Как создавалось Минское море

10 июня 1956 года в Беларуси, в 10 километрах от Минска, был открыт первый пляжный сезон на Минском море. Да, в Беларуси тогда появилось свое собственное море, простирающееся на ширину 6 километров и в длину 12,5 километра. И тогда же американские газеты запестрели заголовками, что мол Советы долгое время скрывали информацию о важном стратегическом объекте, имеющем название Минское море, где находится секретная база подводных лодок.
Но Минское море никакого отношения к военным вопросам не имело и не имеет. Сейчас это самое любимое место пригородного отдыха минчан. На берегах моря построено множество санаториев и пансионатов, где отдыхают и беларусы,и гости из других стран.


Идея о создании крупного водохранилища рядом с Минском появилась еще в 30-е годы прошлого века. Во-первых, строились крупные индустриальные предприятия, требующие большое количество «технической воды». Во-вторых, протекающая через город река Свислочь весной и осенью заливала большую часть Минска.



А в 1931 году такой разлив даже привел к человеческим жертвам. Поэтому в 30-х годах появилась идея создания недалеко от города крупного водохранилища, и началась разработка его проекта. Но, увы, авторы этой идеи и проектировщики были объявлены вредителями. Якобы они хотели специально поместить рядом с городом огромный резервуар воды, чтобы затем опрокинуть его на город. В результате практически все, связанные с этим проектом оказались в застенках НКВД.
Только в 50-х годах прошлого века вопрос о создании такого объекта был снова поднят, причем на уровне Совета Министров БССР и его Председателя К.Т. Мазурова.


. С 1952 по 1953 годы был разработан проект, и уже в 1953 году началось строительство. Но прежде с места работ была выселена небольшая деревушка. Из источников известно, что сам Мазуров приезжал уговаривать жителей деревни на переселение.
Со строительством Минского моря связана почти детективная история. Гидрогеологи совершили ошибку,не исследовав достаточно хорошо почву. В ходе работ была обнаружена масса ила, который никакая техника не могла убрать, так как он просто вытекал из ковшей экскаваторов, а на иле помещать водохранилище было невозможно. Высокая комиссия приняла решения о закрытии проекта. И тогда начальник строительства водохранилища Анатолий Федорович Кошкин, имеющий военную специальность взрывника, предложил ил взорвать. Но все инстанции строго настрого запретили это делать. И тогда Кошкин заручился неофициальной поддержкой Мазурова, суть которой заключалась в том, что официальные бумаги будут подписаны только после удачного выполнения взрывных работ. Он отправился в Ленинград за 20-ью тоннами тола, имея удостоверение научного корреспондента всесоюзного института МВД. Но вначале нужно было подписать бумаги в Генштабе в Москве, где как раз в это время хоронили Сталина, и все документы о взрыве подписывались непосредственно в Колонном зале, где тогда. находился весь Генштаб. Затем согласования в Ленинграде... И, наконец, два вагона взрывчатки были получены. Но официально их не было. Поэтому всю взрывчатку по приезде в Минск пришлось прятать на болоте, недалеко от поселка Ратомка. Взрывы были запланированы на 9 мая 1953 года, как салют Победе. Операция прошла удачно, ил был взорван и строительство продолжено. И только тогда все официальные документы на взрыв были подписаны.


Еще одно авральное событие связано с приездом в начале 1955 года на стройку Н.С. Хрущева, на тот момент Генерального секретаря КПСС. Когда его ознакомили с планом наполнения чаши водой осенью того же года, при самом низком уровне воды, как это соответствовало мировой практике, первый человек в государстве заявил, что он не намерен ждать осени, и уже летом приедет купаться в новом водохранилище. В результате были объявлены авральные работы, люди сутками не имели выходных, на стройку прислали солдат- срочников, даже не успели перенести на другое место небольшой торфяной заводик. Но чашу моря заполнили за пол-года. В нее с самолета запустили мальков различных рыб. И на удивление всех строителей над морем появились чайки, которых в этих местах и подавно не было.
Вначале водохранилище назвали Гонолесом, по имени близлежащей деревни. Но приехавшая принимать объект Госкомиссия приняла решение назвать его Минским морем. И вот уже больше 50-ти лет бетонная дамба сдерживает 200 тысяч кубометров воды.



На берегах, засаженных деревьями, среди которых больше всего сосен, расположились комфортные зоны отдыха.


Здесь всегда много любителей рыбной ловли, так как вода водохранилища считается довольно чистой и водится много рыбы. В летний сезон курсирует теплоход, который отвозит желающих на островки моря.



А над водой кружатся чайки, и их крики ничем не отличаются от крик чаек Черного моря или Средиземного.