Иван Купала на Светлояре

К тому же, в этот день в селе Владимирском, которое расположенов непосредственной близости к озеру иявляется местным туристическим центром,отмечается праздник Владимирской иконы Божьей Матери водноименном храме. Этоо дин из древнейших деревянных храмов Нижегородского края, был заложен в 1766 году.

Самое интересное все же в этом месте то, что почитают его все без исключения - и православные, и староверы, и язычники - значит на самом деле есть у этого места какая-то тайна, какая-то сильная энергетика.



Деревянная церковь, от которой стартует в полдень крестный ход до Светлояра. Народу пришло довольно много, рядом расставили палатки с шашлыками и водочкой - все как положено.



Нарисовались какие-то сектанты, которые долго терли полиции, что они за Святую Русь, воскресение церковной морали и ещё хрен знает что.



В итоге им все же запретили идти под своими знаменами за крестным ходом, отчего они сильно обиделись и пошли сами к Светлояру. Кстати, на редкость терпеливый и вежливый попался полицейский



Немного портретов



В полдень вынесли икону, с которой и пошли до Светлояра



Сначала совершили крестный ход вокруг церкви



Потом пошли к озеру. По пути все старались присесть, чтоб нам ними пронесли икону.



Правда, кто-то и встать не смог, но все равно молился...



Крестный ход на аллее у Светлояра



Так как тут народы было сильно больше, то соответственно и желающих было намного больше, не все успевали...



Ну а кто-то и не лез под икону, я просто загорал на берегу



Крестный ход шел до этой небольшой церквушки, а потом ещё и вокруг озера



Брейгель какой-то



Около этой церкви есть пара камней, около которых многие преклоняются. Что с ними связано я не знаю, если четсно



Исторически сложилось, что крестные ходы, как и вообще ходить вокруг Светлояра, положено посолонь, то есть по часовой стрелке, что противоречит обрядам православной церкви - посолось ходят старообрядцы, православные же - противосолонь. Так и православный священник, который по привычке пошел сначала противосолонь, был сразу окрикнут, что мол, не в ту сторону идем, батюшка. Он послушно развернулся и пошел в другом направлении.



Ну а теперь надо бы немного про сам Светлояр рассказать.

Озеро Светлояр в числе четырех объектов природы Нижегородской области отмечено в сводке «Примечательные природные ландшафты СССР и их охрана», где включено в группу «Озера, имеющие большое эстетическое значение (озерно-ландшафтные заказники)». Расположено близ с. Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока Ветлуги. Площадь водного зеркала около 12 гектаров, длина озера — 210 м, ширина — 175 м.

Это озеро называют маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами, уникальное озеро задает исследователям множество загадок...» Несколько гипотез спорят о его происхождении. Высокие южные и западные береговые склоны, округлая форма озерной ванны, ровная береговая линия, большие глубины (29,2. м) дают повод предполагать карстовое происхождение озера. В. В. Докучаев (1886) относил его ерам, С. С. Станков (1951) — к озерам смешанного происхождения. Но работы Горьковской геологоразведочной экспедиции показали, что карстующиеся породы отсутствуют до глубины 250 м, а залегающие на большей глубине известняки, гипсы, ангидриты не затронуты карстовыми процессами. Есть высказывания о его ледниковом (эоловом) происхождении. По мнению геолога Г. И. Блома, Светлояр — остаток древнего русла Люнды.

Участник экспедиции журнала «Смена» (1968) геолог В. И. Никитин считает, что котловина озера лежит в узле пересечения двух глубинных разломов земной коры: опускание и размыв пород и послужили причиной образования озера. Неотектонический провал мог возникнуть, в частности, во время землетрясений 1596 года, которое было отмечено в Нижнем Новгороде, или 1807 года, 5—6-балльные толчки которого были зарегистрированы близ впадения Ветлуги в Волгу. Есть еще одна гипотеза. Известно, что ванна озера представляет собой глубокую впадину с двумя опоясывающими террасами: одна — на глубине 6—8 м, другая — на глубине 18—20 м. На верхней из них обнаружены остатки елового леса. Участник экспедиции журнала «Смена» гидролог Д. А. Козловский высказал предположение, что Светлояр образовался в несколько приемов: его глубоководная чаша возникла около 1500 лет назад, нижняя подводная терраса — около 800 лет назад, верхняя — 350—400 лет тому назад. Последняя цифра подтверждена исследованиями древесных остатков радиоуглеродным методом. Возможно, это последнее заполнение чаши озера каким-то образом и послужило основанием к созданию легенды о погрузившемся в воды Светлояра граде Китеже.

Озеро необычно по своим гидрохимическим особенностям. Удивительна вода Светлояра: может много лет храниться в сосуде, не теряя исключительной чистоты, прозрачности и вкусовых качеств. Это принесло ей славу святой, она широко известна далеко за пределами области. Светлояр питается за счет родников, которые бьют со дна; только один из них можно наблюдать и на берегу, в южной части озера. Гидрологи относят слабоминерализованную воду озера к гидрокарбонатно-кальциевому типу. В нижних слоях ее температура 3—4=С, Возможно, «святые свойства» светлоярской воды следует объяснить тем, что озеро постоянно пополняется из глубинных горизонтов водой низкой температуры и без бактериальной флоры. Но и гидрохимическая загадка озера до конца еще не разгадана.

Светлояр имеет большую научную ценность и как местообитание интересных видов растений и животных. В воде и на берегах его произрастают редкие и охраняемые растения — рдест длиннейший, тростянка овсяничная, кувшинка чисто-белая, кубышка желтая, а на сфагновом болоте, примыкающем к его северным берегам, встречена редкая орхидея лосняк Лёзеля, тундровый кустарник ива лапландская и северное насекомоядное растение росянка английская. В водах озера обитает особый, тоже типичный для севера комплекс коловраток — мелких червей размером 0,01—2,5 мм. Эти планктонные организмы активно участвуют в самоочищении водоема. В прошлом на озере обитало реликтовое животное Красной книги СССР — выхухоль

Светлояр повидал на своих берегах десятки экспедиций. Первыми начали его исследование студенты Казанского университета еще в конце XIX века. Они разбивали шатры своих палаток в гуще молившихся и споривших о вере людей. Бывали и прокляты за покушение на святость озера, но с терпением и упорством вершили свое научное дело.
Но никто из учёных не искал пропавший Китеж. В их отчётах подробные промеры озера, описание трав, растущих на его берегах, анализ грунтов, взятых из пробитых шурфов.
Ученых не интересовало подтверждение легенды. Они — сухари, им нужна бытующая реальность. Их фантазия связана опытами, анализами, пробами... Дальше этого они — ни шагу. Редкий ученый позволит себе вольность предположения, да и то ученый с именем, который многими трудами подтвердил свою академическую привязанность.

Но все-таки на Светлояре побывала одна экспедиция, которая искала затонувший город. А снарядила ее на берега озера “Литературная газета”. По научным меркам это была чистой воды авантюра. И ученые, что вошли в состав экспедиции, “подыграли” газете и, забросив свои кабинеты, решили немножко отдохнуть от науки и пополнить племя мечтателей-фантастов. Хотя, как показывает ход экспедиции, исследования на озере проводились по всем академическим правилам. А некоторая хаотичность, которая присутствовала, именуется учеными разведкой, своеобразным мозговым штурмом, когда добытые результаты не дают стройной системы исследований, но способствуют выдвижению новых гипотез.

Три летних сезона посещала берега Светлояра экспедиция “Литературки”. Серьезных научных отчетов об этих изысканиях нет, а вот газетных публикаций много.
Экспедиция “Литературки” работала не торопясь и тщательно. Пять раз был пробурен придонный ил. А эта работа не из легких, если учесть, что глубина озера, только до иловых отложений, три десятка метров.

Второй забур принес сенсационную находку: “В придонном слое ила обнаружены остатки... древесины. Это зримые кусочки гнилого, но еще твердого дерева размером в пять-шесть сантиметров в ширину и до одного в длину. Было хорошо заметно, что один из кусочков имеет косой срез. Может быть, это след топора или ножа. Археологи тут же забрали находки к себе и почти весь день колдовали над ними, разглядывая в увеличительные стекла.
Для геологов открытие состояло в другом. В той части озера, где была пробурена скважина, имелся придонный слой ила особого состава. Он отличался от того многометрового слоя осадков, которыми был придавлен”. Может быть, это и есть остатки легендарного Китежа?

Вечером находки с радостью обмыли, а утром уже были на озере. То место, где нашли кусочки дерева, “просветили” эхолотом. И тут на исследователей обрушилась новая сенсация. На эхограмме отчетливо проступала овальная аномалия — тот самый придонный слой ила.
Позднее геолокатор подтвердил наличие аномалии. Больше того, нашли еще один участок, где под илом и тонким слоем придонной породы было нечто не пропускавшее звук.
А теперь взгляните на карту озера. Вам ничего не напоминают контуры аномалии? Разве не похож овал на город, а вытянутое нечто на городской вал?
Вот эта озерная зона и стала на долгие годы предметом особого внимания исследователей. Члены экспедиции “Литературки” назвали ее зоной “К”. Объяснять почему, видимо, не надо.



В это же время тут проводится фестиваль, который привлекает множество людей со всей России.



Его дневная программа очень хорошо описывается вот этой фотогравией



Хотя народу пьяного было порядочно, все вели себя довольно тихо и просто наслаждались моментом.У полиции особых проблем не было



Ближе к вечеру любители "активного" отдыха разошлись и все наполнилось более адекватными людьми, котрый приехали просто хорош провести вечер. Все девушки плели огромные венки, отчего цветов в округене осталось в радиусе километра.
Немного портретов



Более религиозные люди продолжали ходить вокруг озера - надо пройти минимум три круга.



Кто-то просто медитировал в одиночестве на берегу озера



После заката началась культпрограмма, которая, скажу я вам, оказалась очень даже ничего - не Надежда Кадышева, а очень приятная народная музыка, которая на фоне послезакатного неба и Светлояра, людей со свечами и в венках звучала совершенно мистически.



Уже ночью все присутствующие взяли свечи и дружно пошли ходить вокруг озера. Причем народу только прибывало



Ближе к полуночи девушки стали отправлять свои венки в далекое плавание по глади озера





А закончилось это все для меня забавными криками-проповедями поддатого парня из воды: "За Русь! Святая вода! Войдите в неё!" и проч. Егос улыбками и смехом слушали все присутствующие.

Вообще, довольно странное впечатление как от места, так и от праздника. Надо сюда съездить осенью, когда не будет купального сезона и вообще не будет столько народу. Обязательно надо!