий. Он провел восемь месяцев своей жизни в Азии, полгода в США и сейчас проводит второй месяц опять в Азии. Он ездил во Флориде на сафари, катался на лодке в Камбодже между домами людей, которые всю жизнь живут на воде, играл в необычном религиозном парке развлечений в Сайгоне, смотрел на Нью-Йорк с высоты небоскреба Эмпайр-Стейт-Билдинг и бегал по Запретному городу в Пекине.

Нашей дочке почти год, она была в трех странах, шести городах, на двух островах, путешествовала на трех самолетах, двух паромах, купалась в Сиамском заливе.

Бюджет

Мы работаем удаленно и сдаем квартиру в Москве. Сейчас, с появлением второго ребенка, практически вся ответственность за наш семейный бюджет легла на плечи моего замечательного мужа. Наши с мужем профессии позволяют зарабатывать удаленно. Он — программист, я — журналист. Очень много профессий, которые на первый взгляд кажутся не удаленными, могут стать таковыми. Например, врач или учитель могут давать удаленные консультации по скайпу. Очень важна мотивация и расстановка приоритетов.

Яркое впечатление

Самое интересное и необычное, что произошло с нами, — это рождение нашей дочки. Мы планировали, что она родится во Флориде, заранее подписали договор с родильным домом. Но девочка решила все по-своему и родилась за час с момента начала схваток в арендуемой нами квартире, прямо на руки своему папе, до приезда бригады 911 и нашего врача. Прошло семь месяцев, а мы до сих пор под впечатлением от этого волшебства.

Отношение к детям в разных странах

За все время путешествий я ни разу не встречала родителей, которые кричали бы на детей и тем более поднимали бы руку. В США это вообще противозаконно — ребенка могут забрать службы опеки.

Я не помню, чтобы возникали какие-то проблемы с окружающими людьми в транспорте, я стараюсь всегда занимать детей, чтобы они не сильно шумели. Проблема возникала лишь в Китае, и то не столько из-за ребенка, сколько из-за менталитета китайцев. Мы ехали с годовалым сыном на ночном поезде из Шанхая в Шэньчжэнь, и нам с мужем продали билеты на два верхних места в разных купе. За все время поездки с нами никто не захотел поменяться, поэтому пришлось спать с ребенком на верхней полке.

Дети мира

Дети в США едят огромное количество сладостей и фастфуда. В детском саду во Флориде, куда ходил наш сын, часто мелькала картошка фри, пицца и всевозможные снеки. Поэтому я готовила еду дома и с ней отправляла ребенка в сад. Кстати, устроить ребенка в детский сад во Флориде не требует больших усилий: достаточно справки об осмотре педиатром, справки о прививках или отказе от них и своевременной оплаты.

Мне показалось, что в странах, где требуется, чтобы оба родителя работали (например, в США декрет всего три месяца), больше развита культура яслей и ранних детских садов. Там же культивируется раннее общение со сверстниками для общего развития. В странах, где развиты клановые ценности, взаимопомощь и привязанность поколений между собой, в детский сад принято отдавать ребенка с трех лет.

Фиаско

Как-то, путешествуя по Камбодже, мы приехали на морской курорт Сиануквиль и попали в самый разгар кхмерского Нового года. На праздник съехалось множество людей, поэтому мест в гостиницах почти не было, а оставшиеся стоили каких-то нереальных денег. Заблаговременно мы успели заказать ночевку в каком-то привокзальном гесте: это место оказалось просто ужасным и совсем не для ребенка. В итоге мы побродили два дня в безуспешных поисках жилья и сбежали в тихий городок с французским шармом — Кампот. В Кампот мы ехали очень странно, заплатив $20 за такси за 100 км пути, мы с мужем и ребенком сидели на заднем кресле небольшой легковушки, а на передних двух сидениях поместились аж четыре мужчины не самой маленькой комплекции, из них два — на одном водительском кресле! Я до сих пор удивляюсь, как водитель виртуозно справлялся с рулем и педалями, притом что на его сиденье сидел еще один человек.

Как путешествия влияют на детей?

Путешествия делают моих детей более гибкими к изменениям внешней обстановки, у них не вызывает стрессов смена ежедневных ритмов и ритуалов. Пока я вижу больше плюсов: это и возможность учиться у окружающих общению, и существование в другой языковой среде, и обучение в разных детских садах по разным системам преподавания. Из минусов: я до сих пор не уверена, что для детей не будет проблемой заводить долгосрочные отношения. Хотя у сына уже есть постоянные друзья, которых он видит в Москве и часто их вспоминает, но пока судить рано.

Перспектива

Пока мы не нашли то место на планете, которое было бы полностью нашим. В будущем, скорее всего, мы где-то осядем, но где — пока совершенно непонятно. Хотя я знаю несколько семей с детьми школьного возраста, которые перевели их на дистанционное обучение. В любом случае мы будем стараться и дальше покорять нашу планету.

Lidia Andreeva
2 апреля 2014, в 20:00

я так горжусь такими родителями!

Анастасия Флидлидер
2 апреля 2014, в 22:37

молодцы! это правильный подход

Наталья Полюкова
2 апреля 2014, в 23:09

Путешествие вместе с детьми это здорово!

Ягодка Волчья
3 апреля 2014, в 14:59

Цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют. (с)
Совершенно не понимаю такого авангардизЬма.

7 апреля 2014, в 00:53

во-первых, молодцы, что нашли возможность путешествовать много и без вреда бюджету.
не удивлен, что родили малышку в сша, предсказуемо.
Было бы удивительнее прочитать, если это случилось бы в какой-нибудь Бурунди-Джтбути :))
у нас тоже младшая дочка родилась в канаде, в 3мес был 9-часовой перелет в москву, в 4 - оаэ, в 6 - турция, в 12 - египет, в 15мес - 12-часовой перелет на Бали и тд.
Но каждый раз приходится возвращаться домой. Потому, по-белому немного вам завидуем.
Почему немного?
На мой взгляд, дети не видят дома, не привыкают к оседлости, не прививается чувство Родины и тд.
Кроме того, интересно, как вы планируете продолжать путешествия, когда старшему придет пора идти в школу. Прекратите поездки? Где осядете, в Штатах?
Как происходит соц адаптация и подготовка детей к школе? Общаются ли они со сверстниками или весь мир кружится вокруг юбки их мамы?
В посте вы не уточнили стоимости детсада и услуг по родам в сша. Например, в Канаде детсад стоит от 800долл в мес, а это не хило!

7 апреля 2014, в 20:04

А где вы рожали в Канаде? Я немного изучала вопрос родов в Канаде когда думала куда ехать за дочкой, и мне показалось, что там не очень одобрительно относятся к иностранцам, рожающим у них. Это правда? С вопросом социальной адаптации мы столкнулись только в этом году со старшим ребенком, когда он перешел за рубеж трех лет. Именно сейчас стало чувствоваться насколько ему необходимо общение, поэтому наши приоритеты стали меняться и мы начали думать немного в другом направление. К чему эти мысли приведут пока точно не знаем. Но совершенно точно я не готова к дистанционному школьному обучению, так как не обладаю определенными навыками для обучения детей, к сожалению. На данном этапе мы стараемся чаще водить старшего ребенка на детские площадки и в другие места где у него будет возможность общаться. Когда мы жили на Самуи он тоже ходил в канадский детский сад, но, честно говоря, был не в восторге от него, поэтому мы перестали туда ходить.

7 апреля 2014, в 20:05

Сейчас он получает навыки общения с детьми разных рас на разных языках, для его будущего я надеюсь, что это очень хороший социальный опыт, развивающий способность находить подход к разным людям. Где именно мы осядем и когда это произойдет пока не знаем, но вряд ли это будет Россия.

8 апреля 2014, в 01:26

в канаде рожали в торонто - North York General Hospital. Роды для иностранцев, думаю, дорогое удовольствие, но моя жена успела получить гражданство прежде, чем мы вернулись в Россию, поэтому нам было проще и вполне приличное отношение, а по сравнению с российскими родами - просто по-царски. На первых родах я присутствовал, на вторые не успел несколько часов - случились пока я летел в самолете.
Муниципальные дет сады в канаде, по нашим меркам, убогие: кормят и картошкой фри и пиццей и прочим мусором, как вы упоминали про сша. Отдельных спальных или раскладушек нет, днем дети спят прямо в одежде на полу, расстелив пластмассовые коврики, типа как для йоги. При этом стоят недешево. У нас ходил с полгода только старший сын, с 1.5 лет. Запомнился момент: насмотревшись на других цветных детей сын как-то дома сел на корточки и начал молиться по-мусульмански. Жена выпала в осадок.
Если готовы платить еще дороже, то можно определить ребенка в Montessory school, там уже занимаются по программе.

8 апреля 2014, в 01:36

спасибо за ссылки на другие посты, интересно. Было бы здорово втиснуть эти ссылки в ваш пост выше, а также не лишним было бы добавить перекрестные якорные ссылки в тех местах, где вы затрагиваете темы, о которых писали ранее.
Желаю вам успехов, здоровья, достатка и терпения! :))
Аффтар пиши исчо :))

21 апреля 2014, в 19:57

Кстати, в США точно такая же система - дети спят на полу на матрасиках. Меня это первое время удивляло, а потом подумала, что возможно это чтобы они не падали с кроватей. Сын на Самуи ходил в канадский сад и у него тоже все было так, как вы описываете, кроме молитв.

21 апреля 2014, в 21:02

Спасибо! И Вам прекрасных путешествий!
К сожалению, вопрос про ссылки не ко мне, а к авторам интервью

7 апреля 2014, в 00:59

кстати еще что немного обидно и с чем мы столкнулись много путешествуя с детьми:
стараешься детей повозить по миру, смотришь с ними всякие штуки, а проходит 3-5 лет или меньше и они их забывают.
В детской памяти нет места чудесам архитектуры, красотам природы и историческим памятникам. Им лишь бы мама и папа были рядом, если есть собака, кошка и бабушка. Остальное - второстепенно.
Удачи вам сил, средств и здоровья родителям и детям!

Анна Море
7 апреля 2014, в 16:12

А я думаю в любом случае, даже если дети не помнят какие-то детали из путешествий, эти самые детали на них влияют и формируют личность. Личность открытую, свободную и многогранную. И это здорово. Формируется понимание, что любые события в мире можно оценивать гораздо шире и с разных точек зрения.

7 апреля 2014, в 20:10

Спасибо за пожелания:) Да, действительно дети вряд ли запомнят все. Правда, я очень многое помню из своего двухлетнего возраста, иногда даже шучу, что помню намного больше свои 2-3 года чем вчерашний день) Но, конечно, не у всех так. Мне, кажется, что это и не нужно. Не в картинках перед глазами дело, дело в ощущение мира и его разносторонности. Например, ребенок, узнает как растет чай не из книжки или телевизора, а собственными глазами видит как растут чайные кусты, а потом чай собирают, сушат, обрабатывают и расфасовывают по пакетам. Это практический опыт, который откладывается в сознание детей намного луче чем теория.
Прекрасных путешествий!

Юлия Телиженко
4 декабря 2015, в 01:45

Я хочу отправится со своим 5ти летним ребенком в путешествие. У меня есть время с мая по сентябрь 2016 года. Подскажите пожалуйста, где можно найти мамочек, что бы отправится путешествовать вместе?

Рекорды моей планеты. Самые невероятные остановки
Жизнь среди обезьян
Зверята всего мира. Латинская Америка
Звериный репортёр
Синие глубины. Возрождение
Путешествие — великий уравнитель, великий учитель, горький, как лекарство, и твердый как зеркало. Долгий путь позволит тебе узнать о себе больше, чем сотня лет спокойного созерцанияПатрик Ротфусс