Нейробиологи рассказали, как улучшить память перед экзаменом

Настроить мозг на обучение можно с помощью удивления.

Нейробиологи из Манчестерского университета случайно открыли способ, который может помочь людям лучше сдавать экзамены, сообщает Medical Xpress.

26 участникам эксперимента показывали изображения объектов — либо естественных (фрукты, деревья, цветы), либо созданных человеком (компьютерная мышь, телефон). Людям при этом включали сигналы треугольника или квадрата, чтобы создать у них ассоциации с природными и искусственными объектами.

Затем участникам провели МРТ, чтобы выяснить, какие области мозга использовались для изучения и извлечения информации. Когда ожидаемое событие — например, треугольник, появившийся перед искусственным объектом, — следовало за неожиданным событием (треугольником, предшествующим природному объекту), память участников улучшалась.

Эксперимент показал активацию у людей гиппокампа — центра памяти, областей среднего мозга, которые выделяют дофамин, и затылочной коры — центра зрения. Любопытно, что последовательность двух неожиданных похожих событий также активировала зрительные области в мозгу, но не улучшила работу памяти.

«Если ожидание нарушается до или во время обучения, это запускает адаптивный механизм, из-за чего человек лучше запоминает неожиданные события», — отметила когнитивный нейробиолог Дарья Франк. По ее словам, когда происходит что-то неожиданное, наш мозг сосредотачивается на внешней среде, чтобы узнать что-то новое. Ученые знали, что удивление включает режим обучения мозга, однако новое исследование является первым, в котором изучается, как мозг использует этот механизм.

«Хотя наше исследование не оценивало влияние результатов эксперимента на успеваемость, логично, что такой метод может быть полезным. Когда цель состоит в том, чтобы получить информацию, столкновение с неожиданными событиями — например, повторение в кафе или в другом незнакомом окружении, задействует механизм кодирования, который может улучшить память для будущего экзамена», — добавила Франк.