"Дом из войлока" Казахская юрта

В процессе адаптации в экосистему, создании хозяйственно-культурных типов кочевники произвели на свет шедевр мировой цивилизации - казахскую юрту. Казахская юрта является своего рода квитэссенцией многовековой культуры казахского народа. С ним была связана вся жизнь казахов, поэтому она занимала особое место в повседневном быте. Юрта, приспособленная к кочевой жизни и очень эффективное средство в процессе кочевания соответствует всем требованиям кочевого образа жизни: мобильна, легко разбирается и быстро устанавливается на новое место.



Шанырак (навершие юрты) был семейной реликвией, символом продолжения рода. Он передвался из поколения в поколение. Старшие дети отделяют родителей получали енши (свою долю), в юрте оставался самый младший сын. Хозяйство у него было общее с отцом, он был наследником всего его богатства и назывался шанырак иеси. Когда умирал последний представитель рода, на его могиле оставляли шанырак. Символ шанырака - крест в круге -знак вечного движения в природе солнца, символ эволюции, развития жизни.



Кереге - сборно-раздвижное основание юрты, которое состоит из отдельных секции решеток (канат), соединенных друг с другом, и образует тем самым круговую стенку юрту; канат представляет собой скрепленные по диагональным осям планки (саганак), что в и позволяет растягивать или же стягивать их.



Уык - купольная жердь, в своем множестве образующие крышу юрты.Купол юрты, ее крыша, образуется из изогнутых жердей (реек) - уык, размер и количество которых зависит от величины юрты, т.е. чем больше в ней канатов, тем длиннее и массивнее утки.



По числу секции (канат), соединенных в кереге, определяется размер юрты: шести-восьми канатная. Большинство казахов жили в шести канатной юрте.



По окружности купольного круга шанырак подвешиваются разноцветные шерстяные шнуры аякбау с кистями на концах, с преобладением красного цвета, или треугольные подвесы тумарша с пуговицами, которые выполняли функции оберега
.


После установки всей конструкции юрту сверху накрывают киизом (войлоком). Существует 4 вида войлока для юрты: туырлык, узик, тундик и кииз есик. Сначала стены накрывают туырлык (кошмой). Длинными шнурами ее привязывают к уыкам. Потом набрасывают узик (от верхней части стен до верха юрты и тундик – на самый верх шанырака. Двери юрты накрывают кииз ежик.



Войлочное покрытие богатых, а иногда людей среднего достатка украшались узорной аппликацией, придававшей юрте особую нарядность. Туырлык расшивали по основанию и боковинам, узюк - по основанию, а иногда в виде крупного узора на купольной части, тундик- по всей площади.



Внутреннее убранство юрты диктовалось традиционным расположением вещей, мебели и утвари различного назначения.



Войлочное покрытие бывает из трех видов полотен, различных по своим размерам и формам: туырлык - покрытие основание, узюк - покрытие купола, тундик-покрытие шанырака. Все они делались из чистой шерсти и края получаемых полотен обшивались плетеным шнурком (жиек).



Считалось, что мастер умрет если сделает и юрту и дверь к ней. По видимому, изготовление остова юрты и двери разными мастерами было обусловлено представлением об обязательном соединении в юрте двух начал "мужского и женского", реализовавшегося в соединении жениха и невесты.



В центре юрты находится очаг. Это не только топографический центр ее, но и функционально важное, сакральное, священное место. Прочитание очага выражалась в умилостивлении духа огня - хранителя очага. При первом заходе в юрту свекра или свекрови в свадебную юрту (отау) невеста лила растопленное сало в огонь очага. При этом отправитель обряда и присутствующие женщины проговаривали: "От-ана, Май-ана, жарылка" - "Мать-огонь, мать-Умай, блогослови". С почитанием очага, уважительным отношением к нему связаны запреты специально тушить огонь. Для далеких предков казахов угасание огня в очаге означало прекращение жизни семьи. Поэтому одним из самых тяжелых проклятии было: "Ошакта отын сонсін - "Пусть погаснет огонь в твоем очаге". В представлении казахов казан-ошак (очаг) является сиволом продолжения рода, функционирования семьи, поэтому казахская пословица гласит: "катыныннан айырылсан да казан-ошагыннан айырылма" киіз уй - "Хоть с женой разведешся, но некому не давай свой казан-ошак". Место складывания семейных принадлежаностей - дук маркирует самую почетную часть юрты - тор - место, обладающее "наивысшей культурной ценностью". Устойчивое сохранение четкой маркировки почетного места тор постельным вещевым комплексом, вертикальной ее структуры, строгой последовательности ее слоев и особого способа складывания связана с представлением о связи ее с понятиями полодородие (плодовитость) - богатство - счастье. На эту мысль наводит ряд казахских запретов, связанных с жук: нельзя взбираться на него, иначе благополучие, счастье уйдет (бак кеин кетед); станешь бедным (кедей боласын); это грех (обал болады); нельзя перешагивать через подушку, наступать на него и т.п.

Следующий аспект символики юрты - символизация социального (брачного) положения. Существует казахские выражения для обозначения брачного возраста - "Он бесте отау иеси", дословно "в пятнадцать лет -хозяин отец". Слово отау обозначает свадебную юрту. В честь установки свадебной юрты приносили в жертву барана. Женщины, принимавшие участие установке юрты, получали от матери жениха подарки за помощь при поднятии купольного круга (шанырак котерер), за покрытие юрты войлоками (отау жабар) и "выкупа" за осмотр новой юрты (отау коримдик).

Чрезвычайно сложна символика смерти, отраженная в юрте. Юрту в которой кто-либо умер, легко было отличить по внешнему виду: ее выделял среди других юрт, прежде всего траурный флаг. Практически вся символика юрты, связанная со смертью, выражала идею принадлежности к миру мертвых, все действия совершлись с противоположным знаком. При оплакивании покойного женщины вставали спиной к очагу, лицом к решеткам юрты (в обычной ситуации это нежелательно, поскольку очаг - семантический центр, наиболее ритуальное место в юрте). В случае смерти человека, отмеченного какими-либо особенно отрицательными качествами, его тело выносили из юрты не через дверь, а протаскивали под отверстием приподнимаемого остова юрты. У казахов этот способ использовали в случае похорон двух или более человек. Одного из них выносили через дверь, а второго приподняв решетчатое основание юрты - жабыктан шыгарады.

Этикетные нормы традиционного казахского общества запрещали подъезжать к аулу и юрте на скаку или бегом (ауылга карап шаппа, жугирме) - это также считалось знаком известия о чьей-либо смерти. Входить в юрту следовало друг за другом; одновременное перешагивание порога с кем-либо осуждается, поскольку это разрешается только во время похоронно-поминальных обрядов.

Другим проявлением ситуации "смерть" являлось разрушение деревянного остова юрты, особенно дверных косяков. С этим связан запрет в обыденнной ситуации вставать на порог и опираться, прислоняться к дверному косяку, держаться за притолоку и т.п. - "босагага турма жетим боласын",-"не вставай на порог, осиротеешь".

В целом выражения, характеризующие целостность, сохранность, устойчивость деревянного остова юрты и ее войлочных покрытий, символизировали у казахов благополучие. Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, плодородия, роста, благополучия ее обитателей. На достижение этих целей была направлена вся обрядовая практика кочевого социума, с ними были связаны и ими определялись категории и морали традиционного общества.

Таким образом, древнее жилище предков, место их постоянного обитания сакрализовано, защищено от зла. Форма жилища, его части, обращенные во все стороны света; материал, из которого строилось жилище, фактура, цвет, качество компонентов, составляющих юрту, все это связано с понятием - идеологическим зодчим и хранителем семейного благополучия древних казахов.
Все фотографии © Nikolay Postnikov