Евгения Шмелева
25 февраля 2014
3993

Вокруг России на вертолете за 57 дней

Игорь Гуржуенко пришел в авиацию в 47 лет и налетал около 800 часов, прежде чем отправиться в длительный полет над просторами нашей необъятной родины — вертолетную экспедицию «Россия 360». За два месяца непрофессиональный пилот, командир экипажа Гуржуенко вместе со штурманом-любителем Виктором Сидельниковым облетели всю страну на вертолете Robinson R66, посетив самые отдаленные, безлюдные и труднодоступные области России, включая Заполярье, Камчатку и Сибирь. В ходе полета экипаж доказал, что нет ничего невозможного: даже если ты всю жизнь занимался другими вещами, никогда не поздно научиться летать, и легкая авиация отлично подходит для длительных авиапутешествий. Все, что увидели пилоты — на земле и из иллюминатора, доступно в виде фотографий, панорам, фильмов и дневников на сайте проекта. Экспедиция проходила с 9 июля по 3 сентября 2013 года при поддержке клуба пилотов-путешественников «Аэродин».

В преддверии встречи в РГО с членами клуба «Моя Планета» Игорь Гуржуенко ответил на несколько вопросов: о себе, частной авиации и экспедиции «Россия 360».

— Игорь, кто вы по профессии и как пришли в авиацию?

— Моя профессия далека от авиационной. Я работаю в области технологий и материалов для производства наружной рекламы. Но авиация — давняя юношеская мечта, с которой я не захотел расставаться и реализовал ее уже в зрелом возрасте. Авиация и небо — это, конечно, романтика, но одновременно и полигон для саморазвития. Освоить летную профессию непросто, недаром она входит в перечень наиболее трудных в мире. И это заставляет работать над собой, преодолевать сложности, осваивать новые дисциплины. Определенный момент самопреодоления меня тоже привлекает в авиации.

— Расскажите о проекте «Россия 360».

— «Россия 360» — это первый сверхдальний перелет по России с 30-х годов. Это первый перелет, когда были достигнуты все крайние и особые точки России. Это первый перелет такой дальности, выполненный на воздушном судне легкого класса — на вертолете. Но главное достижение, мы которым гордимся, — мы показали, что любой человек способен это сделать, если он только этого захочет. Ведь этот проект выполнили непрофессионалы, не связанные в основной жизни с авиацией. И осуществили его на чистом энтузиазме, без какой-либо поддержки со стороны.

— Насколько это было рискованно?

— Авиация, как и любая техника, не идеальна, и риски невозможно свести к нулю. Однако тщательная подготовка и тренировки позволили нам в целом провести экспедицию на очень высоком уровне безопасности. За весь перелет у нас не было ни одной мало-мальски серьезной неисправности.

— Статистика путешествия: сколько дней провели в небе и на земле, сколько населенных пунктов посетили?

— Мы были в пути 57 дней. Конечно, не все эти дни мы летели. Из почти восьми недель путешествия мы потратили на ожидание погоды и отдых в совокупности около двух недель. Еще несколько дней ушло на техническое обслуживание борта. Таким образом, у нас было около 40 летных дней. В какие-то из дней преодолевали всего 300 км, а были дни, когда мы покрывали почти 1500 км. Например, перелет Якутск — Киренск, а это 1485 км, занял чуть менее девяти летных часов. Мы сделали остановку в 50 городах и поселках России, в некоторых только заправлялись, а в некоторых останавливались на ночь. Длина маршрута составила почти 28 000 км, которые мы преодолели за 172 летных часа.

— Вы сказали, что любой человек способен совершить подобную экспедицию. Насколько это дорогое удовольствие?

— Мы до сих пор так и не подсчитали потраченные суммы. Но тут смотря как считать. Почти все из материально-технического снаряжения покупалось в расчете на неоднократное использование, та же фото-, видео- или навигационно-связная аппаратура. Считать ли затраты на организацию и содержание штаба? Если принимать во внимание только непосредственные расходы на собственно перелет (амортизация авиатехники, топливо, аэронавигация, проживание, питание и прочее), то эта цифра укладывается в 5 млн руб. С учетом прочих расходов она примерно вдвое больше. Но у нас продолжаются траты, в частности на представление результатов экспедиции: сайт с панорамами, подарочная книга, документальные фильмы — это еще 6–7 млн руб. 95% средств — собственные и помощь компании, в которой мы трудимся. Были в экспедиции у нас и партнеры, но их вклад очень невелик. Да и могли ли мы рассчитывать на серьезных спонсоров? Ведь нас никто не знает, и это был первый опыт.

— Что стало для вас главным открытием во время полета над Россией?

— Наша страна — это одно большое открытие. Что и говорить, в основном жизнь человека сосредоточена в городах. Много ли мы видим вне их? А тут перед глазами пролетела вся страна, все часовые пояса, все климатические зоны, десятки населенных пунктов... Удивило, что большая часть России — это неосвоенные и пустынные земли, где нога человека практически не ступала. Теоретически мы все это вроде бы знаем, но другое дело — видеть это своими глазами.

— Расскажите, пожалуйста, о самых впечатляющих моментах путешествия.

— Самое трудное в достижении — оно и самое впечатляющее. Для меня это центр России, мыс Челюскин, мыс Дежнева и Долина гейзеров. Все эти точки были по-своему трудны в достижении. Против нас была погода и сама природная стихия. Но мы побывали в них, зафиксировали свое присутствие, оставили там памятные таблички. К счастью, остался большой фото- и видеоматериал, которым мы еще поделимся и уже делимся на страницах нашего сайта.

— Какая она — Россия из окна вертолета?

— Она гигантская, красивая, разнообразная, богатая... И она, по-видимому, еще ждет своего исследователя и покорителя. Я понял, что Россия — это в целом еще terra incognita. Возможно, единственная оставшаяся в мире страна, которую еще полностью не открыли. Россияне проживают лишь на 20% территории своей страны. А остальные 80% — это дикие, суровые и совершенно неосвоенные земли.

— Что можно увидеть в полете такого, чего не увидишь, например, путешествуя на машине или поезде?

— Впечатления от воздушного путешествия радикально отличаются от путешествий автомобильных. В машине вы — муравей, ползающий по пространству из двух измерений. Да не просто по пространству, а по узеньким ниточкам доступных общественных дорог. В целом из окна автомобиля или тем более поезда вы никогда не увидите ничего действительно дикого и неизведанного. Ведь до вас там были многие тысячи. С высоты птичьего полета видна настоящая земля, настоящая жизнь, реальная природа. Признаюсь, это немного жутковато — ощущать себя маленькой песчинкой на огромном пространстве, где людей может не быть на многие сотни километров вокруг. Но это такие впечатления, которые остаются на всю жизнь.

— Ваш рейтинг мест по России: топ-5 мест, где обязательно надо побывать.

— Мой топ-5 будет касаться не всей России, а тех ее частей, которые были на нашем маршруте. Среди них не в порядке важности или приоритета, а просто перечислением это: Карелия, Таймыр, Чукотка, Камчатка и район БАМа.

— Где вы ночевали, как долго длились остановки и как проводили время на земле?

— Мы старались не останавливаться для ночевки больше чем на день, если только нас не задерживала погода. Правда, четыре раза мы останавливались на пару дней, когда очень уставали. Ведь авиация — это в значительной степени человеческий фактор, и он тоже должен быть надежным. На ночлег приходилось устраиваться где придется: в гостиницах, в частном жилье, в вахтовых общежитиях. Пару ночей пришлось провести на открытом воздухе, в тундре и в горах. В тех местах, где ночевали, мы посвящали все возможное время съемкам: снимали сферические 360-градусные панорамы, делали видеозарисовки, много фотографировали. И тут нам часто помогали волонтеры — именно они подсказывали интересные места и достопримечательности.

— Какой был самый опасный момент в пути?

— Самый неприятный момент мы пережили, когда покидали крайнюю точку России на востоке — мыс Дежнева. С Ледовитого океана дул очень сильный северный ветер и превращался в огромные клубы облачности, начисто перекрывающие видимость. Когда мы вылетели с мыса и стали огибать скалу, то сначала вошли в область сильнейшей болтанки (она, кстати, очень опасна для вертолетов нашего типа), а за скалой нам открылась стена сплошной облачности и тумана, да такая, что ни берега, ни рельефа местности было не видно. При этом нас швыряло над бушующим морем с трехметровыми волнами. Ситуация была предельно серьезной, и мне как пилоту пришлось собрать в кулак все остатки воли и самообладания. На наше счастье, между волнующимся морем и туманной стеной был небольшой зазор буквально в несколько метров. В условиях болтанки было очень трудно уместиться в этот зазор, чтобы снизу не задеть волны, а сверху не попасть в условия нулевой видимости. Но мы сделали это и поднырнули под туман. Из дня мы сразу попали в глубокие сумерки, но до берега было уже недалеко. Полет был очень трудный.

— Многие мечтают полетать в кабине пилота. Насколько реально стать авиатуристом?

— Слово «авиатурист» тут не совсем верное. Авиатуристы летают в пассажирских самолетах, в мягких креслах. Можно ли простому человеку стать частным пилотом? Безусловно, да. И я тому живой пример. Однако авиация требует к себе крайне серьезного отношения и часто напряжения всех сил. Придя в авиацию, даже частную, надо относиться к новому делу как к профессии. С полной отдачей и без халтуры. Авиация не прощает расслабленности или потребительского отношения. Но если понимание всего этого есть, то в ответ ты получишь в свое распоряжение целый новый мир, много новых друзей и такие возможности, о которых и представления не имел. Первый шаг сделать несложно. Нужно прийти в аэроклуб и совершить ознакомительный полет. Там же подскажут и пути реализации мечты. Нет ничего невозможного.

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
07:25
Зверята всего мира. Азия
08:20
Покажи мне Туву
09:15
Мировой рынок. Широта Казанская
07:50
Природоведение. Метаморфоз
08:20
Природоведение. Великий симбиоз
08:50
Спасение детёнышей шимпанзе. Новое начало
Чем дальше я уезжаю, тем больше приближаюсь к себеЭндрю МакКарти