Лёля Жвирблис
5 августа 2014
567

Возвращение рек

Исторически города строились возле рек, причины логичны: источник воды, еды, основная транспортная артерия. Постепенно, когда от рек перестало напрямую зависеть благополучие города, они стали проблемой. Некоторые города решили ее кардинально: убирали реки под землю или отдали набережную автомобилям. Но в постиндустриальную эпоху, когда современная экология начинает сосредотачиваться на возвращении природы в город, начинается обратный процесс: извлечение рек наружу, вскрытие бетонных берегов и возвращение набережных людям.

Южная Корея, Сеул. Река вместо загазованного шоссе

Сеул возник на реке Чхонгечхон, вдоль нее строили частные дома, торговые лавочки. С годами река стала загрязняться, прибрежные районы начали приходить в упадок и превратились в трущобы. К тому же разросшийся в ХХ веке Сеул начал страдать от пробок. Поэтому реку решили забетонировать и сделать вместо нее магистраль. Не сказать что это решило проблему бедности района, скорее наоборот — люди, живущие там, стали страдать от легочных заболеваний в два раза чаще остальных горожан, а к концу ХХ века Сеул превратился в бетонные джунгли с одним крупным парком на весь город. Запрос на городские изменения постепенно формировался, что привело в 2002 году к избранию мэром Сеула Ли Мен Бака, который впоследствии стал президентом,  а тогда только начинал свою политическую карьеру. К рекультивации реки Ли Мен Бак подготавливал город несколько лет: решал транспортные проблемы, развивал общественный транспорт для разгрузки магистрали, которая проложена над Чхонгечхон, вел активную информационную экополитику. В 2005 году реку восстановили, вернув набережные, посадив зелень и тем самым устроив настоящую пешеходную зону.

Колумбия, Богота. «Набережные — это источник радости, дар божий!»

Так сказал бывший мэр Боготы Энрике Пеньялоса, при котором начались существенные изменения в городской среде. Пеньялоса говорит, что в городе должны быть на первом месте люди, на втором — велосипедисты и на последнем — автомобили. Поэтому он много внимания уделял реформированию транспортной системы и созданию качественных общественных пространств. Так как подходящих для прогулок рек в Боготе нет, а набережная — это «дар божий», в городе есть два проекта, посвященных рекам: при реконструкции улицы Хименес-де-Кесада в 2001 году архитектор проекта учел, что под землей в этом месте в трубу заключена река Сан-Франциско, и сделал фонтаны, ее напоминающие. Такой подход хоть и не несет никакой экологичной функции, зато создал эффект дружелюбной улицы, в которой отражена история города. Второй проект — это пешеходные зоны Аламедас с прорытыми каналами и набережными вдоль них.

Испания, Мадрид. MadridRio — набережная как решение городских проблем

В эпоху бурной автомобилизации в середине 70-х в Мадриде для решения транспортных проблем была построена кольцевая дорога М30. На одном из участков она проходила по обоим сторонам реки Мансанарес. Довольно быстро трафик превысил пропускную способность дороги и привел к постоянным пробкам. Построенная для решения одной проблемы, дорога принесла с собой ворох новых: загрязнение, удешевление недвижимости, нарушение связности районов по двум берегам и, как результат, упадок и множество заброшенных участков. В начале 2000-х был начат грандиозный проект по реконструкции М30, включающий в себя целый комплекс решений: развитие общественного транспорта между мадридскими окраинами и центром города, перестройку дорожной сети (перемещение дороги под землю) и восстановление территории над ней. Так родился проект MadridRio: парк, разделенный на три части разными концепциями и идущий по обеим берегам реки. Строительство длилось семь лет, были высажены тысячи деревьев, и теперь территория наполнена разными игровыми, спортивными, культурными объектами и стала притягательным общественным пространством.

Франция, Париж. Набережные — пешеходам

В 60–70-х президент Франции Жорж Помпиду решил строить дороги вдоль рек. Теперь парижане признают, что это было градостроительной ошибкой. С 2000 года магистраль стали перекрывать по выходным, чтобы люди могли прогуливаться у реки. Навсегда закрыть левый берег Сены для автомобилей предложил мэр Парижа социалист Бертран Деланоэ еще в 2010 году, через два года набережную перекрыли. Готовится проект по созданию на набережной парка между Королевским мостом и Музеем д'Орсэ, планируют сделать несколько искусственных островов, пляж, дорожки для велосипедов, цветочный рынок, плавучие кафе и т. д.

Бразилия, Сан-Паулу. Цветочный ручей

Дань рекам Сан-Паулу, многие из которых заключены в трубы, воздал в своей работе Caminho do Rio («Дорога в Рио) ландшафтный архитектор Жан-Поль Ганем. Он решил сделать реку из цветов, которая бежит через местный ботанический сад. Примечательно, что, как и в природе, река из цветов начинается у озера и, преодолевая все преграды, бежит по всему саду.

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
06:30
Мечтатели. Вьетнам. Райские берега
07:20
Мечтатели. Алтай. Земной Марс
08:10
Мечтатели. Байконур. Портал в космос
06:30
Природоведение. Великий симбиоз
07:00
Спасение детёнышей шимпанзе. Новое начало
07:55
Звериный репортёр
Живи, путешествуй, не сожалей ни о чем и благодари судьбуДжек Керуак