Дарья Авраменко
10 июня 2014
13028

Живая архитектура

Архитектура — пространство, отвоеванное у хаоса и подчиненное человеку. Возможно, поэтому в сознании большинства людей архитектурные проекты ассоциируются с симметрией, правильными формами, прямыми углами. Однако сейчас, когда в нашу жизнь плотно вошло понятие «экологичность», все более востребованными становятся здания в так называемом бионическом стиле. Бионика — это наука о применении в технике принципов живой природы. Ее симбиоз с архитектурой позволяет использовать в строительстве конструктивные особенности живых организмов, например способность к обеспечению надежности и экономии энергии. «Моя Планета» составила свой рейтинг «живых» зданий мира.

Пальма первенства по числу необычных строений, безусловно, принадлежит Испании. Возможно, потому что первооткрывателем бионики в архитектуре считается великий Антонио Гауди.

Парк Гуэля, дом Мила, собор Саграда-Фамилия
(Барселона, Испания)

Про этот парк так и говорят: «Природа, застывшая в камне». Многие архитектурные решения каталонского зодчего до сих пор восхищают инженеров. Например, колоннада «Птичьи гнезда» представляет собой подобие сросшихся стволов деревьев.

Дом Мила, построенный в 1906–1910 годах, вообще был новаторским для своего времени. Система естественной вентиляции позволила отказаться от кондиционеров, а межкомнатные перегородки в квартирах можно было передвигать по своему усмотрению.

Саграда-Фамилия — самый известный долгострой мира. Первый камень в его основание был заложен в 1882 году, однако строительство не завершено по сей день. Одна из особенностей собора — декоративные элементы, воссоздающие местную флору и фауну.

Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания)

Воплощенная в металле живая материя. Построенное на набережной здание навевает мысли о футуристическом корабле для межпланетных путешествий, однако чаще музей сравнивают с птицей, артишоком и распускающейся розой. Центральный атриум высотой 55 м и вправду похож на гигантский металлический цветок, от которого расходятся лепестки — анфилады выставочных залов. Автор проекта — архитектор Фрэнк Гери утверждает, что «беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света».

Город искусств и наук (Валенсия, Испания)

Настоящий шедевр современного зодчества. Дизайн комплекса из пяти строений целиком выполнен архитектором Сантьяго Калатравой, самым убежденным апологетом бионики. Территория музея — это вереница сменяющих друг друга парков, бассейнов, каналов, из которых вырастают здания, больше похожие на гигантских насекомых и морских животных. Кстати, местный музей науки и техники — просто ожившая сказка для каждого подростка: все экспонаты в нем можно трогать и приводить в действие.

Останкинская башня (Москва, Россия)

Неспециалисту уловить в очертаниях телебашни бионический стиль достаточно сложно. Тем не менее в Москве это строение — пожалуй, самый яркий представитель «живой» архитектуры. Говорят, проект был придуман архитектором Николаем Никитиным всего за одну ночь. Прообраз башни — перевернутая лилия, цветок с крепкими лепестками и толстым стеблем. По первоначальному проекту у башни было всего четыре опоры, но позже их число увеличили до десяти.

Эйфелева башня (Париж, Франция)

Привычный символ Парижа — еще одна загадка «природы». В конце XIX века башня поразила всех своей ажурной воздушностью. Гюстава Эйфеля даже подозревали в краже чертежей у какого-то неизвестного ученого — настолько необычным был этот проект. А спустя 50 лет инженеры сделали невероятное открытие: конструкция Эйфелевой башни — «копия» большой берцовой кости, которая с легкостью выдерживает тяжесть человеческого тела. Правда, в этом случае бионический компонент считают не более чем совпадением.

Гётеанум (Дорнах, Швейцария)

Первым утраченным памятником органической архитектуры стал всемирный центр антропософского движения, названный в честь Иоганна Гете. Его построил в начале ХХ века философ, эзотерик и архитектор Рудольф Штейнер. При этом автор принципиально отказался от простой имитации природных форм, что было распространено в эпоху модерна. Все элементы Гётеанума были наделены символическим смыслом и иллюстрировали метаморфозы человеческого духа. Уникальное здание просуществовало меньше десяти лет и было уничтожено в ночь на 1 января 1923 года. Поджигателя так и не нашли. Сейчас на месте стоит второй Гётеанум, который, как и его предшественник, имеет текучие формы, но не является полной копией прототипа. (О других разрушенных в ХХ веке достопримечательностях читайте в нашем обзоре.)

Музей плодов (Яманаши, Япония)

Выставочный комплекс объединяет несколько строений, как наземных, так и подземных, как бы вросших в пологий склон. Эта группа зданий в парке с видом на гору Фудзи — метафора семян, небрежно брошенных в благодатную почву. Они — символ плодородия и жизненной силы растений. Прозрачные сетчатые оболочки зданий похожи на скорлупу диковинных орехов. Как заявила создатель проекта Ицуко Хасегава, одна из немногих преуспевающих японских женщин-архитекторов, «модель этих оболочек создана компьютерным роботом и стала следствием вращения простых геометрических тел до получения сложных объемов».

Сиднейский оперный театр (Сидней, Австралия)

Одно из самых узнаваемых зданий мира вживую видели меньше 1% жителей планеты: Зеленый континент — не самое популярное место у туристов. Кровлю театра образует серия «раковин», которые обычно называют «скорлупками» или «парусами», хотя это неверно с архитектурной точки зрения. 20 октября 1973 года театр лично открыла королева Великобритании Елизавета II — столь выдающимся казалось тогда это сооружение. Кстати, изначально планировалось, что строительство оперы займет четыре года и обойдется в $7 млн, однако стройка шла на десять лет дольше и в итоге обошлась австралийской казне в $102 млн — сумму по тем временам неслыханную.

Город-кипарис (Шанхай, Китай)

Город-кипарис (Шанхай, Китай)

Еще одному бионическому проекту только предстоит удивить мир. В Шанхае строится башня-город высотой более 1200 м, которая будет похожа на кипарис. Опорой 300-этажного небоскреба станут необычные сваи, которые, подобно корням этого дерева, будут расти не в глубину, а в ширину. Создатели проекта — архитекторы Хавьер Пиоф и Мария Сервера скромно заявили: «Природа сделала это до нас».

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Путешествия – это единственная вещь на свете, покупая которую, становишься богаче