Битва шаманов с чекистами в сибирской тайге
Югра, Западная Сибирь. Болотистые эти места издавна являются землями народов ханты, манси, ненцев.
Еще в XI веке добирались в эти края купцы, менявшие ножи и топоры на пушнину. Но уже к XII веку хитрые новгородцы смекнули, что торговля это хорошо, но поборы лучше, и обложили туземных жителей данью, которая называлась “ясак”. Местным, понятное дело, дань платить не понравилось, и они постепенно откочевывали все дальше на восток, благо Сибирь большая, и уйти было куда.
Но случалось, что конфликтов было не избежать, и тогда дело принимало скверный оборот. Так, в 1187 году новгородский князь Мстислав Давидович пытается дважды собрать дань, но ханты и манси не оценили шутку, и убили присланных за данью чиновников. Самому Мстиславу позже тоже досталось, но уже от новгородцев, которые его выгнали, чтобы не обламывал им бизнес. Но и югорцев решили проучить, отправив карательный отряд с воеводом Ядреем. Хитрые туземцы поступили старым проверенным способом: пригласили Ядрея на переговоры, и когда он явился с 12 чиновниками, порубили их в капусту. Новгородцы, судя по всему, были туповаты, потому что следующих переговорщиков в составе уже 80 человек постигла та же участь.
Иван III Великий учел неудачный опыт предшественников. Поэтому он взял в плен местных вождей, после чего пожаловал их “югорским княжением”, и поручил собирать дань, и отправлять в Москву. Не всегда получалось гладко, но все же какое то время обходилось без серьезных жертв, по крайней мере до начала XVI века, и уничтожения Сибирского ханства.
Этим предисловием подвожу тебя, дорогой читатель, к тому, что противостояние сибирских народов центральной власти имеет долгие корни
Идолы. Святилище Торум Маа
Река Казым течет через тайгу и впадает в Обь. Здесь жили ханты, манси, зыряне, ненцы, коми. Удаленность этих земель от центра и трудноступность приводила к тому, что новые веяния добирались сюда с запозданием. И советская власть пришла в Югру не сразу. Лишь в 1930 году был образован Остяко-Вогульский национальный округ со столицей Остяко-Вогульск (Ханты-Мансийск в настоящее время). Там начали строить культбазу, больницу, школу, и проводить коллективизацию. Больница остякам понравилась, а коллективизация нет. Вызывало недовольство и то, что детей отбирали для обучения в школе-интернате. Еще и с неймингом как-то некрасиво получилось: “Куль” - это злой дух. Как бы вы отнеслись, если бы у вас забрали детей, и отправили на "базу злого духа"? Вот и местным жителям не очень это понравилось, а когда их обложили налогом, то они и вовсе приуныли. Называлось это “твёрдое задание”, и для выполнения его нужно было сдать пушнины, оленины и рыбы чуть больше чем дофига. Пример “задания” одной семье: по рыбе 5 тонн, по пушнине на 100 рублей, дичи 100 пар, по оленям 20 голов. Расплачивались за это гособлигациями, которые имели пользу невеликую, да и чаще всего не погашались.
Зимой 1931 года правдами и неправдами детей собрали в школу, и там вспыхнула эпидемия ветряной оспы. Родителей к детям не допускали. Назревает возмущение. Бывший председатель туземного совета Иван Андреевич Ерныхов решает провести сход, и втайне посылает соплеменникам специальную дощечку, на которой они должны поставить свой родовой знак - тамгу - как согласие на участие в сходе. На сход явились 40 человек, и было постановлено школу закрыть, культбазе в помощи отказать, рыбу и пушнину добывать самим для себя. Был проведен обряд гадания на топоре - “поры”, и выпало властям не подчиняться, а начинать восстание.
Вышло два отряда, один направился в школу освобождать детей, а второй в село Полноват за подмогой. К культбазе приехали сотни оленьих упряжек, и детей забрали. Второй отряд на пути к Полновату встретил работников райцентра, и в результате переговоров повстанцев уговорили вернуться к культбазе для дальнейшего мирного обсуждения. 10 января прошло собрание, на которое активных зачинщиков бунта не допустили. Договорились переизбрать туземный совет, и порешать вопросы рабочим порядком. Все расходятся. Конец первого акта.
Но власть обиды не простила, и готовятся аресты бунтарей, о чем поползли слухи. В марте на очередном сходе было решено уходить в дальнюю тундру, однако уйти успевают не все. Четырех казымцев арестовала опергруппа ОГПУ, остальные успевают уйти на сотни километров к священному озеру Нум-то. Там ханты обнаружили, что в священном озере ведется вылов рыбы, весьма огорчились от этого, и потребовали прекратить, но были посланы в грубой форме. Стали думать, что делать дальше. Провели еще несколько больших собраний и гаданий. Выбрали предводителем Ефима Семёновича Вандымова. Несколько раз велись переговоры с представителями власти, но к согласию так и не пришли. Очередная группа советских переговорщиков в декабре 1933 в стойбище “Шесть чумов” была схвачена, и взята в заложники. Бунтари составили требования к властям: снизить налог, насильно не собирать детей в школу-интернат, отпустить четверых арестованных. Срок выполнения требований — месяц.
Снова проводили собрание и “гадание на топоре”. Шаман Яков Молданов, проводивший обряд, объявил, что боги требуют смерти заложников. Впервые за многие годы на Кызыме было проведено человеческое жертвоприношение. Пятерых заложников обвезли на санях вокруг сопки, и удавили веревками.
Жертвоприношение. Святилище Торум Маа
В конце декабря из Свердловска прибыла карательная группа ОГПУ. Бойцы были слабо подготовлены для действий в зимней тайге, и на рожон не лезли, понимая, что у ханты преимущество в навыках, хотя числом они уступали карателям. Переговоры ведутся до февраля, но мятежники отказываются отпустить оставшихся заложников без выполнения условий. Шаманы уверяют людей, что как только вскроется река, на помощь придут белогвардейцы на пароходах. Откуда такая идея возникла у них в 1934 году, не вполне ясно. А вот из Москвы на помощь отряду ОГПУ были присланы вполне реальные аэропланы, которые с воздуха вели огонь по чумам.
По официальным данным, в столкновениях погибли всего пятеро: муж и жена вступили в перестрелку с ОГПУ, застрелили троих бойцов, но и сами были убиты. Но сами ханты и ненцы говорят о 20-30 пострадавших.
Опергруппа арестовала 88 человек. 34 из них были отпущены как непричастные, 11 приговорены к расстрелу, остальные получили сроки. Позже еще трое были отпущены, и трое умерли во время следствия.
В декабре 1993 года прокуратура Тюменской области пересмотрела дело о Казымском восстании. Участникам его в реабилитации отказано.
Такова, вкратце, история Югорского восстания.
А ещё, по этим событиям режиссёром Алексеем Федорченко снят фильм по мотивам прозы Дениса Осокина. Вот что говорил сам Федорченко о фильме:
"…Мне рассказали о своем деде, князе Молданове, который был одним из организаторов восстания казымских народов — хантов и лесных ненцев — против советской власти в начале 30-х годов под предводительством шаманов.
Мне это так понравилось. Показалось очень необычным, ведь это фактически фэнтези, только основанное на реальных событиях. Я стал собирать материал и проработал над сценарием восемь лет с перерывами."
На кинофестивале «Кинотавр» в 2015 году фильм получил приз «За лучшую режиссуру».