Три собаки, две кошки и один конь

Корабельные коты бороздят моря и океаны, железнодорожные собаки разъезжают на поездах без билета, конь путешествует по Европе: галопом, вплавь и по воздуху... «Моя Планета» расскажет о животных-путешественниках, чьи судьбы и рекорды действительно впечатляют.

Пес-железнодорожник Боб

(1882–1895)

Этот небольшой добродушный пес был любимцем всех железнодорожников в конце XIX века: он обожал кататься на поездах, почти каждое утро выезжал из Аделаиды на попутном паровозе и исколесил всю Южную Австралию, включая Мельбурн, Сидней и Брисбен. Из путешествий он всегда возвращался домой, его любили дети и угощали продавцы мясных лавок. Пропуском в путешествиях Бобу служил ошейник с надписью: «Не останавливайте меня, дайте мне бежать, я Боб — пес-железнодорожник», подписанный железнодорожной компанией Австралии. Судьбе этого пса посвящена экспозиция в Национальном железнодорожном музее в Аделаиде, а в австралийском городе Питерборо ему установлен памятник.

Пес-почтовик Оуни

(1887–1897)

В те же годы, когда по Австралии разъезжал железнодорожный Боб, в Америке от станции к станции путешествовал пес Оуни — любитель почтовых мешков. Его история началась в Олбани, столице штата Нью-Йорк, когда в 1888 году он оказался в почтовом отделении и устроился спать на пустых почтовых мешках. Легенда гласит, что его хозяин был сотрудником почты, и после того, как он оставил пса, тот стал следовать за всеми, кто нес почтовые мешки: если разносчик писем садился в поезд, то Оуни прыгал за ним, если он выходил на остановке, пес не отставал. Сотрудники железнодорожной почтовой службы полюбили собаку и стали наблюдать за ее перемещениями: для этого на ошейник Оуни они прикрепляли знаки почтовых отделений. В какой-то момент бирок стало так много, что пришлось изготовить специальную куртку, а позже — передать жетоны на хранение, чтобы они не отягощали путешествия пса. В 1895 году Оуни посчастливилось отправиться в кругосветное путешествие: в сопровождении почтовых клерков он проделал путь через Америку, Европу и Азию на океанском лайнере и поездах за 120 дней. Таким образом, в его копилке оказалось 230 000 пройденных километров. После смерти пса в 1897 году было сделано чучело, которое теперь выставляется в Национальном почтовом музее в Вашингтоне. На сайте музея можно увидеть карту путешествий Оуни с остановками по всей территории США и даже в Канаде.

Непотопляемый Сэм

(ок. 1940–1955)

В Национальном морском музее в Гринвиче хранится рисунок корабельного кота, спасшегося с трех затонувших кораблей. Его биография похожа на легенду. В мае 1941 года матрос германского линкора «Бисмарк» подобрал черно-белого бездомного кота и принес его на борт. Спустя девять дней корабль был потоплен британской эскадрой: из 2200 человек, бывших на борту, спаслись 115 моряков и кот. Английские моряки подобрали мокрое животное с обломков корабля, назвали Оскаром и поселили на борту эсминца «Казак». Путешествие Оскара на эсминце было недолгим: уже в октябре в нос корабля попала торпеда немецкой подводной лодки, погибли 159 моряков, а кот снова остался жив и невредим, получил прозвище Непотопляемый Сэм и перекочевал на британский авианосец «Арк Ройял» (по иронии судьбы, именно его самолеты принимали участие в потоплении «Бисмарка», первого прибежища кота). И опять Сэму-Оскару пришлось пережить стресс: в середине ноября авианосец затонул, пораженный очередной немецкой торпедой. Все члены экипажа спаслись, а везунчика-кота решено было оставить на берегу. Он прожил длинную и счастливую жизнь в Великобритании, обретя покой в 1955 году.

Кот-герой Саймон

(ок. 1947-1948)

Кот Саймон был подобран 17-летним матросом в Гонконге в мае 1948 года: юноша пожалел истощенное и больное животное и тайно пронес на борт британского судна «Аметист». Годовалый Саймон оказался прекрасным охотником на крыс — радостью добычи он делился с моряками, принося убитых крыс морякам в койки. Члены экипажа считали кота своим талисманом, ему позволялось многое: даже спать в фуражке капитана. В апреле 1949 года «Аметист» следовал вверх по реке Янцзы и попал под обстрел батареи китайских коммунистов: капитан был убит на месте, а кот получил серьезные ранения — ожоги, раны от шрапнели и четыре пули. После извлечения пуль и перевязок кот как ни в чем не бывало продолжил сражаться с крысами: по прибытии в порт их нашествие стало настоящим бедствием. Раненый, но сохранивший отвагу Саймон одним своим видом подбадривал моряков, лежавших в лазарете. За поднятие духа и сохранение корабельных припасов от крыс он получил высшую воинскую награду для животных — медаль Марии Дикин, однако даже она не помогла ему при прохождении таможни. По прибытии в Великобританию кота, как и всех приезжих животных, отправили на карантин, где он и умер в ноябре 1949 года от вирусной инфекции. На похороны Саймона на кладбище животных в Илфорде (Лондон) собрались весь экипаж «Аметиста» и сотни сочувствующих. На могиле оставлена надпись: «Во время инцидента на реке Янцзы его поведение было на высоте».

Конь Триггер

(1960-е)

Однажды английский писатель Уильям Холт, прогуливаясь по своему родному городу Тодморден в Западном Йоркшире, увидел белую лошадь, таскающую повозку со старыми тряпками и железом. Он поразился тому, насколько не соответствовала красота лошади ее грязной работе, и выкупил несчастное животное. Писателю было 66 лет, и он решил осуществить давнюю мечту: путешествие на лошади. С конем Триггером они прокатились галопом по Европе, преодолев более 14 500 км (9000 миль) за 15 месяцев: из Великобритании во Францию прибыли на грузовом судне, затем по средиземноморскому побережью поскакали в Италию, ненадолго задержались в Риме и в солнечном Пезаро у Апеннинских гор, после чего подались на север, пройдя через Австрию и Германию в Бельгию. Писатель так любил коня, что не хотел с ним расставаться даже ночью: обычно они спали вместе под открытым небом. В конце путешествия человек и лошадь сели в самолет и улетели на родину. Свои приключения Уильям Холт описал в книге «Триггер в Европе», изданной в 1966 году. Позже вышел документальный фильм «Дома у Уильяма Холта и его коня Триггера».

Рыжий пес-автостопщик

(1971–1979)

Эта пастушья собака породы келпи прославилась своими поездками по дорогам Западной Австралии. Все началось с совместных путешествий с хозяином — водителем автобусов и грузовиков: пес привык к дорожному образу жизни и духу свободы. Когда хозяин разбился в аварии, собака стала искать его, заглядывая в автобусы и машины. Водители отнеслись к животному с пониманием и разрешили забираться в салон. Собака вошла во вкус и даже управляла маршрутом: если ей не хотелось выходить, она ждала и всем своим видом намекала водителю, что это не ее остановка. Транспортный профсоюз Австралии официально объявил, что рыжий пес пользуется бесплатным проездом на всех видах транспорта. Многие хотели взять бродягу к себе, но он не желал оставаться на одном месте. Со временем четвероногий автостопщик стал настолько популярен, что местный банк открыл ему счет под лозунгом: «У собаки получилось, получится и у вас». В 1979 году странник погиб, съев кусок мяса с ядом, предназначенным для собак динго. Жители Австралии собрали $2600 на памятник, который установили в городе Дампир. О жизни рыжего пса написаны книги и снят фильм.

Комментарии
Андрей Кузнецов
9 октября 2014, в 11:27

В начале 80-х годов прошлого века, семья из Мурманска, едучи из отпуска, потеряла в Москве кота по прозвищу Семён. Долго горевали, но что делать! Через 6!!!! лет изрядно потрёпанный, но непобеждённый кот пришёл домой в Мурманск. По этому поводу был снят документальный фильм, а в прошлом году в Мурманске поставили памятник коту Семёну в парке у Семёновского озера (озеро названо в честь деда Семёна - первого жителя Мурманска).

Вероника Далецкая
9 октября 2014, в 11:37

Андрей, спасибо за интересную историю. Пожалуй, можно сделать отдельный материал про животных возвращенцев.

Оставить комментарий
Загрузка...
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.