Ученые выяснили, как люди и обезьяны видят социальные взаимодействия
Человеческая среда очень социальна. Семья, друзья, коллеги, незнакомцы — все они дают непрерывный поток информации, которую нужно отслеживать и осмысливать. Однако анализировать все эту социальную информацию может не только человек, другие приматы тоже так делают.
Зато люди умеют описывать процессы социализации. Этот навык обезьянам недоступен — их коммуникации ограничены предупреждениями об опасности или пищевыми сигналами. Человек же легко реконструирует события, связанные с событиями социального взаимодействия, описаниями типа: «Дэвид приветствует Айрис». Примечательна четкая структурированность этого нарратива: субъект — действие — объект. Такая особенность характерна для большинства языков и подтверждается кросс-лингвистическими исследованиями. Это, вкупе с явным приоритетом в отношении субъекта в подобных построениях, может свидетельствовать, что способность к осмыслению и описанию социализации возникла у нас еще до появления языков.
Психолог Ванесса Уилсон из Университета Халла в Англии вместе с коллегами из Швейцарии провела исследование с участием взрослых людей, шестимесячных младенцев, шимпанзе, горилл и орангутанов, результатами которых поделилась в The Conversation. Подопытным показывали видео социальных (например, как один орангутан обнимает другого) и несоциальных (человек двигает полку) взаимодействий и отслеживали движения глаз при помощи инфракрасных датчиков.
И взрослые люди, и обезьяны быстро идентифицируют субъекты, но только в сценах с неодушевленными объектами. В ходе социальных взаимодействий определение субъекта и объекта занимает больше времени, за исключением сюжетов с едой, когда зрители смотрят в основном на того, кто ест или держит в руках пищу. Почему кадры с едой обращают на себя такое сильное внимание, неясно, но, возможно, это связано с важностью пищи для выживания.
Интересно, что паттерны визуального внимания оказались схожими у взрослых людей и обезьян — по мере развития сюжета взгляды попеременно переключаются между субъектом и объектом. Например, у младенцев совершенно другая модель взгляда — похоже, они просто разглядывают фон. Для получения навыков идентификации объектов, видимо, им необходим визуальный опыт.
Склонность человека к реконструкции информации о событиях социального взаимодействия не проистекает из дара речи, а возникла раньше и, возможно, послужила для него основой. Остается неясным, почему обезьяны не обсуждают между собой эти взаимодействия так, как это делаем мы. Но они, во всяком случае, видят их примерно так же.