Ценности прошлого, которые сегодня уже не ценности

Рассказываем, какие минералы и камни были у наших предков на вес золота.

«Мода — это не о лейблах, а о том, что происходит внутри нас», — сказал как-то американский модельер Ральф Лорен. И оказался прав. Желание произвести впечатление на другого существуют со времен появления рода людского. Свидетельства тому — артефакты из прошлого.

При чем здесь abibas?

Топоры — символы власти. Жадеит, нефрит, лазурит. Троя II, клад L, 2600–2300 лет до н. э.

Время: каменный и бронзовый века
Ценилась: бронза

Каменный век — самый большой период в истории человеческой культуры. Настолько, что даже представить себе это многим невозможно. Он начался 2,6 млн лет назад, а закончился примерно 8000 лет назад (а в каких-то культурах не закончился и до сих пор). Стоит ли говорить, что за это время каменные и деревянные предметы человеку порядком надоели. Хотелось чего-нибудь этакого.

И этакое произошло — наступила эпоха металлов. Сначала люди научились плавить медь, а затем добавили к ней олово и получили более прочный материал — бронзу. Изделия из нее были штучным товаром, которые мог изготовить лишь редкий мастер. Мало того что нужно было иметь «под рукой» залежи металлических руд, так еще и знать технологию их добычи и выплавки. Поэтому о ценности и престижности бронзовых изделий в те времена можно только догадываться.

Сделать это, впрочем, легко — по находкам каменных шлифованных топоров (полученных методом шлифовки и оттого имеющих абсолютно гладкую поверхность, на которой можно было вырезать узоры) тех лет. Ведь некоторые из них имитируют литейные швы и орнамент, который был характерен для бронзовых топоров. Например, топоры, сделанные из жадеита, нефрита и лазурита, найденные в Трое и датируемые 2600–2300 годами до н. э. Так что психология производителей лейбла abibas появилась уже тогда!

Сын неба и все-все-все

Время: эпоха бронзы и железа, Средневековье
Ценились: железо, лазурит, аметист, бирюза, сердолик, халцедон, полевой шпат, кварц, стекло, янтарь

Гробница Тутанхамона (тут можно посмотреть, как выглядел великий фараон), как известно, прославилась тем, что оказалась одним из самых уцелевших захоронений фараонов — в отличие от усыпальниц других египетских царей, ее почти не тронули грабители. И когда нашедший гробницу английский археолог Говард Картер явил миру драгоценности Тутанхамона, среди них оказались украшения, инкрустированные... железом, а заодно и железный клинок фараона с ножнами из золота.

Тутанхамон жил в конце эпохи бронзы, поэтому железо в те времена было не просто на вес золота, а куда дороже. Железо только-только начали узнавать, поэтому оно было страшной экзотикой. Неудивительно, что кинжал фараона был сделан из железа, добытого из метеоритов. Ведь другого способа изготовить этот дешевый сегодня металл в те времена толком никто не знал.

А вот любимый древними египтянами лазурит не только знали, но и ценили выше многих других камней, называя «сыном неба». Лазуритом отделаны чуть ли не все украшения, найденные в той же гробнице (взять хотя бы браслеты со скарабеем, пектораль с изображением восходящего солнца или знаменитую погребальную маску Тутанхамона). Дорогим лазурит был и в Средневековье, поскольку доставлялся издалека — по преимуществу из Ирана и Афганистана. Сегодня «сын неба» тоже известен, но звезда былого величия зашла навсегда.

Большой любовью у египетских фараонов пользовались также аметист, сердолик, бирюза, халцедон, янтарь и даже полевой шпат и кварц. И конечно, стекло, являвшееся в те времена предметом роскоши. Ведь до эпохи бронзы стекло имело лишь вулканическую природу или получалось случайно в результате выплавки металла или обжига керамики в виде небольших отдельных капель. И хотя в бронзовом веке стекло научились изготавливать искусственным путем, стеклодувы свято хранили секреты его производства, которое имелось лишь при дворе правителей наиболее могущественных держав. Именно цветным стеклом, помимо лазурита, отделана та же золотая погребальная маска Тутанхамона, глаза которой сделаны из полупрозрачного кварца, а браслеты и пикторали украшены аметистом, бирюзой и сердоликом.

Рдяный карбункул и вердепомовый смарагд

Шапка Мономаха

Время: Средние века
Ценились: гранат, изумруд, кварц, сапфир, рубин, шпинель, жемчуг

Когда смотришь на наряды русских князей и княгинь (очень наглядно они показаны в архиве, который называется «Последний бал Романовых»), складывается впечатление, что перед тобой икона: те же безразмерные одежды, расшитые золотом и самоцветами. Это и в самом деле так — средневековые европейские религиозные традиции, дошедшие до Руси, предписывали прятать свое тело, особенно женскому полу. Но для царственных особ украшательства не возбранялись, и они уверенно пользовались этим правом.

Вот только в моде был не ледяной блеск бриллиантов — они в ту пору никого особо не волновали, — а радужные оттенки цветных камней. Взять хотя бы рдяные карбункулы, которыми раньше именовались гранаты, или вердепомовые смарагды — изумруды. В моде были и жемчуг, и струганц — этим словом обозначали все виды кварца. Куда там безликим адамантам до их пестрых переливов!

На знаменитой шапке Мономаха, которая, по мнению историков, была изготовлена из сборных частей в начале XVI века, расположено 32 жемчужины и 11 драгоценных камней: синие и желтые сапфиры, три красных шпинели, два рубина и четыре изумруда. Конечно, эти камни имеют ценность и сегодня, но позволить себе их носить может абсолютно любой, а не только особа царских кровей.

Экзотика и камеи

Слева: фигурка Мельхиора Динглингера. Справа: фигурка из коллекции Петра I работы Мельхиора Динглингера

Время: Новое время
Ценились: агат, оникс, жемчуг, черепаховый панцирь, кокосовый орех

Во времена Петра I в чести были все те же самоцветы, которые лепили на все что ни попадя: от умывальников до флаконов для духов. Но особенно популярен был жемчуг, природный, неправильной формы. Именно такие жемчужины украшают любимую коллекцию царя-реформатора, которую он повсюду возил с собой, — статуэтки работы саксонского мастера Мельхиора Динглингера. Форма жемчужин определяет форму фигур: лягушка, верблюд или обжора, сидящий на шахматной доске.

Бриллианты же завоевывали сердца постепенно — сначала, как водится, мода на них пришла в Европу (считается, что ее ввела фаворитка французского короля Карла VII Агнесса Сорель в XV веке), а потом и в Россию. Особенно алмазы стали цениться во времена Петра I.

Впрочем, после смерти «революционера на троне» бриллианты все равно долгое время норовили приукрасить, подкладывая под них цветную фольгу, чтобы сделать «скучный» алмаз похожим на цветастый камень. Моду на «монохромные» сочетания после Петра ввела лишь Елизавета Петровна с ее тысячами платьев и любовью к украшениям. Впрочем, и она порой питала слабость к пестроте — точнее, к так называемым порт-букетам, которые придумал ее придворный ювелир француз Жеремей Позье. Эти увесистые «пучки» были составлены не из цветов, а из имитирующих их гигантских разноцветных камней. Они были соединены тонкими веточками и крепились к поясу, прическе или декольте.

А еще в моде XVIII века была экзотика. Всевозможные аксессуары, например корпус карманных часов (традицию их носить тоже ввела Елизавета), отделывали кожей акулы или ската. Да что там скат — из такого «мусора», как скорлупа кокосового ореха, вырезали даже императорские кубки! А все потому, что редкость.

Но в начале прошлого века русские цари наконец-то по достоинству оценили бриллианты. А еще тогда началась повальная мода на камеи — человеческие профили, вырезанные на слоистых камнях. Их позиционировали как замену «вульгарным» цветным камням. Впрочем, и сами камеи делали на довольно дешевом сегодня материале — агате и ониксе, а иногда даже вырезали из... папье-маше.

Металл, который тает в руках

Семь ненайденных сокровищ

Оставить комментарий
Загрузка...
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.