Александра Генералова
28 августа 2014
11355

Вещественные доказательства

Пылящиеся в серванте брелоки, статуэтки и коллекция магнитиков на холодильнике — сувениры, привезенные или кем-то подаренные, бессмысленные, но симпатичные. Мы смеемся над нелепой традицией собирать безделушки из путешествий, но из очередной поездки обязательно привозим приятную мелочь. «Моя Планета» рассказывает о том, что привозили из поездок в прошлом и когда сувениры стали обязательным атрибутом туристической индустрии.

Сердечко для пилигрима

Начало истории сувениров уходит в далекое прошлое человечества и относится ко времени, когда люди освоили первые способы передвижения по суше и морю. Отправной точкой традиции массового производства сувенирной продукции для путешественников можно считать Средневековье, когда индустрии туризма в современном его понимании еще не существовало, зато процветала практика паломничества к знаковым христианским святыням. Маршруты пилигримов изрезали не только Землю Обетованную, но и Европу, и Туманный Альбион. Паломники, совершавшие длительные переходы от одного благодатного места к другому, старались забрать с собой домой «кусочек святыни», например камушек от монастырской стены. К концу XII века церковным иерархам стало понятно, что необходимо найти другой способ удовлетворить жажду верующих к материальным артефактам во время религиозных странствий. Так началось масштабное производство причудливо украшенных металлических ампул самых разнообразных форм, в которых можно было переносить святую воду. Чуть позже появились маленькие оловянные значки или бейджи с изображением святых, их символов и священных мест.

Пилигримы крепили ампулы и значки к одежде, шляпам или подвешивали на нитке вокруг шеи, порой собирая из них целые колье. Работали они как бейджи на Foursquare — чем больше их на паломнике, тем больше мест он посетил, и всем окружающим это понятно без слов 

Оловянное сердечко или крестик можно было предъявить как вещественное и неоспоримое доказательство права называться пилигримом, ведь сделать селфи с нужным тэгом в те далекие времена было невозможно. Но, пожалуй, самая важная функция значков — защита и исцеление верующего. В представлении магически мыслящего средневекового христианина предмет, соприкоснувшийся с чудотворными мощами, перенимал волшебные свойства святыни и становился идеальным амулетом. Продажа подобных изделий приносила дополнительный доход священным обителям, давала возможность подзаработать местным ремесленникам, а также была частью пиар-компаний религиозных центров — паломник с сувенирным значком становился ходячей рекламой.

Существовали как недорогие значки, грубо сделанные и недолговечные, но доступные каждому, так и весьма искусные примеры мастерства средневековых ювелиров, например те, что изготавливали для паломников Кентерберийского собора. Собор в английском городе Кентербери был одним из самых популярных центров паломничества — там находятся чудотворные мощи убитого в XII веке Томаса Беккета, канцлера первого Плантагенета Генриха II, архиепископа Кентерберийского и ключевой фигуры английской средневековой истории. Лондонские паломники особенно любили Кентерберийский собор — во-первых, потому что Беккет родился в Лондоне, а во-вторых, потому что добраться до святыни можно было всего за четыре дня. Наверное, поэтому большинство найденных в английской столице значков именно из Кентербери. Одним из самых распространенных был бейдж в виде меча, которым был убит архиепископ. (Кстати, сердечко, которое сейчас присутствует на каждой валентинке или романтической безделушке, в средневековой Европе являлось символом Девы Марии и частенько встречалось на значках паломников.)

Масштабы производства бейджей в XIV–XV веках, в эпоху расцвета этого ремесла, поражают: если верить письменным источникам, самые популярные святые монастыри производили около 100 000 сувенирных значков в год. Через столетие паломничество постепенно сойдет на нет — многовековую христианскую традицию объявят предрассудком и идолопоклонничеством.

Римские каникулы

Набожная средневековая Европа, пройдя через жернова религиозных войн и Реформации, постепенно становилась Европой просвещенной. Молодые английские, немецкие и голландские аристократы, получив университетское образование, отправлялись в Италию и Францию для знакомства с местами, где зарождалась европейская культура. Это явление получило название Гран-тур (Grand Tour — «большое путешествие», фр.). Традиция таких образовательно-развлекательных туров для представителей высшего класса зародилась в середине XVII века и существовала вплоть до массового строительства железных дорог. Гран-тур можно назвать паломничеством эпохи Просвещения, тем более что маршрут был примерно таким же, как у пилигримов, но место религиозных святынь заняли святыни культурные.

Римские каникулы английских джентльменов были важны не только из-за возможности увидеть произведения искусства и услышать музыку, недоступную дома, но и благодаря бесценному жизненному опыту, который нереально было получить в стенах альма-матер. В своих путевых заметках, изданных в 1670 году, пионер Гран-тура Ричард Лэссел отмечал, что необходимость общаться с людьми, с которыми до этого не доводилось общаться, перемещаться на лошадях в любое время дня и ночи, довольствоваться любой пищей и напитками являлись главным испытанием и одновременно уроком для молодых людей. Финансовое положение позволяло им путешествовать в сопровождении наставников и слуг в течение нескольких лет, попутно навещать родственников и попадать в любовные приключения.

Знакомство с классической архитектурой, живописью, скульптурой и философией сопровождалось покупкой предметов искусства — одних ярких рассказов в доказательство европейской поездки было недостаточно. В качестве сувениров привозили мраморные, бронзовые или алебастровые скульптуры знаменитых памятников, таких как храм Весты, Колизей или Римский форум. Занимая свое место в домашних интерьерах английских джентльменов, эти сувенирные копии не только сохраняли память о поездке для своих хозяев, но и формировали будущий туристический опыт их друзей и знакомых. Кстати, русский император Павел I, будучи еще наследником, совершил масштабное европейское путешествие вместе со своей молодой женой. Под именем графа Северного Павел посетил в числе прочих городов Рим и настолько вдохновился изяществом классической базилики Святого Петра, что по возвращении в Петербург приказал построить на Невском проспекте новый собор, напоминающий ватиканский шедевр. Поэтому Казанский собор можно по праву считать «сувениром» из Гран-тура. Кроме того, царственные супруги привезли с собой в Россию коллекцию архитектурных чертежей, живописи и скульптуры, которая сейчас представлена в музеях-заповедниках «Гатчине» и «Павловске».

Гран-тур заложил фундамент для развития туристической индустрии — именно в десятилетия расцвета просвещенного туризма появились многочисленные описания достопримечательностей, путеводители, альбомы рисунков, карты и, конечно же, изумительные сувениры, ставшие в настоящее время предметом коллекционирования.

Хороша ложка из путешествия

До изобретения железных дорог и парового двигателя путешествия были трудными и дорогостоящими. Массовый туризм, познавательные экскурсии и поездки без религиозных или же образовательных целей — детища XIX века. Тогда Гран-тур, ранее доступный только представителям североевропейского дворянства, стал достоянием нарождающейся буржуазии и менее состоятельных путешественников.

Считается, что у экскурсионного туризма в современном его понимании был отец-основатель — Томас Кук. Этот предприимчивый англичанин организовал в 30-х годах XIX века первые массовые поездки по железной дороге с целью экскурсионной прогулки, а в 1841 году открыл первое туристическое агентство Thomas Cook Group, ставшее известным во всем мире.

Получившие доступ к путешествиям небогатые слои населения не могли позволить себе привозить в качестве сувенира классические произведения искусства, поэтому расцвело производство разнообразных памятных безделушек. Фарфоровые кружки и чайники с гербами богатых достопримечательностями городов, стаканы с красивейшими видами и статуэтки — то же самое мы привозим из путешествий и сейчас. Однако только одному сувениру было суждено стать по-настоящему культовым предметом для путешественников девятнадцатого столетия. Речь идет о сувенирной ложке.

В Европе традиция массового производства сувенирных ложечек появилась после Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году. Однако особую популярность незамысловатый столовый прибор, ставший универсальной формой фиксации информации о памятных событиях и местах, получил в Америке. В Соединенные Штаты сувенирные ложки привезли туристы, вернувшиеся из европейского путешествия. Первая же американская памятная ложка была выпущена в 1889 году фирмой Galt & Bros в городе Вашингтон в честь столетия избрания Джорджа Вашингтона президентом США. Через год ювелир Сэт Л. Лоу привез из поездки по Германии набор необычных ложек и создал для своего отца знаменитую Salem Witch Spoon — серебряную ложечку с изображением летящей на метле ведьмы и названием города Салем. Один из первых городов Новой Англии, Салем был известен пуританскими нравами своих жителей. В конце XVII века горожане развязали крупномасштабную охоту на ведьм, которая растянулась на полтора столетия.

К концу XIX века ведьма из главной городской мишени превратилась в туристический бренд, особенно ярко воплотившийся в ложке 

Ювелир опубликовал рекламу своего творения, изготовленного в трех размерах, в газете Saturday Evening Post, и неожиданно салемская ложка стала хитом продаж. Лоу понял, что надо брать быка за рога, и придумал еще несколько принтов колдовской тематики: с молодой луной, кошкой, веревкой и собственно ведьмой в различных вариациях. Затем дизайнер, неожиданно ставший трендсеттером в мире коллекционирования, зарегистрировал торговую марку Witch (ведьма) и издал десятистраничный каталог своей продукции, распространившийся многотысячным тиражом. Это стало началом американской сувенирной лихорадки.

Золотой век сувенирной ложки в США пришелся на время проведения Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году. Для этого события было произведено огромное количество памятных столовых приборов с изображением выставочных павильонов и портретами главных действующих лиц. Выставку посетило 27 млн человек, и почти каждый унес с собой сувенир.

Американские газеты пестрели заголовками о захлестнувшем континент «сумасшествии сувенирных ложек», мания коллекционирования не обошла ни один город от Западного до Восточного побережья. Сувенирные ложки выпускались в каждом мало-мальски привлекательном населенном пункте и по популярности среди собирателей могли соперничать разве что с открытками. Однако с началом Первой мировой войны увлечение постепенно сошло на нет, после нее и вовсе исчезло. Сувенирные ложки производят по всему миру до сих пор, но былого успеха достигнуть им уже не суждено.

Комментарии
Ягодка Волчья
29 августа 2014, в 14:59

На смену ложкам пришли магнитики )))

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
13:00
Покажи мне Тыву
14:00
Семь миров, одна планета. Европа
14:55
Альбатрос и хохлатый пингвин
12:35
Летние дни
13:35
Волонтёры. Выпуск второй
14:25
Великая американская оттепель. Весенние трудности
Цель – не место, а способность смотреть на мир по-другомуГенри Миллер