Каста имеет значение



6. Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный.
7. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением.
Песнь песней 8:6-7




А вы знаете, что такое любовь? Вы знаете, что такое ревность? Весь западный мир озабочен этими вопросами. Как понять, что это тот самый? Люблю я ее или нет? Это в нашей культуре настолько глубоко и настолько всерьез, что мы не можем себе представить жизнь по-другому. Понимание любви, как чего-то внезапного, абсолютного и всепоглощающего, проросло в нас корнями. Как можно думать по-другому? Однако есть места на этой планете, где представление о любви отлично от нашего на 180 градусов.
Это может показаться странным, но в стране, где находится самая романтичная киноиндустрия мира — Болливуд, любовь понимают совсем по-другому.
Да, Индия уже не та: со времен написания «Камасутры» монахом, ни разу не познавшим женщину и практиковавшим позы на статуях, прошло всего лишь несколько сотен лет. Только 200 лет назад женщины на юге носили сари без верхней кофты чоле — так, что можно было видеть грудь. Теперь все иначе — под мусульманским влиянием сари на севере заменились на костюмы с шароварами и дуппатой — платком, покрывающим голову. Времена изменились, и индийская любовь, казалось бы, осталась только на экранах Болливуда. Но так ли это?
Отношения между полами строго регламентированы. С начальной школы мальчики и девочки учатся в разных классах, в старшей школе не принято ходить на свидания, нет такого понятия, как «встречаться». Конечно, все меняется со временем, но перемены достаточно поверхностны и заметны лишь в больших городах: можно привнести западную моду на Восток, но, чтобы перечеркнуть тысячелетний опыт, требуется немного больше, чем MTV и Facebook.
Часто романтические отношения начинаются уже после свадьбы, ведь в Индии до сих пор основным способом завести семью является брак по договору, где союз заключается не между мужчиной и женщиной, а между семьями. Родители находят невесту своему сыну, жениха — своей дочери. Для молодого человека старше 25 лет каждый семейный праздник, каждое приглашение на свадьбу, день рождения, приношение дара Ганеше, в конце концов, — тайные смотрины. «Как тебе та девушка с длинной косой и бинди?» — шепчет на ухо мама. «Посмотри на Раджу, который стоит в углу, он врач с блестящим будущим!» — подмигивает папа.



Объявления о поиске партнеров можно найти в любой газете и в интернете. «Высокий молодой человек 28 лет, юрист, из хорошей семьи кшатриев ищет образованную девушку 25–27 лет для создания семьи. Каста значения не имеет», — традиционная приписка в конце, однако объявления расположены согласно кастам.
Индуисты со времен прихода индоевропейцев, тех, кого какое-то время назад называли арийцами, живут согласно привнесенной ими кастовой системе. Есть брамины — жрецы и ученые, кшатрии — воины, вайшьи — торговцы, шудры — слуги, составляющие, кстати говоря, большинство индийского общества, и особая группа неприкасаемых — тех, кто находится вне касты, — забойщики скота, кожевенники, иностранцы...
Имеет значение не только каста, пару подбирают таким образом, чтобы ребята подходили друг другу по росту, цвету кожи, ну и, самое главное, благосостоянию. С самого рождения девочки родители начинают собирать приданое, от размеров которого будет зависеть то, насколько успешно она выйдет замуж. После свадьбы невеста перестает быть частью своей семьи и становится частью семьи мужа, которая несет ответственность за ее благосостояние, и приданое — это ее вклад в семейный бюджет.
И дело даже не в том, что жених и невеста могут встретиться только раз до свадьбы. И даже не в том, что определяющим фактором является приданое невесты. Вопрос в том, как молодые индусы соглашаются на жизнь без любви? Почему для них то, что для европейцев является вопросом номер один (люблю ли я его на самом деле?), не имеет никакого значения? Однако все не так просто, индийцы не просто выглядят, они и мыслят не так, как мы.



Какое-то время я преподавала английский в штате Пенджаб, что на севере Индии, где она граничит с Пакистаном. Ученики были того же возраста, что и я, лет 25–27, и, конечно, я не могла не спросить о том, как можно выходить замуж за того, кого почти не знаешь. Современные индийские девушки уверены в том, что браки по договору правильнее и надежнее тех, что по любви. Они приводят статистику: процент разводов среди индусов, которые женятся по договору — 1%, среди европейцев - 60%.
Убедительно? Тогда я хочу привести еще одну статистическую сводку. Каждый день утренний выпуск газеты Hindustan Times ложится на стол любого бизнесмена, продавца, жреца, учителя, правителя, по соседству от чапати и масала-чая. И почти каждый день на 13-й странице в углу можно видеть маленькую заметку о том, что, например, некая Прити Шривастава трагически погибла у себя дома, утонув в ванной вместе с феном. Девушки совершают самоубийства, оказавшись в незнакомой семье, когда родители жениха начинают требовать большее приданое, а после отказа создают невыносимые условия для новой дочери.
Почему так происходит? Где права человека, где развод? А развод на берегу Ганги в Варанаси, куда женщины отправляются с побритой головой в дом вдов, если муж погибнет. Такого понятия, как развод, у индуистов нет. Но если мы посмотрим на страницы истории, не так давно был распространен обычай под названием сати, когда вдова после смерти мужа бросалась в кремационный костер вместе с ним. Последний случай сати, кстати говоря, был зарегистрирован в 2008 году в некой отдаленной деревне. Поэтому то, что теперь они просто отправляются в дом вдов, не так уж и плохо. Без волос, но хотя бы живая.


Вдова из дома вдов в Варанаси

Если девушка, бывшая замужем, по какой-то причине окажется снова одна, то выйти замуж во второй раз у нее в Индии шансов нет. И дело не только в том, что она уже была замужем. Просто у нее не будет больше приданого, а без приданого кто ее возьмет? Поэтому для женщины альтернативы подать на развод не существует.



А как же любовь? Неужели ее совсем не может быть? Почему, может. Если она по правилам.
И тут проблема может возникнуть только в том случае, если молодые из разных каст. Родители моего знакомого были из разных каст: он сикх, она индуистка. Чтобы пожениться, им пришлось убежать из дома, и только после рождения первой дочери и трех лет отсутствия родители приняли их брак. Бывают и другие случаи: например, мама другой знакомой была из касты браминов, а папа — шудр. Они поженились, но семья мамы так и не приняла их брак, и вот уже 20 лет они не общаются, живя в соседних домах.

Совсем другая история, когда женятся индус и иностранка. Бывает, что семья лучше принимает невесту из другой страны, чем из низшей касты.



У этой медали есть и обратная сторона. Брак воспринимается не как результат желания, а как обязательство, которое принимают на себя перед семьей. А по словам многих индийцев, часто бывает, что уже после свадьбы приходит любовь. Одного месяца знакомства достаточно, чтобы решить, хочешь ли ты провести жизнь с этим человеком, как сказал один знакомый индиец. Может быть, это правда?


Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» — vk.com/myasiatour
[/justify]