Велопутешествие по Горному Алтаю
Начну этот рассказ с того места, где собственно все и началось: поселка Аскат [center]республики Алтай. Сюда я прилетел из Санкт-Петербурга, чтобы принять участие в походе, который я с моей подругой Аленой и ее мужем Денисом замыслили уже давно. Алтай встречал солнечным небом и чуть голубыми стенами гор, по дороге от аэропорта города Горно-Алтайск до Аската, откуда через два дня мы приняли старт, я наблюдал уже знакомые места, которы е совсем не изменились с тех пор, когда я видел их прежде.
На непосредственную подготовку к походу и аклиматизацию у меня было два дня, за это время нужно было привести в порядок велосипед, порядочно потрепанный авиаперелетом, посетить старых друзей, и, непременно выкупаться в Катуни, поклонившись мысленно всему Алтаю. На первых двухста километрах пути мы должны были сопровождать туристическую группу из Москвы, по окончании похода которой, начинался наш трио-заезд.
Утро 8 августа провожало нас ясной погодой и котами, коих в этом году народилось множество.
Первые километры мы ехали большой группой, скорость была невысока и это позволило очень плавно влиться в походный ритм.Наш маршрут пролегал по большинству районов республики Алтай: со стартом в Чемальском, через Ороктойский перевал в Онгудайский район, откуда в приграничный с Монголией Кош-Агачинский; Улаганский район грозил издалека перевалом Кату-Ярык , а Турочакский и Чойский показали, что "Могло быть хуже"(с). Майминский район стал финишной прямой для завершения большого круга по Алтаю все там же, в Аскате.
Прекрасное место, Алтай! Прекрасное оно не только для всех и каждого, но для велосипедиста вчастности. Чуйский тракт, дорога-легенда, включенная в список самых красивых дорог мира, просто не может быть обделенной вниманием велопутешественника! Хорошее дорожное покрытие, низкий уровень автомобильного траффика делают ее еще более привлекательной, смена ландшафта просто разительна: от горной тайги до безжизненных с виду марсианских пейзажей Чуйской степи, что простирается практически до Монгольской границы: вы увидете все это просто проехав по одной-единственной дороге!
на фото: Бомы Чуйского тракта: с одной стороны скала, с другой - обрыв
на фото: Петля перевала Чике-Таман Чуйского тракта. Перевал, на который, презнаюсь честно, лично я заехал буксируемый трактором Беларусь, в то время как группа штурмовала грунтовку его Старой дороги, оставшейся после реконструкции.
на фото: дорога Старого Чике-Таман у вершины перевала. Уже практически за этим поворотом путника ждут благостные беляши из мяса марала(дикого оленя) и добрый чай, с разнообразными травяными присадками:)
на фото: Бесконечная дорога. Казалось бы, чего стоит доехать вооон до той горы, что белеет в каких-то десяти километрах? Обзор в степи и отсутствие привычных глазу ориентиров смело умножают любое расстояние втрое. Без шуток!
Особым местом стала для меня эта степь. Человек, побывавший тут впервые, что называется "теряется в пространстве", огромные расстояния, видимые на многие километры вперед, просто рушат все представления о слове "простор". То, что раньше было ширью и необъятным, вмещаются теперь в 20 квадратных метров однокомнатной квартиры, причем не с очень высоким потолком. Когда ты смотришь вперед, и на фоне величественных стен белоголовых гор отмечаешь, что точка, слабо движущаяся тааам далеко, поднимающая за собой пылевой след до самого неба, запросто может быть и монгольским всадником, и "Перехватчиком" Безумного Макса, и реактивным болидом, что ставит рекорд скорости, преодолевая звуковой барьер, едва касаясь земли колесами. Но для водителя, который мчит свой УАЗ по каменистой, сухой как земля Чуйской степи дороги ты даже не существуешь: так далеко вы находитесь друг от друга.
Чем ближе к Монголии мы подбирались, тем меньше встречались нам деревья, кажется, что последние из них, остались где-то возле поселка Курай, на подъездах к Кош-Агач деревьев не было совсем.
на фото: один из последних кедров, с.Курай
Наше путешествие выпало на начало августа, когда движение природы к осени становится заметнее всего. Солнце в степи, все так же по-летнему яркое, греет что надо, но стоит снять с себя одежду с длинным рукавом, все становится ясно: осень не за горами. Свежий ветер заставляет пересмотреть свой гардероб и вернуть все как было. В ночные часы температура опускалась ниже ноля, что было заметно по заиндевевшей траве и застывшему конденсату на тенте палатки.
Большую часть пути мы проделали по асфальтированным дорогам, примерно 70 процентов дорога располагала к быстрой езде: подъемы и спуски, скорость на которых достигала 60 км/ч была великолепна, но мы-то знали, что и у асфальта будет конец. Дорога на Телецкое озеро через поворот у села Акташ с первых метров показала нам, что будет трудно. Подъемы, подъемы и еще раз подъемы...Грунтовая дорога с торчащими тут и там острыми камнями, "ритмичная ребристость"(как потом выяснилось это называется "гребенка") местами не давала ехать, настолько она была глубока.
Мы пользовались параллельными и второстепенными дорогами, лишь бы не ехать по ней, иногда лучше было ехать просто по полю, чем по той дороге. Впереди был перевал Кату-Ярык, крутой, как Уокер. Выдвигаясь утром, к обеду мы чувствавали что устали так, как будто ехали весь день, хотя велокомпьютер утверждал, что пройдено каких-то 10 километров. Все дальше и дальше уходили по этой "адской дороге", с надеждой думая, что подъем на перевал будет крутым, но коротким. Неуверенность перед лицом неизведанного, вот что пугало больше всего на той дороге. Столь медленное движение заметно выбило нас из намеченного графика, впереди была переправа через Телецкое озеро, с которой все было довольно туманно.
на фото: адский километр адской дороги. Не мудрено, что он случился именно здесь
Во время самого солнцепека мы решили свернуть по указателю, который обещал, что там, если мы туда пойдем, нас накормят и напоят исключительно алтайской пищей, вкусно и недорого. Подкреплять силы нужно было оперативно и решение было принято единогласно. Внутри аила, куда нас проводила хозяйка, нашим взорам предстало жилище алтайцев, которым оно было все время: шестигранник в основании, острая крыша, крытая горбылем, отверстие в потолке для выхода дыма костра, что горит в центре аила постоянно. Говорят, что костер горит неугасая, как сердце дома, поддерживаемый силами домочадцев.
Над очагом, на некотором возвышении от огня, готовится "сырчик", продукт, бывший в алтайском рационе долгое время. Его аутентичное название - курут, готовится из молока с применением особой закваски. Долгое время молоко с закваской взбивается, причем с условием, что работу должен окончить тот человек, что и начал, то есть схалтурить и сделать это напару с кем-то не выйдет. Того требует традиция, и после получения однородной массы навроде творога она сушится и одновременно коптится на специальной подставке.
на фото: курут, который вот-вот будет готов. Реальные размеры готового продукта несколько меньше, цвет, вследствии копчения получится коричневым. Визуально он напомнил мне небольшой кусок сала.
Кормились мы алтайскими лепешками, теплыми и очень питательными, запивая молоком из монгольских пиал. Такие лепешки очень распространены, в республике их можно купить в каждом селе, и в каждом селе их готовят немного по-разному. Эти, по утверждениям хозяйки, "правильные", готовятся с применением творога и закваски, а у других зачастую обходится и без этого.
Пожелав нам доброго пути Хозяйка отправила нас к нашей дороге, пожелав удачи и отметив, что впереди, за Кату-Ярык, в долине реки Чулышман, "гребенки" будет меньше, во основном только ямы, что для велосипеда более проезжаемо. Это немного подбодрило, наряду с рассказами о том, что хозяйские дети в любое время года ходят по этой дороге в школу пешком. С куском курута в кармане.
Почти сразу после этой встречи ломается багажник у Дениса. На скорую руку у нас что-то получается, но для постоянной тряски этого явно мало. Проходим пешком еще некоторое время и о чудо! Лица озаряет неподдельный восторг, когда водитель УАЗа(это по-алтайски "лучшая на свете машина") предлагает нас подвезти до вершины. Мигом мы оказываемся в кузове этого Ноева ковчега среди камней и пыли и держимся чуть ли не друг за друга, потому что УАЗ, по-алтайски, это сами знате, лучшая на свете машина.
"тем, кто дочитал до этого места и намерен посмотреть видеоролик внагрузку, стоит понимать, что с этого все там и начинается..."(от автора)
С гиканьем и юлюлюканьем, в считанные мгновенья мы прибыли на вершину перевала Кату-Ярык, где раскланявшись с добрым водителем Самой Лучшей на Свете Машины мы починили что поломали, напились чаю и в общем то омрачения, связанные с отставанием от графика, растворились в чистых водах реки Чулышман сами собой.
Денис и Алена на вершине п.Кату-Ярык, радостные и немного подуставшие
сказитель Сергей там же и тоже
Спуск по этому перевалу недвусмысленно намекал любому, что с тормозами на его велосипеде/машине/повозке/тарантасе все должно быть очень хорошо, ведь средний уклон составляет 18%, что внушает. С нашими тормозами все именно так и было, запах горелой резины и горячие обода нас только раззадорили.
на фото: спуск с перевала Кату-Ярык в долину реки Чулышман.
Нечего и думать, подъем в обратную сторону мы смогли бы преодолеть только пешком, а водители автомобилей, не имеющих полного привода - люди чьему бесстрашию можно только позавидовать.
Долина Чулышмана - одно из самых потрясающих на мой взгляд мест из тех, где мне доводилось побывать. Протекая в глубоком каньоне Чулышман принимает множество притоков, некоторые из них срываются водопадами с огромной высоты, чистейшая вода, которой я прежде не видел.
на фото: река Чулышман в нижнем течении
на фото: один из водопадов, сливающихся в Чулышман
на фото: полевая дорога по левому берегу Чулышмана
Хозяйка аила была права по-своему: до южного берега Телецкого озера гребенки и вправду стало меньше, но камни, огромные камни, размером с кулак Валуева мешали ехать ничуть не меньше. Как я стал понимать позже, наличие этих камней не случайно, это следствие "улучшения дорожного покрытия", дорогу отсыпали камнями, как гравием крупного помола.
Через Телецкое озеро мы переправились на следующий день после прибытия на мыс Кирсай. На моторном катере, за вполне разумную цену, в три часа, мы переправились к поселку Артыбаш, откуда погода стала против нас. Пошел дождь, а облака нависли в виде густого тумана, сырость теперь с нами до ночи. Рюкзаки, что содержали наши вещи, ехали в трюме катера, куда, как мы заблаговременно осведомившись, вода поступать не должна. Но тем не менее, поступила.
Условившись ехать как можно дальше(график то никто не отменял) мы ехали до темноты, вымокшие целиком и полностью, принимаем решение, весьма разумное, остановиться в навесах, где в свете дня продают сувениры и кормят туристов блинами.
на фото: навесы, укрывшие нас от непогоды, на стыке Чойского и Турочакского районов
на фото: комфорт в походных условиях? конечно! каждому участнику - отдельная комната!
Так мы провели эту ночь: дождь стучит по крыше, бурундуки шныряют сплошь и рядом, а проезжающие машины требуют блинов.
На утро, мы, в ожиждании законных обитателей этих мест собрались пораньше, приехавшие женщины-продавцы были нескольно озадачены нашим решением, но ничего против не имели; наевшись вдоволь блинов со сливками и свежей ягодой мы отправились дальше, где до самого Горно-Алтайска рукой подать. Километры, деревни и поселки, большие и малые, реки и переправы через них, спуски и подъемы: мы ехали в Аскат как домой, предчувствуя скорую встречу с теми, кто был мысленно с нами, поддерживал нас и чуть переживал. Всегда приятно возвращаться туда, где тебя ждут, знают о том, что ты должен вот-вот вернуться. С тем я и закругляюсь, для тех, кто начал читать с начала и не закочил, и для тех, кто читал с конца и ничего не понял, можно подвести итог: за время путешествия никто не умер, туристы из нашей группы в большинстве своем остались довольны, а котов, как оказалось по приезду, почти всех разобрали.
Посетите Алтай, на велосипеде ли, на машине, в одиночку или с компанией отчаянных ребят, это совершенно неважно, тут для каждого найдется то, за чем он сюда попал.
Обещанный видеоролик, достоверно подтверждающий что все путешествия начинаются здесь!
Для желающих немного синхронизировать видеоряд с изложенным выше текстом, можно включить субтитры, которые помогут определить что это и где это. Спасибо за внимание!
Читайте также
4 декабря 2024
335
3 декабря 2024
1 215