«Мужскими считались вещами кольчуга, седло и копье». И...

Изначально и поныне основным назначением головного убора считается защита от непогоды, спасение от жгучих солнечных лучей. Потом добавились функции такие, как модный аксессуар одежды, предмет украшения, порой очень дорогой.



А ещё в незапамятные времена через эффектные головные атрибуты их носители демонстрировали религиозную и социальную принадлежность, статус и военное превосходство, преданность традициям. Они становилась оберегом от злых магических сил. В них порой находили отражение праздность высших кругов или тщеславие и гордыня. Прошло время и что-то исчезло, что-то стало проще, что-то трансформировалось. Но по-прежнему существует огромное множество самых разных головных уборов… Помня, что нельзя объять необъятное, остановимся только на тех, о которых было заявлено в подзаголовке заметки: на мужских уборах, которые нагоняют страх на врагов и внушают почтение окружающих и богов…



До нынешнего лета я не знала о таком разнообразии - шлем, монтера, куфия, малгай… Поездка в Ригу - подарила новую точку притяжения – музей «Мир шляпы », и встречу с ученым, путешественником и основателем данного музея Кириллом Бабаевым .
Более часа милый экскурсовод Анна увлеченно показывала и рассказывала об экспонатах, порой редкостных и уникальных, погружая нас в традиции и обряды множества стран…
Естественно, меня в большей степени впечатлили женские головные уборы (увидела, наконец, фасон шляпы, который безумно понравился!), но некоторые мужские для меня оказались столь диковинными, что вот делюсь своими впечатлениями. И так, возвращаемся к уборам мужчин.

У некоторых народов сохраняется культ тотемов, что нашло отражение в создании головных уборов.
На севере западноафриканской страны Ганы живут фарафра. Поутихли уже войны с не менее воинственными соседями, но шлем с воловьими рогами вам покажут и продемонстрируют. Его делают по образцу древних уборов, но уже используют современную ткань. В основе шлема лежит кожа, которую снаружи покрывают бархатом. От затылка к подбородку идет специальный защитный ремень, пересекающий лицо.

Рога же в скотоводческой традиции сахельского региона всегда имели двойное назначение: тотемное и устрашающее




На южных отрогах Гималаев, на границе Индии и Бирмы обитает народ нага. Каких-то 100 лет назад они «славились» кровопролитными войнами между племенами и охотой за чужими головами. Вероятно, поэтому свои головы они надежно защищали шлемом, который мастерили из крепких ребер буйвола, скрепленных сверху и снизу обручами из прочных верёвок. На костях вырезали «портрет» духа предка в надежде, что он защитит носителя шлема в бою и на охоте.

Военные ритуалы и в XXI веке играют огромную роль у нага: традиционный мужской костюм почти всегда представляет собой костюм воина.




Жрецы народа бамбара в Мали при исполнении ритуальных танцев надевают шапку - маску чивара. Она изображает тотемную антилопу, которое бамбара считают магическим и священным животным. Головной убор достигает полутора метров в высоту и представляет собой деревянную фигуру антилопы. Мужчины - жрецы терпеливо выдерживают эту нагрузку, дабы получить для племени благословение богов и духов предков.

Эта шапка – маска служит ещё и как напоминанием о Чиваре, человеке-антилопе, который прибыл на землю, чтобы научить людей возделывать землю и сажать злаки.




Рядом с чиварой в музейной витрине лежит ещё один уникальный экспонат – дому.
На юго-западе Республики Мали живут догоны. Именно они в ритуалах используют эту маску-шапку: глухая и плотная накидка почти черного цвета с прорезями для глаз. Несмотря на то, что маска украшена каури (морской моллюск, у которого с древних времен ценится раковина за её красоту), она производит, на мой взгляд, устрашающее впечатление. И не зря… Когда экскурсовод сказала, что дому по легенде хранит дух молодой девушки, захотелось скорее отойти от витрины. Да, здесь ещё, по всей видимости, кроется загадка: танцевать ритуальные танцы могут только мужчины догоны. А как же дух девушки?...



Крупнейший народ Эфиопии, оромо, изготавливает шапки фолле из неотделанных шкур оливкового бабуина. В языческие времена обезьяна - бабуин для оромо была тотемом: ношение её шкуры вокруг головы, а частично и под подбородком, служило защитой на охоте от хищников и в бою от врагов. Вожди, конечно, носили аналогичные шапки из шкур льва.

В наши дни фолле можно увидеть лишь на головах исполнителей традиционных танцев оромо в вечерних ресторанах Аддис-Абебы.




Наверно, с точки зрения белого человека, тяга возвыситься над соплеменниками явно присуща вождям нигерийского народа йоруба.
Во время церемоний на голову вождя его помощница из местных жриц возлагает огромную корону, которую называют аде-илеке. Сверху корону обкладывают целебными травами для защиты от болезней. Подкладка короны изготовлена из тонкой воловьей кожи, а снаружи она украшена фигурами птиц и людей, на самом верху - королевская птица окин. И всё это «сооружение» вышито бисером.

Традиционно аде-илеке надевают вожди, ведущие свой род от легендарного короля Одудува, первого объединителя всех йоруба.




Мой опус о мужских страстях головного убора логично завершить благодарностью обаятельному экскурсоводу рижского музея «Мир шляпы» - Анне.



«…А женщина — женщиной будет


P.S. Мой заключительный репортаж о Латвии - "Короткие встречи в пути"