Артем Богословский
27 февраля 2017
9381

Зачем крестят умерших?

Отвечает Светлана Бабкина,
кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ

Идея о крещении умерших возникала в христианской традиции не единожды. Впервые — в Первом Послании к Коринфянам апостола Павла. Наставляя жителей Коринфа о воскресении и жизни вечной, он говорит: «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» Этот фрагмент дал современным комментаторам повод для многочисленных споров.

Святое и ценное в России © sreda.org

Безусловным фаворитом является версия о «заместительном обряде» — крещении живых людей ради умерших некрещеных родственников. В основе лежит мысль, разделяемая большинством религиозных традиций, о тесной связи между миром живых и миром мертвых, об ответственности, которая лежит на живых перед умершими.

Крестильный фонтан в Солт-Лейкском храме, где с момента постройки в 1912 году проводят крещение мертвых

Евангельский постулат о необходимости крещения для обретения воскресения и спасения не мог не породить у верующих вопроса о том, что же будет с близкими, которые умерли, не успев принять Христа. Ответом на этот вопрос стало учение о возможности принятия Евангелия после смерти*.

Получив распространение, практика крещения за умерших, видимо, начала восприниматься слишком буквально: крещение перестало быть заместительным, обряд проводился над телом или даже костями умерших — возможно, прошедших оглашение, но не успевших принять крещение. Свидетельство тому — запрет подобной практики 26-м правилом Карфагенского собора 397 года: «Положено да не дается евхаристия телам скончавшихся. Ибо писано есть: приимите ядите (Мф. 26:26), но тела мертвых ни приять, ни ясть не могут. Такожде да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся уже».

Десятинная церковь, где Ярослав Мудрый перезахоронил князей Олега и Ярополка. Реконструкция М.Н. Холостенко

Тем не менее на периферии христианского мира, например у славян и скандинавов, практика продолжала существовать. Так, в «Повести временных лет» мы видим упоминание о том, что Ярослав Мудрый «крестил» кости своих дядьев, князей Олега и Ярополка, в 1044 году, перезахоронив их после этого в Десятинной церкви в Киеве. О том, что именно имелось в виду под словом «крестиша» — действительное крещение или же просто омовение костей, — также ведутся многочисленные споры, но факт перезахоронения князей-язычников в христианском святилище указывает на их христианизацию, то есть буквально крещение.

Мормонская церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Солт-Лейк-Сити

В современном мире таинство заместительного крещения было восстановлено в церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). Веря в возможность воссоединения семей после земной жизни, члены церкви уделяют большое внимание изучению семейной истории. Приняв крещение сами, они совершают заместительное крещение для своих умерших родственников, давая им возможность выбора: присоединиться к церкви или остаться в том состоянии, в котором их душа пребывала на момент упокоения. Проведение обряда не означает автоматического обращения умершего — он лишь получает возможность принять таинство, но окончательный выбор всегда остается за тем, ради кого совершается таинство.

*Это отражено, например, в «Пастыре» Ермы, где описывается, как умершие апостолы наставляют души умерших, а также появление заместительного крещения, практиковавшегося, как свидетельствует Послание Павла, по меньшей мере в Коринфе, а возможно, и в других местах в раннехристианской общине. Например, епископ Брешии Филастрий (IV век) в своей «Книге ересей» пишет о том, что заместительное крещение практиковали монтанисты, а Епифаний Кипрский в книге «Панарион» или «Против ересей» пишет о заместительном крещении у керинтиан (последователей некого Керинта).

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Сложно осознать, насколько прекрасно путешествие до тех пор, пока не положишь голову на старую, знакомую подушкуЛин Ютан